Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Лаптий Н.Б. Конспект урока «Обобщение по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»

Библиографическое описание:
Лаптий Н.Б. Конспект урока «Обобщение по теме «Чередующиеся гласные в корне слова» // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

Предмет (направленность): русский язык.

Возраст детей: 5 классы.

Цели:

обучающая

· повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Чередования гласных в корне»

развивающая

· развивать умения повторять изученный материал, классифицировать его,

· развивать связную речь учащихся

воспитательная

· воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку.

Оборудование: мультимедийная установка и компьютерная презентация.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Повторение теории

Каждый урок мы начинаем с повторения правила. И сегодняшнее занятие- тоже не исключение. Только в помощь вам будет компьютерная презентация. Пожалуйста, отвечая на вопросы, смотрите на экран. Итак, начинаем.

- На какие три группы можно разделить все безударные гласные в корне?

- По порядку расскажите обо всех известных чередованиях.

- Перечислите исключения. Почему они так называются?

II. Словарно-орфографическая работа. В это время 2 учащихся работают с карточками (Приложение)

Растение, вырос, выращивать, излагать, расположиться, заря, сгореть, блистать, вытер, выскочить, застелить.

Взаимопроверка.

Задание: используя слова словарно-орфографической работы, составьте предложение, запишите, выполните синтаксический разбор (ученик работает у доски)

Туристы расположились на красивой поляне.

III. Работа по теме урока.

Тренировочные упражнения.

Распределительный диктант

Задание: распределите слова в две колонки: проверяемые ударением, чередующиеся гласные

Зам…реть (от страха), прим…рять (костюм),

заг…реть (на солнце), не г…рюй, (дерево) подр…сло, р…систое (утро).

Проверь себя!

– Какие трудности могут подстерегать вас при написании безударных гласных, проверяемых ударением?

Комментированное письмо

1. Лекарственные растения я не собирал. 2. Сиреневая заря ещё только разгоралась. 3. Внизу расстилался туман. 4. Дождь отшумел, и гром замер. 5. Гроза росла на глазах.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Раздаточный материал

Задание: вставьте пропущенные буквы. Проверим при помощи сигнальных карточек.

1 группа

О - А

2 группа

И- Е

V. Домашнее задание: повторить теорию, письменное задание на карточках.

Приложение

Карточка 1

- Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Сл..жить, сж..гать, г..релка, на з..ре, водор..сли, изл..гать, подск..чил, р..стут, подб..рёт, заст..лает.

-Запишите предложение, над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

У воды р..стут старые ивы.

Карточка 2

- Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Наск..чить, заг..релый, накл..нение, оз..рять, ск..чок, сж..гать, прил..гать, отр..щу, бл..стательный, зар..сли.

-Запишите предложение, над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Из зар..слей показалась голова медведя.

Библиографический список

1. Мкртчян М. А. Общие методики коллективных учебных занятий. – Красноярск, 2002.

2. Серёменко Н. П. Особенности планирования учебных достижений учащихся. – Педагогикалық Альманах. № 4, қараша, 2007.

3. Программа по русскому языку для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения - Алматы: РОНД, 2003.

4. Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. Секреты орфографии. М., 1991.
2023