Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf
1) активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;
2) подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
3) понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
4) дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).
2. Грамматика1) образовывать название детенышей животных {лиса — лисенок, корова — теленок);
2) подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;
3) образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься!
4) потанцуй/ искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);
5) строить сложные предложения разных типов.
3. Фонетика1) Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ9 л-р> различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;
2) изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
3) подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
4.Связная речь1) В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
2) составлять описание, повествование или рассуждение;
3) развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей
Как показало экспериментальное исследование детей старшего дошкольного возраста у детей средний уровень готовности к освоению грамоты, т.е. дети имеет недостаточно развитый фонематический слух, отмечаются незначительные нарушения в развитии словаря и грамматического строя речи.1. необходимый уровня обще речевого развития дошкольников;
2. процесс обучения чтению и письму должен следовать за периодом формирования у дошкольников языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
3. обеспечение многообразных, с преобладанием игровых, форм организации подготовки детей к усвоению грамоты;
4. взаимосвязь содержания специальных занятий с повседневной жизнью детей.
При обучении детей этого возраста необходимо учитывать, что наиболее важные из достижений этого периода складываются в игре, ведущем виде деятельности ребенка–дошкольника. Подготовка к грамоте детей старшего дошкольного возраста в современных условиях не только возможна, но и необходима.1. Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте Развитие речи и речевого общения дошкольников. М., 2008
2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 2000. С. 302-311
3. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. - 2004. - № 4
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - 2012
5. Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. - Ярославль: Академия Холдинг, 2002. – 111
6. Галкина, Г. Г. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №1 по обучению грамоте дошкольника / Г.Г. Галкина. - Москва: ИЛ, 2011
7. Галкина, Г. Г. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №1 по обучению грамоте дошкольника. Пособие для совместной работы педагогов и родителей с детьми старшей логопедической группы / Г.Г. Галкина. - М.: Гном, 2011
8. Галкина, Г. Г. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №2 по обучению грамоте дошкольника / Г.Г. Галкина. - М.: ГНОМ и Д, 2011
9. Зотеева В. В. Речевое развитие дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. -- 2015. - №2
10. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997 - 240
11. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Просвещение, 2007
12. Омельченко Л.В. Познавательно-речевое развитие дошкольников. ФГОС. - М., 2015
13. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению. Старший дошкольный возраст, – М.: Гном-Пресс, 1999.
14. Юрчишина, В. Д. Вижу. Читаю. Пишу. Конспекты занятий по обучению грамоте дошкольников подготовительной группы ДОУ / В.Д. Юрчишина. - М.: Гном, 2012
15. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. Реферативная информация. Дошкольное воспитание. —М., 1977