Библиографическое описание:
Лаптий Н.Б. Конспект урока «Обобщение по теме «Чередующиеся гласные в корне слова» // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.
Предмет (направленность): русский язык.
Возраст детей: 5 классы.
Цели:
обучающая
· повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Чередования гласных в корне»
развивающая
· развивать умения повторять изученный материал, классифицировать его,
· развивать связную речь учащихся
воспитательная
· воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку.
Оборудование: мультимедийная установка и компьютерная презентация.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Повторение теории
Каждый урок мы начинаем с повторения правила. И сегодняшнее занятие- тоже не исключение. Только в помощь вам будет компьютерная презентация. Пожалуйста, отвечая на вопросы, смотрите на экран. Итак, начинаем.
- На какие три группы можно разделить все безударные гласные в корне?
- По порядку расскажите обо всех известных чередованиях.
- Перечислите исключения. Почему они так называются?
II. Словарно-орфографическая работа. В это время 2 учащихся работают с карточками (Приложение)
Растение, вырос, выращивать, излагать, расположиться, заря, сгореть, блистать, вытер, выскочить, застелить.
Взаимопроверка.
Задание: используя слова словарно-орфографической работы, составьте предложение, запишите, выполните синтаксический разбор (ученик работает у доски)
Туристы расположились на красивой поляне.
III. Работа по теме урока.
Тренировочные упражнения.
Распределительный диктант
Задание: распределите слова в две колонки: проверяемые ударением, чередующиеся гласные
Зам…реть (от страха), прим…рять (костюм),
заг…реть (на солнце), не г…рюй, (дерево) подр…сло, р…систое (утро).
Проверь себя!
– Какие трудности могут подстерегать вас при написании безударных гласных, проверяемых ударением?
Комментированное письмо
1. Лекарственные растения я не собирал. 2. Сиреневая заря ещё только разгоралась. 3. Внизу расстилался туман. 4. Дождь отшумел, и гром замер. 5. Гроза росла на глазах.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Раздаточный материал
Задание: вставьте пропущенные буквы. Проверим при помощи сигнальных карточек.
1 группа
О - А
2 группа
И- Е
V. Домашнее задание: повторить теорию, письменное задание на карточках.
Приложение
Карточка 1
- Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Сл..жить, сж..гать, г..релка, на з..ре, водор..сли, изл..гать, подск..чил, р..стут, подб..рёт, заст..лает.
-Запишите предложение, над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
У воды р..стут старые ивы.
Карточка 2
- Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Наск..чить, заг..релый, накл..нение, оз..рять, ск..чок, сж..гать, прил..гать, отр..щу, бл..стательный, зар..сли.
-Запишите предложение, над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Из зар..слей показалась голова медведя.
Библиографический список
1. Мкртчян М. А. Общие методики коллективных учебных занятий. – Красноярск, 2002.
2. Серёменко Н. П. Особенности планирования учебных достижений учащихся. – Педагогикалық Альманах. № 4, қараша, 2007.
3. Программа по русскому языку для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения - Алматы: РОНД, 2003.
4. Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. Секреты орфографии. М., 1991.
Лаптий Н.Б. Конспект урока «Обобщение по теме «Чередующиеся гласные в корне слова» // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.
Предмет (направленность): русский язык.
Возраст детей: 5 классы.
Цели:
обучающая
· повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Чередования гласных в корне»
развивающая
· развивать умения повторять изученный материал, классифицировать его,
· развивать связную речь учащихся
воспитательная
· воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку.
Оборудование: мультимедийная установка и компьютерная презентация.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Повторение теории
Каждый урок мы начинаем с повторения правила. И сегодняшнее занятие- тоже не исключение. Только в помощь вам будет компьютерная презентация. Пожалуйста, отвечая на вопросы, смотрите на экран. Итак, начинаем.
- На какие три группы можно разделить все безударные гласные в корне?
- По порядку расскажите обо всех известных чередованиях.
- Перечислите исключения. Почему они так называются?
II. Словарно-орфографическая работа. В это время 2 учащихся работают с карточками (Приложение)
Растение, вырос, выращивать, излагать, расположиться, заря, сгореть, блистать, вытер, выскочить, застелить.
Взаимопроверка.
Задание: используя слова словарно-орфографической работы, составьте предложение, запишите, выполните синтаксический разбор (ученик работает у доски)
Туристы расположились на красивой поляне.
III. Работа по теме урока.
Тренировочные упражнения.
Распределительный диктант
Задание: распределите слова в две колонки: проверяемые ударением, чередующиеся гласные
Зам…реть (от страха), прим…рять (костюм),
заг…реть (на солнце), не г…рюй, (дерево) подр…сло, р…систое (утро).
Проверь себя!
– Какие трудности могут подстерегать вас при написании безударных гласных, проверяемых ударением?
Комментированное письмо
1. Лекарственные растения я не собирал. 2. Сиреневая заря ещё только разгоралась. 3. Внизу расстилался туман. 4. Дождь отшумел, и гром замер. 5. Гроза росла на глазах.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Раздаточный материал
Задание: вставьте пропущенные буквы. Проверим при помощи сигнальных карточек.
1 группа
О - А
2 группа
И- Е
V. Домашнее задание: повторить теорию, письменное задание на карточках.
Приложение
Карточка 1
- Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Сл..жить, сж..гать, г..релка, на з..ре, водор..сли, изл..гать, подск..чил, р..стут, подб..рёт, заст..лает.
-Запишите предложение, над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
У воды р..стут старые ивы.
Карточка 2
- Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Наск..чить, заг..релый, накл..нение, оз..рять, ск..чок, сж..гать, прил..гать, отр..щу, бл..стательный, зар..сли.
-Запишите предложение, над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Из зар..слей показалась голова медведя.
Библиографический список
1. Мкртчян М. А. Общие методики коллективных учебных занятий. – Красноярск, 2002.
2. Серёменко Н. П. Особенности планирования учебных достижений учащихся. – Педагогикалық Альманах. № 4, қараша, 2007.
3. Программа по русскому языку для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения - Алматы: РОНД, 2003.
4. Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. Секреты орфографии. М., 1991.