Актуальные вопросы начального общего образования

Арканникова М.Ю. Урок русского языка в 4 классе «Личные местоимения» по программе «Перспективная начальная школа»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf

Цель: актуализация знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению.
Задачи:
- совершенствовать навык правильного употребления местоимений
в речи и на письме;
- формировать регулятивные УУД - навыки контроля и
самоконтроля;
- способствовать формированию коммуникативных УУД
Предметные результаты: обучающиеся научатся: распознавать местоимения в тексте и правильно их употреблять; обучающиеся получат возможность научиться: заменять имена существительные местоимениями.
·           Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
·           Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.
·           Познавательные УУД: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания – находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимедийные средства обучения; формулируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логические – сравнивают различные объекты, выявляют сходство и различия.
·           Коммуникативные УУД: умеют в коммуникации строить понятные высказывания.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!

Ход урока

1. Организационный момент. Подготовительная работа (настрой на работу) - 1 слайд.
Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.
Вы, конечно, знаете, что в современном мире очень важно знать русский язык. Вы учитесь писать изложения, сочинения, пишете друг другу записки, смс - сообщения и общаетесь в чатах. Порой не задумываетесь, как и что написали, есть какие-то ошибки в тексте или нет?
2. Введение в тему
- Отгадайте загадку:
Утром так заведено-
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно
Розовой жар – птицей,
А стемнеет – он придет:
Тоненький, смущенный.
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна...
(Е.Кач)
3. “Открытие нового знания”. Актуализация знаний.
- На доске слова (в столбик)
СОЛНЦЕ -оно
МЕСЯЦ - он
ЛУНА - она
- Что можете сказать об этих словах – отгадках? (небесные тела, имена существительные и т.д.)
- Что это за части речи? Давайте вспомним все, что мы знаем об имени существительном. (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет. Нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные. Грамматические признаки: род, число, падеж, в предложении является подлежащим, дополнением.)
- Какие слова помогли вам отгадать загадку? (оно, он, она).
- Слова ОНО, ОН, ОНА в загадке заменили имена существительные, т.е. заняли их место. Как такие слова называются? (Местоимения).
4. Первичное закрепление
- Взгляните на слайд. Давайте вместе прочтём, что на нём написано.
Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
5. Местоимения в речи
- Что вы знаете о местоимениях?
* Местоимения – это слова, которые заменяют в речи имена существительные. В тексте они занимают место имени существительного. Они не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).
6. Первичное закрепление
- На партах у вас лежат листочки. Прочитайте текст.
«ИГРА – ТРЕНИНГ»
1). Миша и Маша играли во дворе. К ним подошёл Петя. У Пети не было друзей. Дети пригласили Петю поиграть. Брат с сестрой очень внимательны. Петя остался довольный.
- Что вы заметили, какая ошибка допущена? (допущена речевая ошибка, слова Наташа и Дима часто повторяются).
- Чтобы исправить ошибку, текст нужно отредактировать. Вы – редакторы. Необходимо заменить имена существительные, которые повторяются слишком часто, местоимениями.
7.Упражнение «Хитрые вопросы»
•           Какое местоимение составлено из двух предлогов??

О НА

•           Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?

О Н О

•           Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?».
Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?

ОНИ ВЫ-МЫ-ТЫ

•           Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи?

ТЫ К ВЫ

•           Что часто встречается на наших дорогах (особенно когда растает снег)?

ЯМЫ

8. Творческое задание
- Составьте ребусы, в которых будут спрятаны личные местоимения
9. Игра «Четвертое лишнее».
- Найдите в каждом ряду лишнее
Я, он, на, ты
Мы, они, вы, но
Вы, они, мни, мы
Оно, она, оро, они
10. Итог урока.
Что такое личные местоимения?
Что на уроке было главным?
Что интересным?
Что нового узнали? Чему научились?


marishka602@mail.ru? +7-913-438-65-17
2018