Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Петрухина А. О. Реализация принципов обучения на уроках технологии

Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf


Аннотация. В данной статье автор раскрывает понятие «принципы обучения», выделяет традиционные и современные принципы обучения. В статье рассматривается реализация принципов обучения на практике и формы организации учебного процесса. Делается акцент на принципах обучения, применяемых в современной педагогике.
Ключевые слова: «мотив учения», «наглядность», «принципы обучения», «трудовое обучение», «развивающее обучение», «цели обучения».
Abstract. In this article, the author reveals the concept of «teaching principles», identifies traditional and modern teaching principles. The article discusses the implementation of the principles of teaching in practice and the forms of organization of the educational process. The emphasis is on the principles of teaching used in modern pedagogy.
Keywords: «learning motive», «visualization», «teaching principles», «labor training», «developmental learning», «learning objectives».
В повседневной жизни принципами обучения сознательно пользуется очень маленький процент общества, причем они слабо выражены и практически не выделяются на фоне остального воспитания. В педагогике идеальной моделью является регулярное применение таких принципов. Их изучение – обязательная часть педагогического образования. Понимание психологии каждого принципа и его применение делает процесс обучения эмоционально легче как для ученика, так и для преподавателя. Это как раз и увеличивает эффективность образования.
Принципы обучения – это те условия, на базе которых строится обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика [5, с. 88].
Если цели обучения определяют – чему следует учить, то принципы обучения устанавливают – как это следует делать.
Впервые принципы обучения были выделены и описаны в труде Я. А. Коменского «Великая дидактика» [3]. Описанные Я. Коменским принципы обучения являются традиционными, проверенными временем.
На сегодняшний день, помимо традиционных принципов обучения выделяют ряд современных. Появление современных принципов обучения связано с тем, что постепенно к процессу обучения предъявляются новые требования, что влечет за собой изменения в организации учебного процесса. Современные педагогические принципы активно внедряются в процесс обучения, наряду с традиционными.
Принципами современного образования являются его персонализация, переход к обучению навыкам, особенно «мягким» и цифровым, а также развитие в ребенке желания учиться всю жизнь [7, с. 47].
Принципами обучения, или дидактическими принципами, являются: наглядность; научность; воспитывающий характер обучения; развивающее обучение; связь теории с практикой; систематичность и последовательность; доступность и посильность обучения; сознательность и активность; политехнический принцип. Дидактические принципы тесно взаимосвязаны и едины для всех учебных дисциплин, но реализация их в каждом конкретном случае имеет свои особенности. Использование принципов обучения является обязательным при организации и реализации учебного процесса. При этом педагог опирается не на какой-то один принцип, а на их комплекс. Только комплексное применение принципов обучения гарантирует эффективность учебного процесса и достижения цели обучения.
Вплоть до недавнего времени в дидактике не существовало четкого разграничения понятий закона, закономерности, принципа и правила. Однако в ходе дискуссий было доказано, что происходит перестройка содержания принципов, сохранивших свое значение в новых условиях, и появляются новые принципы, в которых отражаются новые требования общества к обучению [2, с. 33].
Реализация принципа обеспечивается составом соответствующих средств, отражающих этап обучения и решаемые при этом задачи: на этапе объяснения нового материала, закрепления знаний, формирования умений и навыков, выполнения домашних заданий и проверке усвоения учебного материала. Средства обучения применяются во всех формах образования, содержащих в себе элементы обучения и формирования навыков и умений. Весь состав средств обеспечения наглядности по их характеру и значимости в обучении можно распределить на основные и вспомогательные.
Важнейшие принципы, присущие учебному процессу вообще, присутствуют, в частности, в преподавании технологии. А так как процесс трудового обучения имеет свою специфику, необходима более ясная трактовка определений. Трудовое обучение школьников осуществляется на основе ряда дидактических принципов:
- связь теории с практикой;
- научность;
- систематичность и последовательность;
- доступность и посильность труда для учащихся;
- сознательность и активность учащихся;
- прочность усвоения школьниками знаний, умений и навыков;
- наглядность;
- воспитание учащихся в процессе трудового обучения.
Связь теории с практикой в обучении технологии играет исключительно важную роль, так как технологическое обучение, по своему характеру – обучение практическое. Научно-технические знания, которыми овладевают учащиеся в процессе обучения технологии, возникли на основе потребностей производственной деятельности людей и обслуживают эту деятельность. Поэтому ученики должны не только усвоить содержание научно-технических знаний, но и научиться применять эти знания на практике. Здесь это следует особо подчеркнуть, так как технологические знания, в сравнение со знаниями по основам наук, обслуживают производственную деятельность непосредственно. Следовательно, принцип связи теории с практикой в обучении технологии отражает закономерность того, как овладевать технологическими знаниями, и отвечает на вопрос, зачем эти знания ученику, то есть отражает другую закономерность – необходимость овладения функциональной природой знаний.
Содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными. Обучающиеся должны овладевать научно-достоверными знаниями, которые объективно отражают предметно-практическую деятельность людей. Для реализации этого принципа учителю технологии необходимо: соблюдать технологическую терминологию; раскрывать естественнонаучные основы технических явлений, технологических устройств и технологических процессов; знакомить обучающихся с историей изучаемых технических явлений и законов, методами исследования и внедрения в производство [7, с. 49].
Принцип доступности требует, чтобы трудовые знания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям. На доступность овладения технологическими умениями и навыками значительно влияет чередование учебного труда и отдыха учащихся. Доступность учебного материала по технологии может достигаться также через реализацию других принципов обучения и соблюдением таких правил обучения, как «от простого к сложному», «от известного к неизвестному» и другим.
Сознательность в обучении означает ясное понимание обучающимися конкретных целей учебной работы, осмысленное усвоение изучаемых явлений и фактов, умение применять знания в практической деятельности. Активность в обучении предполагает большую учебную работу учащихся, стремление к овладению знаниями [6, c. 45]. Активность тесно связана с развитием самостоятельности учащихся в учебной и трудовой деятельности.
Главным средством реализации принципа сознательности и активности в обучении технологии является формирование у обучающихся мотивов учения. Если у учащегося нет стремления, нет желания, нет интереса выполнять ту или иную учебно-трудовую задачу, то ни о какой его активности в учебной работе нельзя говорить [1, с. 23]. Для реализации рассматриваемого принципа обучения необходимо постоянно раскрывать учащимся конкретные цели обучения, цели решения учебно-технологических задач.
Прочность усвоения достигается в ходе всего трудового процесса. Одним из условий этого процесса является знание учащимися целей данного материала и выполнение трудовых заданий. Наряду с этим, применяются специальные дидактические средства. Суть принципа прочности состоит в закреплении усвоенных учащимися знаний в их памяти и в возможно длительном сохранении приобретенных технологических умений и навыков.
Наглядность в обучении технологии играет исключительно важную роль. Она выступает и в качестве принципа обучения, и как метод обучения, и как средство обучения. Роль наглядности в обучении технологии обусловлена во многом практическим характером содержания этого обучения. Суть принципа наглядности заключается в построении учебного процесса с опорой на чувственно-практический опыт учащихся, на непосредственное восприятие технических устройств и технических явлений или их моделей, макетов, а также образов в виде реальных и условных изображений [4, с. 21].
Для того чтобы ученики могли овладевать технологическими умениями и навыками, они должны образно и конкретно представлять конструкцию трудовых движений и рабочих приемов, по которым эти умения формируются.
Процессы обучения и воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель – формирование всесторонне развитой личности. Цели, содержание, направленность и эффективность воздействия на учащихся зависит от многих условий: содержание труда, его организация и методики, условий труда, коллектива, личности учителя. При отборе видов труда необходимо учитывать интересы учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки. Большую воспитательную работу играет строгое выполнение учениками правил техники безопасности, требований культуры труда.
Воспитательное воздействие на учащихся оказывает нравственный облик учителя, его знания и умения, организаторские способности, отношение к делу и учащимся, педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинстве случаев это воздействие является решающим.
Итак, все рассмотренные принципы обучения технологии, как уже указывалось, представляют собой систему и взаимосвязаны между собой. Например, на реализацию принципа доступности существенное влияние имеет принцип наглядности, а также систематичности и последовательности в обучении.

Список используемой литературы

1.       Вешенков А.К. Методика обучения технологии. 5-9 кл., М.: Дрофа, 2014. – 228 с.
2.       Конышева Н.М. Методика трудового обучения. – М.: Академия, 2019. – 165 с.
3.       Коменского Я.А. «Великая дидактика». – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm. (Дата обращения: 02.06.2021 г.).
4.       Лында А.С. Методика трудового обучения. – М.: Просвещение, 2018. – 185 с.
5.       Попова Н. Б. Классификация средств наглядности в современной системе обучения // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2. С. 88 – 92.
6.       Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 2019. – 256 с.
7.       Хабибуллина Ф. Г. Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 47 – 53.
8.       Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 2016. – 288 с.
2021-07-13 16:03 2021