Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Трошина Е. С. Изготовление "игрушки-зверушки" из папье-маше на уроках декоративно прикладного творчества в детской школе искусств

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


Основной задачей занятий в школе искусств является развитие художественных способностей учащихся. Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием творческого потенциала. [1, с. 16 ]Они направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей каждого ученика.
В условиях образовательной деятельности изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания детей, а также для их всестороннего развития.
На занятиях декоративно-прикладного искусства освоение материала проходит в процессе творческой деятельности детей. Работа осуществляется в форме практического занятия.
Целью методической работы является ознакомление и приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, а также в выявлении и развитии творческих способностей учащихся на формирование устойчивого интереса к урокам декоративно-прикладного искусства. Папье́-маше́ (фр. papier mâché букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях из папье-маше изготавливают даже мебель и светильники». Трудно представить, но в Древнем Китае (202 до н.э. — 220 н.э.) из папье-маше делали даже доспехи! В те времена такая защита была самым технологичным оснащением, она выдерживала попадание стрелы и скользящий удар меча. Ко всему прочему, бумажные доспехи очень мало весили, что позволяло бойцу быстро двигаться в бою.[1, с. 37].При таком широком спектре применения техника изготовления папье-маше предельно проста и понятна ребенку. Детям интересен сам процесс, а результат, как правило, превосходит ожидания. По крайней мере, в первый раз точно. А далее ребенка ждет еще и увлекательная роспись своего изделия!
Помимо того, что при изготовлении папье-маше мы получаем «штучное» и уникальное изделие, параллельно мы тренируем у младшего школьника такие важные качества, как мелкую моторику, усидчивость и умение двигаться к цели маленькими шагами. Каким образом? Давайте рассмотрим подробнее. Не секрет, что на занятиях в начальной школе ребёнок должен владеть определёнными навыками ручного труда, но не у всех детей хорошо развиты мелкие движения рук.
Что же происходит, когда ребёнок делает папье-маше? Для развития мелкой моторики здесь присутствуют такие упражнения, как:
1.       техника «рваной аппликации» - когда ребенок рвет газету/бумагу и накладывает ее на основу;
2.       в какой-то степени, складывание неровных кусочков бумаги в единое целое можно сравнить с мозаикой;
3.       наклеивание бумаги на поверхность, используя клей и кисть;
4.       роспись готового изделия во всевозможных техниках.
Тренировка движений пальцев и кисти рук повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Активизируется моторика руки. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. [3, с. 20 ]
Развитие усидчивости достигается тем, что все-таки работа достаточно кропотливая, кусочки бумаги должны быть не очень большими, но при этом и не совсем маленькими. Наложить нужно 2-3 слоя за один раз, затем оставить изделие на просушку до полного высыхания. Затем снова наложить 2-3 слоя. И так до достижения нужного количества слоев (не менее 6). Чем больше слоев, тем прочнее изделие! Получается, что на изготовление уйдет несколько дней. А впереди еще масса интересных действий: шлифовка, грунтовка и, конечно, финальная покраска изделия. А затем, рисунок можно закрепить еще и лаком, конечно, с помощью взрослого. Как тут не научиться усидчивости и терпению! А еще необходимости регулярно, на протяжении нескольких дней, выполнять определенные действия, чтобы добиться результата.
Помимо этого, нужно не сбиться со счета, сколько слоев уже нанесено и сколько осталось наклеить, еще и запомнить эти значения до следующего занятия. А это, в свою очередь, тренировка счета и памяти при одновременном развитии творческой деятельности. Таким образом, папье-маше способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера: ловкость рук, внимательность, воображение, трудолюбие и усидчивость. В результате выполнения этого нехитрого задания кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыками ручного труда.
В процессе освоения декоративно-прикладного искусства должны быть поставлены и решены следующие задачи:
Обучающие:
- моделирование фигуры животного и фигуры человека в соответствии с ее характером и заданными пропорциями;
- разработка стилизованной композиции в декоративно-прикладном творчестве;
- знакомство с техникой работы каркасной куклы;
Развивающие:
- пространственное мышление;
- умение работать с фактурными материалами.
- фантазия;
- моторика рук;
- образность;
- творческие способности.
Воспитывающие:
- любовь к животным;
- способность работать на время;
- умение работать в коллективе.
Развитие способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Обучение и воспитание служат решающим фактором в формировании творческих способностей.
Заботясь о развитии у школьников творческих способностей, педагог должен знать те моменты, которые могут служить первым побудительным фактором привлечения внимания, интереса детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством.
Однако и этот вид работы школьника должен проходить под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, активизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень активно. Учитель может провести предварительную беседу, использовать изобразительный и наглядный материал, показать примеры из творчества выдающихся художников.
Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: куклы-игрушки должны быть выразительны, художественно оформлены. Яркие, красивые изделия привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Побуждают и развивают устойчивый интерес к занятиям.
О материалах:
5.       Фольга для каркаса ( одного рулона хватит на две поделки)
6.       Проволока Ø 1-1,5 мм и Ø 0,5 мм;
7.       Глиняная масса das( половина маленькой пачки)
8.       Туалетная бумага 1 рулон
9.       Клей пва 1 тюбик
10.   Ножницы
11.   Акриловые краски
Последовательность изготовления работы.
1.Предварительно из фольги скатываем каркас игрушки в форме конуса около 10 см в высоту, а также скручиваем из фольги четыре жгутика толщиной 3 мм и длинной 2,5 см.
2.Плоскогубцами кусачками откусываем проволоку 5 см длинной и скручиваем в петлю.
3.Втыкаем проволочную петлю в каркас из фольги.
4.Берем глиняную массу и облепливаем 4 жгутика( формируем ручки и ножки игрушки) и формируем голову игрушки.

5.Отрезаем 5 кусков туалетной бумаги длиной 10 см, при помощи кисточки обмазываем их клеем пва, и складываем друг на друга. Обматываем фигурку этой бумагой, формируя складки одежды.

6.Высушив фигурки, раскрашиваем их акриловой краской

7.При помощи проволоки прикрепляем игрушке ручки и ножки

Заключение
Декоративно-прикладное искусство дает учащимся возможность научиться передавать свои мысли и представления средствами пластического языка, т. е. учит их пользоваться языком художественных образов.
Занятия развивают творческие способности, приучают детей к самостоятельности в работе, дают возможность полнее выразить свои мысли и чувства. В своих работах дети непосредственно выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира.
В методической работе просматриваются межпредметные связи с композицией, рисунком, живописью.
Изображения сюжетов из окружающей действительности желательно строить таким образом, чтобы они были связаны с зарисовками с натуры.
Также на занятиях учитель знакомит с правилами изображения человека, пропорциями человеческого тела, дает схемы движения человеческой фигуры и животного.
Занятия декоративно-прикладным творчеством имеют большое значение для создания атмосферы сотрудничества: они дают возможность ближе познакомиться с духовным миром воспитанников, узнать особенности характера каждого ученика, проследить, как развиваются его способности образного представления и воображения.

Список использованной литературы

1.Иванова Е.П. Поделки из папье-маше. М.: ООО «Книжный клуб семейного досуга». 2011. 64с.
2.Лыкова И.А. Мастерилка. Детское художественное творчество. Издательский дом «Карапуз» 2008. 68с.
3. Матюхина Ю. А., Медведева О. П. Папье-маше. Нехитрая наука бумажных шедевров. М.: Феникс. 98с.
2021