НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Боева И.А. Проектная деятельность по теме «Ранняя профессиональная направленность детей дошкольного возраста «Я — будущий железнодорожник!»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


Цель проекта:
1. Знакомство с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в современном обществе.
2.Развитие интереса к профессиям родителей, работников железнодорожного транспорта.
3.Содействие по укреплению семей работников железнодорожного транспорта через развитие у детей чувства гордости за профессию и труд своих родителей, работников железной дороги.
Задачи:
1.Познакомить с профессиями железнодорожников, рассказать о том, что объединяет людей, работающих на железной дороге
2. Научить гордиться профессией железнодорожника.
3. Познакомить с особенностями работы рабочих и специалистов железной дороги.
4. Подвести к обобщению: профессия железнодорожника - очень интересная и нужная профессия людей.
Актуальность проекта: Детский возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей интерес к железнодорожным профессиям. У многих детей в нашей группе родители-железнодорожники и для детей естественно интересоваться работой родителей. Знакомство с профессиями родителей не только расширяет осведомленность об окружающем мире, но и формирует у них определённый элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Участники: дети старшей группы.
Проект «Я - будущий железнодорожник» относится к информационно - практико-ориентированному. Дети собирают информацию о железной дороге, железнодорожных профессиях и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы). Он является долгосрочным, и рассчитан на один учебный год.
Этапы проекта:
Iэтап-диагностический. Исследование детских представлений о труде взрослых, о профессиях железнодорожного транспорта.
IIэтап-формирующий. Познавательно-развивающие занятия профессиональной направленности.
IIIэтап- повторное исследование, итоговое мероприятие.
Был составлен перспективный план проектной деятельности на год, составлена схема взаимодействия воспитателей, педагога дополнительного образования и специалистов в процессе работы над проектом. Подобрана методическая, справочная, энциклопедическая и художественная литература по выбранной тематике проекта.
При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживали детскую инициативу. Заинтересовали каждого ребенка тематикой проекта, поддерживали его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создавали игровую мотивацию, опираясь не интересы детей и их эмоциональный отклик. Вводили детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на личный детский опыт. Тактично рассматривали все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
В ходе работы над проектом соблюдался принцип последовательности и регулярности.Была создана атмосфера сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
Развивали внимание, мышление, творческое воображение и фантазию детей.
Вовлекали родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Заключительный этап проекта планируется провести в виде театрализованного представления «Я - будущий железнодорожник», совместно с родителями группы.
В нашей группе оформлен уголок железной дороги, где дети с удовольствием водят поезда через железнодорожные мосты, перевозят грузы и пассажиров, а также играют мелкими игрушками в интерьере железнодорожной станции. В интерьере групп оформлены панно из природного, бросового материала, коллажи, в прихожей стена детского творчества оформлена в виде локомотива и вагончиков и называется «Вагончики творчества».
В группе имеются накопительные папки по ознакомлению с железной дорогой, куда вошли рисунки, фотографии, конспекты разных видов деятельности детей, вырезки по ознакомлению детей с железнодорожными специальностями.
.Связь с администрацией детского сада:
Помощь в организации экскурсии на вокзал, в музей локомотивного депо, на детскую железную дорогу станция «Задоринка».
Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с рассказами, стихами по железнодорожной тематике.
Работа с общественными организациями:
.Выступление с концертами с творческими коллективами работников железной дороги ст. Лиски в честь Дня 8 марта и в последствии к «Дню железнодорожника».
Приглашение представителей профкома железнодорожных организаций для вручения детям дипломов и памятных подарков за участие в творческом конкурсе: «Железная дорога-вчера, сегодня, завтра».
Совместная деятельность воспитателя и специалистов детского сада:
Использование материалов ориентированных на работу с детьми старшего дошкольного возраста, сгруппированных в тематические модули, при работе с использованием интерактивной доски, мультимедийной установки.
Прослушивание записей песен о железной дороге, заучивание их.
Праздник в честь Дня железнодорожника.
Проведение спортивных игр и физкультурных досугов на железнодорожную тему:
«Папа, мама, я – железнодорожников семья!», «Зимнее путешествие по железной дороге».
Проведение музыкальных развлечений и театрализованных представлений на тему «Железная дорога».
Работа с родителями:
Собрание для родителей «Как познакомить детей с профессией железнодорожника».
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм о железной дороге.
Помощь родителей в подготовке и оборудовании интерьера группы и методического материала по данной теме.
Дети вместе с родителями:
Чтение художественной литературы на тему «Железная дорога».
Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления дидактических игр и альбомов на данную тему.
Организация экскурсий на железнодорожный вокзал, локомотивное депо, ПЧ.
Посещение музея локомотивного депо.
Организованная образовательная деятельность.
Рассматривание открыток, фотографий о железной дороге.
Беседы о людях железнодорожных профессий.
Художественная литература:
Стихи, рассказы о железной дороге и железнодорожниках.
Заучивание наизусть стихотворений В. Сут «Едет поезд», С. Капутикян «Поезд».
Чтение рассказов: «Как самовар запрягали» Е. Пермяка, «Цилиндр паровозика», «Паровозик из Ромашкова» Г.Цыферова.
Выборочное чтение глав из сказочной повети «Путешествие Голубой Стрелы» Д.Родари, «Будка N 27».
Просмотр мультфильмов: «Паровозик из Ромашкова», «Человек рассеянный», «Веселый паровозик из Чаггингтона».
Конкурс рисунков «Мои родители – железнодорожники».
Викторина « Моя судьба - железная дорога!».
Дидактические игры о железной дороге: «Нас везёт электровоз», «Кому, что нужно для работы»,
Встреча с родителями, работниками железнодорожного транспорта.
Сюжетно - ролевые игры: «Вокзал», «Путешествие из города Лиски до Города Воронежа», «Ремонтные мастерские», «Железнодорожные кассы».
Совместная работа с родителями по изготовлению макетов вокзала, железной дороги и поездов.
Экскурсия на железную дорогу «Задоринка».
Театрализованное представление «Я - будущий железнодорожник».
Виды детской деятельности
Игровая деятельность
Игры - драматизации по произведениям, в которых рассказывается о профессии железнодорожника.
Настольно-печатные игры: «Железная дорога», «Пазлы», «Конструктор».
Социальное развитие:
Тематические занятия по теме «Путешествие в Цветочный город», сюжетно-ролевая игра «Путешествие по железной дороге».
Оформление альбома: «Генеалогическое древо».
Создание семейных альбомов о железнодорожных династиях.
Речь и речевое общение:
Составление железнодорожной азбуки.
Творческое рассказывание детей по темам «Я - будущий железнодорожник», «Мои родители – железнодорожники», «Путешествие на поезде».
Выставка книжек-малышек « Мы едем, едем, едем…»
Здоровье и физическое развитие:
Праздник «День железнодорожника» Спортивные соревнования «Папа, мама, я-железнодорожников семья!»
Мероприятия по основам безопасности и жизнедеятельности: «Железная дорога – не место для игры!».
Познавательное развитие:
«Мир, в котором мы живем», «Разные профессии железнодорожников», «Поезда», «Железнодорожные мосты», «Наша страна огромна, богата.»
Изготовление макетов к сюжетно-ролевым играм: «Как добраться до железнодорожного вокзала», «В мини-музее «Юный железнодорожник».
Формирование элементарных математических представлений:
Обучение количественному и порядковому счёту, ориентация в пространстве, величина, объем – «Считаем и сравниваем», «Пять отличий вагонов с Ромашкова», «Найди недостающий предмет».
Конструирование.
Конструируем из природного материала, конструктора, бросового материала вокзал, поезда, железнодорожные мосты и станции..
Художественно- эстетическое развитие:
Конкурс детского рисунка: «По зимней железной дороге, «Путешествие в железнодорожную сказку». Оформление коллективного панно «Железная дорога глазами детей». Городской творческий конкурс «Железная дорога-вчера, сегодня, завтра»
Выпуск газеты «Локомотивчик», рукописного семейного журнала «Семейное гнёздышко», приуроченные к Дню железнодорожника.
Составление сценариев детских развлечений на тему «В гостях у светофора», «Путешествие в Воронеж», «Багаж» (музыкальных и физкультурных)
Музыка:
Прослушивание песен: «Голубой вагон», «Дорога железная», «На дальней станции сойду».
Разучивание песен на железнодорожную тему, сочинённых музыкальным руководителем детского сада.
Диагностика знаний детей о профессиях железнодорожного транспорта.
Используемая литература:
1.Программа «Железнодорожные традиции в воспитании дошкольников».Е.Блохина,Т.Якунина,2008
2. «Как вести себя в поезде» Г.Шалаева из книги «Большая книга правил для воспитанных детей». М.,Эксмо 2006.
Сведения об авторе: ira.boeva.1972@mail.ru. 89521013981
2018