НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ковалева Т.В. Педагогические условия обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


Аннотация: статья посвящена проблеме обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделено особенностям построения непосредственно образовательной деятельности, в ходе которой осуществляется обучение грамоте
Ключевые слова: грамота, обучение грамоте, дети, старший дошкольный
возраст.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения дошкольника. В эту задачу входит подготовка к обучению грамоте и занимает особое место в развитии детской речи.
Грамота — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении значение отдельных слов и предложений, смысл текста, овладение письменной речью. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Проблема обучения грамоте детей дошкольного возраста не является новой. Исследованиями в области обучения грамоте детей дошкольного возраста занимались многие психологи, педагоги, лингвисты, такие как                Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, А.М. Леушина, О.И. Соловьева, М.М. Конина. Все ученые, как прошлого столетия, так и современные, пришли к единому мнению что, организуя работу по подготовке к усвоению грамоты, всегда следует помнить главное: учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы, потребности и ведущую деятельность.
  В настоящее время процесс подготовки к усвоению грамоты детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем. Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников, ребёнку трудно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия.
   Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат -плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Проблема усвоения грамоты особенно актуальна в старшем дошкольном возрасте. Исходя из-за усложнившейся программы школьного обучения, требования к уровню подготовленности ребенка к школе значительно возросли. И родители предъявляет вся большие требования к образовательной организации именно в рамках данной проблемы. Среди обсуждаемых тем чаще всего является вопрос целесообразности целенаправленного ознакомления ребенка с буквами, а также обучение его читать и писать.
Как упорядочить данный процесс, сделать его доступным и интересным для ребенка, показать всю красоту звука, создать оптимальные условия для овладения сложнейшим процессом? Вопрос всегда был и будет актуальным в дошкольном образовании.
  Мы проанализировали педагогические условия освоения грамоты детей старшего дошкольного возраста на базе МАОУ «Центр образования 12»                г.Череповец, Вологодской области.
В процессе экспериментального исследования решались следующие задачи:
1. Осуществить подбор диагностических методик для экспериментального изучения уровня усвоения грамоты детей старшего дошкольного возраста.
 2. Осуществить экспериментальное изучение уровня готовности к освоению грамоте детей старшего дошкольного возраста
3. Осуществить количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методика констатирующего эксперимента была построена на основе исследований А. Н. Леонтьева, К.Д. Ушинского, Е.В. Гурьянова,                          Г.В.Чиркиной. Т. Б. Филичевой, С.П. Цукановой.
Для исследования использованы материалы по исследованию развития речи Ушаковой О. С., Струниной Е.М. Все задания адаптированы в соответствии с задачами исследования. Вопросы задавались детям в индивидуальном порядке и оценивались по 3-х бальной системе. Результаты занесены в сводную таблицу обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста по следующим показателям:
1.Словарь
Выявляются умения:

1)                   активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;

2)                   подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

3)                   понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

4)                   дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).

2. Грамматика
Выявляются умения:

1)                   образовывать название детенышей животных {лиса — лисенок, корова — теленок);

2)                   подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;

3)                   образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься!

4)          потанцуй/ искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);

5)                   строить сложные предложения разных типов.

3. Фонетика
Выявляются умения:

1)                   Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ9 л-р> различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;

2)                   изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;

3)                   подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

4.Связная речь
Выявляются умения:

1)                   В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;

2)                   составлять описание, повествование или рассуждение;

3)                   развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей

   Как показало экспериментальное исследование детей старшего дошкольного возраста у детей средний уровень готовности к освоению грамоты, т.е. дети имеет недостаточно развитый фонематический слух, отмечаются незначительные нарушения в развитии словаря и грамматического строя речи.
Анализ показал, что наибольшие трудности вызвали  заданий, направленные на обследование развития связной речи, в частности отмечаются трудности в согласовании слов в предложении, при составлении рассказа по картинкам, дети чаще всего просто перечисляет нарисованное на картинках.
Исходя из вышеперечисленного, при организации работы по обучению детей грамоте старшего дошкольного возраста необходимо уделить внимание данной работе.
 Проведенное исследование проблемы показало, что в обучении дошкольника грамоте ведущим условием является  развитые у ребенка познавательные процессы (восприятие, память, мышление).  
Не менее важными условиями обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста являются:

1.        необходимый уровня обще речевого развития дошкольников;

2.        процесс обучения чтению и письму должен следовать за периодом формирования у дошкольников языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;

3.        обеспечение многообразных, с преобладанием игровых, форм организации подготовки детей к усвоению грамоты;

4.        взаимосвязь содержания специальных занятий с повседневной жизнью детей.

При обучении детей этого возраста необходимо учитывать, что наиболее важные из достижений этого периода складываются в игре, ведущем виде деятельности ребенка–дошкольника. Подготовка к грамоте детей старшего дошкольного возраста в современных условиях не только возможна, но и необходима.
На основании полученных результатов исследования, анализа педагогических условий мы предлагаем методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений, родителей (законных представителей)
  Методически рекомендации разработаны на основе звукового метода обучения чтению Д.Б.Эльконина и  учитывается ряд особенностей при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста:
1.звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс
запоминания  графического  образа  звука (буквы)
и значительно ускоряет процесс формирования навыка
послогового чтения;
2. последовательность изучения звуков и букв проходит
в соответствии с формированием звуков в онтогенезе и предполагает  чтение слогов с первых занятий;
3. при знакомстве с буквой называть не  алфавитное название ТЭ, КА, а  звук, который буква обозначает [т], [к];
4. графические начертания букв изучаются только в их печатном варианте;
5. при изучении новой буквы о включаются упражнения по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников;
6. для формирования звуко-слогового и звукобуквенного анализа используется символика (графические схемы слогов и слов);
7.материал по обучению грамоте выстраивается в следующей последовательности:
• сочетание из двух букв, обозначающих гласные звуки;
• сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
• сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
• односложные слова по типу СГС;
• двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
• двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
• двухсложные слова со стечением согласных;
• трехсложные со стечением согласных;
• простое двусоставное предложение без предлога;
• простое предложение из 3—4 слов без предлога;
• простое предложение из 3—4 слов с предлогом;
• печатание слогов, слов и предложений предлагается в той же последовательности с постепенным усложнением материала, что и для чтения.
  Содержание занятий по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста предлагаем представить в виде презентаций с заданиями. Презентация включает следующие упражнения:
• называние слов с изучаемым звуком;
• определение позиции данного звука в словах;
• знакомство с буквой посредством художественного слова;
• закрепление зрительного образа буквы путем выкладывания ее из счетных палочек, веревочек, цепочек, палочки т. п.;
• печатание буквы (слогов, слов, предложений);
• звукобуквенный анализ слов с выкладыванием схем
и с последующей заменой фишек уже знакомыми буквами;
• подбор слов к предложенным схемам с частично вписанными буквами;
• упражнение на преобразование слов путем замены одной буквы;
• составление и печатание слов с данным слогом;
• составление и печатание слов из разрозненных слогов;
• дописывание элементов букв, «зашумленные» буквы, ребусы.
Методические рекомендации для родителей по обучению грамоте детей:
1. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь.
 2. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.
3. Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух.
4. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково – т. е. так, как звучит звук.
 5. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву – видим и можем ее писать.
 6. Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.
7. Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.
 8. Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку. Фонематическое восприятие.
1. Словесные игры: - «Назови первый звук»; - «Назови последний звук»; - «Придумай словoна заданный звук».
2. Игры на дифференциацию звуков. Место звука в слове, деление слов на слоги. Алгоритм языкового анализа и синтеза.
 Лексико – грамматический строй.
1. Словесные игры на пополнение словарного запаса: - «Продолжи ряд»; - «Назови одним словом»; - «Часть и целое»; - «Один и много»; - «Назови ласково».
 2. Словоизменение и словообразование.
3. Мнемотаблицы, схемы-дорожки – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов. Благодаря ним ребенок может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. Образование дополнительных ассоциаций облегчает процесс запоминания и помогает воспроизводить выученный материал.
Графo-моторные навыки:
1. Мелкая моторика;
2. Зритeльный анализ и синтез;
3. Ориентирование в пространстве и на плоскости;
4. Графо-моторные задания.
В заключение необходимо отметить, что, опираясь на результаты диагностической работы, работа по освоению грамоты детей старшего дошкольного возраста будет эффективна при соблюдении следующих педагогических условий:
1.       Использование информационно –коммуникативных технологий                    (ИКТ - технологий).
2.       Взаимодействие с семьями детей с использованием практико-ориентированных форм работы.
3.       Испoльзование индивидуального – дифференцированного пoдхода в работе с детьми.


Список литературы

1.        Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте Развитие речи и речевого общения дошкольников. М., 2008

2.        Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 2000. С. 302-311

3.        Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. - 2004. - № 4

4.        Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - 2012

5.        Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. - Ярославль: Академия Холдинг, 2002. – 111

6.        Галкина, Г. Г. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №1 по обучению грамоте дошкольника / Г.Г. Галкина. - Москва: ИЛ, 2011

7.        Галкина, Г. Г. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №1 по обучению грамоте дошкольника. Пособие для совместной работы педагогов и родителей с детьми старшей логопедической группы / Г.Г. Галкина. - М.: Гном, 2011

8.        Галкина, Г. Г. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №2 по обучению грамоте дошкольника / Г.Г. Галкина. - М.: ГНОМ и Д, 2011

9.        Зотеева В. В. Речевое развитие дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. -- 2015. - №2

10.    Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997 - 240

11.    Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Просвещение, 2007

12.    Омельченко Л.В. Познавательно-речевое развитие дошкольников. ФГОС. - М., 2015

13.    Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению. Старший дошкольный возраст, – М.: Гном-Пресс, 1999.

14.    Юрчишина, В. Д. Вижу. Читаю. Пишу. Конспекты занятий по обучению грамоте дошкольников подготовительной группы ДОУ / В.Д. Юрчишина. - М.: Гном, 2012

15.    Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. Реферативная информация. Дошкольное воспитание. —М., 1977



2022