Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Ахметова К. Р. Опыт преподавания предмета ОБЖ в открытой (сменной) общеобразовательной школе (на при- мере МКОУ О (С) ОШ № 3)

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


1. Основы безопасности жизнедеятельности – один из таких учебных предметов, который непосредственно подготавливает учащихся к реальной жизни, учит, как не растеряться в экстремальных ситуациях и быстро отреагировать на сложившуюся ситуацию и принять правильное решение. Всем известно, что самая большая и главная ценность человека – жизнь. А от как ее сохранить – это мы как раз и познаем на уроках ОБЖ. Моя задача, как учителя ОБЖ, выпустить ученика во взрослую жизнь с определенным багажом навыков: воспитать в нем человека с безопасным поведением для себя и окружающих и обладающего здоровьесберегающим мышлением. Высокий уровень современных технологий, используемых в школе, помогает сделать учебный процесс более увлекательным и приближённым к реальности. Следовательно, ученики с помощью различных методов усвоения информации, лучше воспринимают пройденный материал.
Специфика работы в нашей школе предполагает более углубленное изучения некоторых тем ОБЖ, например, таких как «Здоровый образ жизни», «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. В своей работе я применяю элементы следующих образовательных технологий:
1. Интерактивные технологии – для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной деятельности. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающих детей уметь правильно ориентироваться в современной жизни.
2. Учитывая актуальность технологии проектного обучения, часто обращаюсь к ней в своей педагогической деятельности. Именно проектная технология помогает активизации познавательной деятельности учащихся и развитию их творческих способностей. Под методом проектов я понимаю комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых ребятами самостоятельно под моим руководством с целью практического или теоретического решения создавшейся проблемы
3. Здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.
Рассмотрим преподавание некоторых тем из раздела «Основы здорового образа жизни» с использованием различных методов обучения.
В урок на тему «Здоровый образ жизни» можно включить дискуссию «Здоровый образ жизни». Обучающихся следует разбить на группы, при этом каждая группа должна выступить в защиту своего мнения. Во время дискуссии имеется возможность раскрыть особенности индивидуального и репродуктивного здоровья; охарактеризовать социально-демографические процессы и сопоставить их с безопасностью государства. Такая дискуссия не только позволит получить новые знания, но и позволит взглянуть на проблемы здоровья и здорового образа жизни как государственной задачи.
На уроке «Здоровый образ жизни» уместным будет использование метода анализа конкретных ситуаций. Ситуации могут быть различные: от вопросов нерационального распределения режима дня до вопросов об угрозе вредных привычек. Необходимыми будут также дискуссии на аналогичные темы или составление мини-проектов обучающимися. Использование метода решения конкретных ситуаций и других интерактивных методов на таких уроках позволяет показать возможность применения полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни, формировать критические суждения, учит взаимодействию с другими людьми, способствует формированию потребности в соблюдении здорового образа жизни и отношения к здоровому образу жизни как к одному из способов сохранения и укрепления здоровья.
На уроке по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье» необходимо смоделировать ситуации, приближенные к реальной жизни. Решение таких жизненных ситуаций учит выбирать оптимально правильный вариант решения рассматриваемой проблемы и сымитировать его реализацию на практике, усваивать знания об опасных факторах, разрушающих здоровье, анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек, формулировать правила соблюдения норм здорового образа жизни и профилактики вредных привычек.
Помимо работы на уроках по главе «Здоровый образ жизни» мной, как учителем ОБЖ, ведется внеурочная работа антинаркотической направленности.
2. Каждое учебное заведение ищет свой неповторимый, индивидуальный подход в работе, который бы способствовал решению важнейшей педагогической задачи – формированию целостной, гармонично-развитой и социально-зрелой личности. Не является исключением и наше учебное заведение. Не всегда у человека есть возможность своевременно получить среднее образование. Но в школу можно вернуться и совмещать её с работой или другой учёбой. Для этого действуют открытые (сменные) школы. Наша школа хоть и сложная, так как основной контингент обучающихся имеет средние знания, большое количество подростков, состоят на учете в полиции, из малообеспеченных семей и из семей СОП, но безумно интересная, она не банальная как обычная школа, так как здесь необходим более индивидуальный подход к учащимся. Нашей школой накоплен опыт работы с различными категориями обучающихся: у нас учатся и взрослые люди, имеющие жизненный опыт, и отслужившие в рядах Российской Армии, и те, кто в силу разных причин не может учиться в обычной школе. Учителя школы не только доступно и интересно преподают свой предмет, но и являются хорошими психологами, терпеливыми людьми. Педагоги внимательны, при необходимости занимаются дополнительно, практикуют дифференцированный подход. В школе обучаются люди разной возрастной группы от 15 лет и выше. Наша школа является одной из многих учебных заведений, которые создали на своей базе антинаркотическое волонтерское движение. которое пропагандирует ЗОЖ. Для формирования волонтёрской группы в нашей школе была выбрана форма организации по типу «команда», которая представляет собой группу 12 учеников-активистов, имеет своего руководителя-координатора (преподавателя-организатора ОБЖ), установленное место сбора (кабинет ОБЖ) и перспективный план работы на учебный год, который обычно корректируется и дополняется в течение года. Основным движущим и объединяющим фактором участников группы является общение в хорошей компании, выстраивающей свое взаимодействие на основе общественно-значимой деятельности. На данный момент участниками волонтёрского движения являются обучающиеся 10-12 классов. Объединяет их общее социально-значимое дело. Наш отряд создан в 2019 году на базе МКОУ О(С)ОШ №3
В отряде 12 учеников из 10-12 классов от 16 и до 18 лет, интересов разной направленности, но объединяет наш отряд девиз – «Сделай как мы, сделай лучше нас»! Мы решили помимо изучения раздела о здоровой жизни на уроках ОБЖ, приступить к пропаганде здорового образа жизни, заняться внеурочной деятельностью в помощь нашим педагогам.
Ребята волонтерского отряда, под моим руководством, разработали социально- исследовательский проект «Я – человек 21 века выбираю ЗОЖ, как полезную привычку общества»... Выбор нашей темы является продолжением работы, направленной на пропаганду о здоровом образе жизни среди учеников нашей школы
В начале работы над нашим проектом мы провели опрос и анкетирование среди учеников нашей школы, а также жителей, которые проживают вблизи с нашей школой. в результате которого и оформились главные цели и задачи проекта:
Актуальность проблемы
Мы взяли тему для проекта: «Я – человек 21 века выбираю ЗОЖ, как полезную привычку общества», в котором мы подтвердили фактами, что молодежь 21 века должна переосмыслить свое жизненное кредо, понять, что пагубные привычки приносят одни разочарования в дальнейшем, укорачивая жизнь и превращая человека в хронического больного человека. Только придерживаясь ЗОЖ можно сохранить здоровье, привить здоровые привычки. Мы постарались обосновать необходимость в каждом учебном заведении иметь волонтерское движение, которое вдохновляет учащихся на приобщение к здоровому образу жизни.
Молодому человеку необходимо правильное формирование шкалы ценностей в жизни, развивать умения и желание познавать новое, учиться. Стремиться к постоянному личностному росту, в том числе и духовному развитию, к занятию любимым делом. И тогда вредные привычки никогда не станут проблемой для него и его близких.
Практическая часть
Разработка анкет по проблемной теме. Базой для эмпирического исследования послужили 2 методики - опрос и анкетирование. На первом этапе по результатам исследования по проведенной методике «Отношение к здоровью» в виде опроса свидетельствуют, что респонденты наибольшее значение придают эмоциональным переживаниям за свое здоровье, нежели что-либо делают для его поддержания. Несмотря на это считают, что здоровый образ жизни играет важную роль для того, чтобы добиться успеха в жизни.
Сравнительный анализ индивидуальной значимости результатов свидетельствует о принятии ответственности за состояние своего здоровья. Большинство респондентов утверждали, что здоровый образ жизни – неотъемлемая часть их жизнедеятельности. Занятие спортом и отсутствие вредных привычек – считали главными критериями понятия ЗОЖ. В ходе опроса выявился интересный факт. 95% респондентов заявили, что для того, чтобы вести здоровый образ жизни им необходимо больше времени, сила воли, денежные средства и друзья, которые разделят их взгляды
На втором этапе исследования проводилось анкетирование, направленное на изучение критериев определения здорового образа жизни у современной молодежи.
В начале практической части исследования мы разработали анкеты, включив туда не только вопросы ЗОЖ, но и некоторые вопросы ПАВ. Один вопрос приятно удивил многих людей, опрашиваемых на улице, они не предполагали, что в школах есть волонтерские отряды антинаркотической направленности. Мы постарались, чтобы на наши анкеты не только отвечали, но и вопросы вызывали интерес.
В практической части, мы не только провели опрос и анкетирование, но проводили акции и агитации среди учеников нашей школы, подобрали интересную информацию о полезных и вредных привычках, о необходимости существования антинаркотического волонтерского отряда в образовательных учреждениях.
К сожалению, сигареты опрашиваемые не причислили к вредным привычкам, но не исключают что в дальнейшем избавятся от пагубного пристрастия. После акции «Мы за здоровый образ жизни»! в школе из тех процентов, кто сомневался начал задумываться о здоровом образе жизни
По результатам тестирования и мониторинга можно говорить, что нашему обществу требуются знания о ЗОЖ и волонтерские отряды, освещающие здоровый образ жизни.
Опираясь на наше исследование, мы с уверенностью можем сделать вывод, что сегодня гораздо больше тех молодых людей, кто готов менять привычки с вредных на здоровые, что многие люди стали следить за своим здоровьем, правильно питаться, заниматься спортом. Необходимость элементарных знаний о ЗОЖ остается актуальным для молодого поколения. Молодежь требует более глубокого изучения и социальной поддержки, расширенной информации о пагубности ПАВ. А также нужность волонтерских отрядов, освещающих ЗОЖ, показала наша практика в проектной деятельности. В результате исследования мы выяснили, что главные критерии определения здорового образа жизни у современной молодежи – это правильно питаться, не употреблять табачные изделия, спиртные напитки, наркотические вещества, а также заниматься спортом или любой физической нагрузкой. В целом здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Следующий проект мы хотим посвятить тем учащимся, которые не желают придерживаться ЗОЖ по некоторым причинам, изучение этой темы будет интересна нашему отряду. Мы найдем причины и сделаем выводы по этому наболевшему вопросу и более углубимся для направления работы с этой категорией молодых людей.
"Библиографический список"
1. Львова С. В. Организация волонтерского движения в образовательной организации: учеб.-метод. пособие: в 3 ч. / С. В. Львова, Л. Ю. Овчаренко, Ю. В. - Москва: Перо, 2018
2. Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение 2011;
3. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение 2010;
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова, М.: Просвещение 2010;
2021