НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Филиппова И.В. Системный подход к процессу формирования навыков культуры питания у дошкольников в условиях ДОО

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Организация питания во всех образовательных организациях является одним приоритетных направлений на весь период нахождения детей в детском саду, т.к. от налаженности режима питания зависит их здоровье, что благоприятным образом сказывается на общем процессе образования. Вопросами организации питания в ДОО интересуются родители детей, средства массовой информации, органы исполнительной и законодательной власти, органы управления образованием. Немало по этому поводу издано законодательных нормативных документов федерального значения и на региональном уровне. Так, общеизвестными на сегодня являются СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020 г., а также Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 г. №32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». На региональном уровне мы руководствуемся опубликованным на сайте https://gcheb-obraz.cap.ru Перечнем документов, регламентирующих организацию питания в муниципальных ДОУ г. Чебоксары. На основе всех этих документов нами разработано Положение об организации питания воспитанников в МБДОУ «Детский сад №163» г. Чебоксары, утвержденное приказом заведующей №15 от 01.02.2021 г. Помимо прочего, на этом же сайте 14 ноября 2022 г. опубликована информация о том, что в рамках реализации национального проекта «Демография» педагоги чебоксарских детских садов прошли онлайн-обучение по основам здорового питания. Более 9 тысяч сотрудников ДОУ и родителей в ходе обучения ознакомились с принципами здорового питания, овладели дополнительными компетенциями в вопросах формирования гигиенических навыков и здоровых пищевых стереотипов поведения на этапе роста и развития ребенка. Таким образом, вопросы организации питания дошкольников находятся под пристальным вниманием заинтересованных в этом взрослых. Вместе с тем, следует учитывать, что если взрослые целенаправленно заняты непосредственно организацией питания, то дети должны приобретать навык культуры питания, а для этого в каждой дошкольной организации необходимо выстроить определенную систему.

Во многих источниках указывается, что пищевые привычки и предпочтения в еде, основы пищевого поведения, навыки культуры приема пищи, являясь важным компонентом общей культуры личности, формируются именно в период дошкольного детства. Анализ имеющихся сведений касательно особенностей формирования культуры питания у детей дошкольного возраста показал, что впервые на это было обращено внимание в 80-х годах ХХ века, где в работе С.В. Петериной «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» [4] выделен раздел по формированию навыков культуры еды у дошкольников. В настоящее время наиболее актуальной является работа И.Н. Курочкиной [3], где представлена методика формирования культуры питания у детей в разделе «столовый этикет». Помимо этого, в распоряжении специалистов имеется многочисленное количество практических разработок и рекомендаций по организации системы работы по формированию навыков культуры питания у детей дошкольного возраста в условиях ДОО. Все вышесказанное послужило поводом для разработки комплекса организационно-педагогических условий, которые призваны обеспечить формирование навыков культуры питания у детей дошкольного возраста на базе нашей дошкольной организации.

Прежде чем приступить к реализации задуманного, мы решили выяснить, что же подразумевается под термином «культура питания». Так, обращение к статье М.А. Беллон позволило выяснить, что с точки зрения аксиологического подхода, культура питания представляет собой характеристику реализации культуры, воплощения в питании ценностных смыслов путем оформления, обработки, одухотворения такой существенной для людей сферы их жизнедеятельности как еда. Автор указывает также, что в культуре питания речь может идти не о каком-то конкретном продукте, а о еде, основной культурной функцией которой является объединение и сплочение людей вокруг потребления пищи [1]. Н.В. Вялова приводит несколько иное понимание интересующего нас термина: это определенная степень овладения теорией и практикой оптимизации процессов приготовления и потребления продуктов питания, что способствует реализации генетического потенциала человека в достижении телесной гармонии, улучшении физического состояния организма [2]. Соглашаясь с последней трактовкой, мы изучили много теоретических и практических аспектов по проблеме формирования навыков культуры питания у детей.

Итак, организация работы по указанному направлению подразумевает включение всех участников образовательного процесса (сотрудники, родители, дети) путем использования различных форм и методов. С этой целью был разработан план работы по организации питания, в соответствии с которым с сотрудниками пищеблока проведены инструктажи, а в марте прошлого года было организовано обучение с целью повышения профессиональной компетентности. Кроме того, с педагогами были организованы консультации, семинары-практикумы по темам «Эстетика и этика питания», «Столовый этикет». Сложнее было выстроить работу с некоторыми родителями воспитанников по следующим причинам: во-первых, у родителей уже сформированы пищевые привычки, определенная модель пищевого поведения, во-вторых, организация питания ребенка в семье обусловлена уровнем культуры взрослых и зависит от материально-экономических и финансовых ресурсов семьи. Тем не менее, большинство родителей воспитанников активно включились в процесс. С ними были организованы мастер-классы по ознакомлению с питанием в детском саду в рамках реализации «кулинарной мастерской». Кроме того, в работе с родителями широко представлены различные формы взаимодействия: постоянно обновляются информационные материалы на стендах по организации питания детей, ежедневно вывешивается меню, создаются информационные папки «Витамины и минералы в рационе питания детей», «Правила сервировки стола» и др., организуются конкурсы «Лучшее витаминное семейное блюдо», «Дары природы на пользу детям». На сайте детского сада в рамках баннера «Организация питания в ДОУ» родители могут ознакомиться с размещенными там видеороликами и презентациями по вопросам питания детей: «Здоровые дети – счастливые родители», «Ребенок плохо кушает – почему и что делать?» и др. Наибольшее внимание все же уделялось детям как основным участникам образовательного процесса. С этой целью была разработана программа «Детям – о культуре питания», результаты апробации которой постоянно выставляются на сайте нашего детского сада в новостной рубрике, например, «Обед с любимым свекольником» (02 ноября), «Чудо-творог, укрепляющий иммунитет» (26 октября), «Выпечка в детском саду» (19 октября) и др. Указанная программа включает в себя комплекс образовательных ситуаций по следующим разделам: 1) «Здоровое питание» («Как правильно есть», «Самые полезные продукты», «Режим питания», «Какие продукты нужно есть, чтобы стать сильнее»), 2) «Хлеб – всему голова» («Плох обед, если хлеба нет», «Булочки, бараночки»), 3) «Каша – пища наша» («Из чего варят кашу»), 4) «Молочная страна»,5) «Витамины вокруг нас»; 6) «Столовые приборы и столовый этикет». Разработаны и включены в образовательный процесс дидактические игры: «Сырая и вареная еда», «Накрой на стол», «Приготовь борщ» и др.

Работа по формированию навыков культуры питания имеет непрерывный характер с учетом специфики возраста воспитанников и меняющихся санитарно-гигиенических требований по организации питания в детских садах. На этом основании, разработанная нами программа может постоянно корректироваться, обновляться и дополняться.

Список литературы1. Беллон, М.А. Культура питания: особенности ценностных смыслов / М.А. Беллон // Вестник СПбГИК. – 2018. – № 2. – С. 59–64.

2. Вялова, Н.В. Комплексный подход к решению проблемы формирования культуры питания у детей дошкольного возраста / Н.В. Вялова, Т.А. Конакова, С.В. Буянова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 6. – С. 276–279.

3. Курочкина, И.Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования / И.Н. Курочкина. – М.: Юрайт, 2016. – 122 с.

4. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.
2022