Цель проекта: 1. Знакомство с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в современном обществе. 2.Развитие интереса к профессиям родителей, работников железнодорожного транспорта. 3.Содействие по укреплению семей работников железнодорожного транспорта через развитие у детей чувства гордости за профессию и труд своих родителей, работников железной дороги. Задачи: 1.Познакомить с профессиями железнодорожников, рассказать о том, что объединяет людей, работающих на железной дороге 2. Научить гордиться профессией железнодорожника. 3. Познакомить с особенностями работы рабочих и специалистов железной дороги. 4. Подвести к обобщению: профессия железнодорожника - очень интересная и нужная профессия людей. Актуальность проекта: Детский возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей интерес к железнодорожным профессиям. У многих детей в нашей группе родители-железнодорожники и для детей естественно интересоваться работой родителей. Знакомство с профессиями родителей не только расширяет осведомленность об окружающем мире, но и формирует у них определённый элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Участники: дети старшей группы. Проект «Я - будущий железнодорожник» относится к информационно - практико-ориентированному. Дети собирают информацию о железной дороге, железнодорожных профессиях и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы). Он является долгосрочным, и рассчитан на один учебный год. Этапы проекта: Iэтап-диагностический. Исследование детских представлений о труде взрослых, о профессиях железнодорожного транспорта. IIэтап-формирующий. Познавательно-развивающие занятия профессиональной направленности. IIIэтап- повторное исследование, итоговое мероприятие. Был составлен перспективный план проектной деятельности на год, составлена схема взаимодействия воспитателей, педагога дополнительного образования и специалистов в процессе работы над проектом. Подобрана методическая, справочная, энциклопедическая и художественная литература по выбранной тематике проекта. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживали детскую инициативу. Заинтересовали каждого ребенка тематикой проекта, поддерживали его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создавали игровую мотивацию, опираясь не интересы детей и их эмоциональный отклик. Вводили детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на личный детский опыт. Тактично рассматривали все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. В ходе работы над проектом соблюдался принцип последовательности и регулярности.Была создана атмосфера сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. Развивали внимание, мышление, творческое воображение и фантазию детей. Вовлекали родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Заключительный этап проекта планируется провести в виде театрализованного представления «Я - будущий железнодорожник», совместно с родителями группы. В нашей группе оформлен уголок железной дороги, где дети с удовольствием водят поезда через железнодорожные мосты, перевозят грузы и пассажиров, а также играют мелкими игрушками в интерьере железнодорожной станции. В интерьере групп оформлены панно из природного, бросового материала, коллажи, в прихожей стена детского творчества оформлена в виде локомотива и вагончиков и называется «Вагончики творчества». В группе имеются накопительные папки по ознакомлению с железной дорогой, куда вошли рисунки, фотографии, конспекты разных видов деятельности детей, вырезки по ознакомлению детей с железнодорожными специальностями. .Связь с администрацией детского сада: Помощь в организации экскурсии на вокзал, в музей локомотивного депо, на детскую железную дорогу станция «Задоринка». Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с рассказами, стихами по железнодорожной тематике. Работа с общественными организациями: .Выступление с концертами с творческими коллективами работников железной дороги ст. Лиски в честь Дня 8 марта и в последствии к «Дню железнодорожника». Приглашение представителей профкома железнодорожных организаций для вручения детям дипломов и памятных подарков за участие в творческом конкурсе: «Железная дорога-вчера, сегодня, завтра». Совместная деятельность воспитателя и специалистов детского сада: Использование материалов ориентированных на работу с детьми старшего дошкольного возраста, сгруппированных в тематические модули, при работе с использованием интерактивной доски, мультимедийной установки. Прослушивание записей песен о железной дороге, заучивание их. Праздник в честь Дня железнодорожника. Проведение спортивных игр и физкультурных досугов на железнодорожную тему: «Папа, мама, я – железнодорожников семья!», «Зимнее путешествие по железной дороге». Проведение музыкальных развлечений и театрализованных представлений на тему «Железная дорога». Работа с родителями: Собрание для родителей «Как познакомить детей с профессией железнодорожника». Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм о железной дороге. Помощь родителей в подготовке и оборудовании интерьера группы и методического материала по данной теме. Дети вместе с родителями: Чтение художественной литературы на тему «Железная дорога». Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления дидактических игр и альбомов на данную тему. Организация экскурсий на железнодорожный вокзал, локомотивное депо, ПЧ. Посещение музея локомотивного депо. Организованная образовательная деятельность. Рассматривание открыток, фотографий о железной дороге. Беседы о людях железнодорожных профессий. Художественная литература: Стихи, рассказы о железной дороге и железнодорожниках. Заучивание наизусть стихотворений В. Сут «Едет поезд», С. Капутикян «Поезд». Чтение рассказов: «Как самовар запрягали» Е. Пермяка, «Цилиндр паровозика», «Паровозик из Ромашкова» Г.Цыферова. Выборочное чтение глав из сказочной повети «Путешествие Голубой Стрелы» Д.Родари, «Будка N 27». Просмотр мультфильмов: «Паровозик из Ромашкова», «Человек рассеянный», «Веселый паровозик из Чаггингтона». Конкурс рисунков «Мои родители – железнодорожники». Викторина « Моя судьба - железная дорога!». Дидактические игры о железной дороге: «Нас везёт электровоз», «Кому, что нужно для работы», Встреча с родителями, работниками железнодорожного транспорта. Сюжетно - ролевые игры: «Вокзал», «Путешествие из города Лиски до Города Воронежа», «Ремонтные мастерские», «Железнодорожные кассы». Совместная работа с родителями по изготовлению макетов вокзала, железной дороги и поездов. Экскурсия на железную дорогу «Задоринка». Театрализованное представление «Я - будущий железнодорожник». Виды детской деятельности Игровая деятельность Игры - драматизации по произведениям, в которых рассказывается о профессии железнодорожника. Настольно-печатные игры: «Железная дорога», «Пазлы», «Конструктор». Социальное развитие: Тематические занятия по теме «Путешествие в Цветочный город», сюжетно-ролевая игра «Путешествие по железной дороге». Оформление альбома: «Генеалогическое древо». Создание семейных альбомов о железнодорожных династиях. Речь и речевое общение: Составление железнодорожной азбуки. Творческое рассказывание детей по темам «Я - будущий железнодорожник», «Мои родители – железнодорожники», «Путешествие на поезде». Выставка книжек-малышек « Мы едем, едем, едем…» Здоровье и физическое развитие: Праздник «День железнодорожника» Спортивные соревнования «Папа, мама, я-железнодорожников семья!» Мероприятия по основам безопасности и жизнедеятельности: «Железная дорога – не место для игры!». Познавательное развитие: «Мир, в котором мы живем», «Разные профессии железнодорожников», «Поезда», «Железнодорожные мосты», «Наша страна огромна, богата.» Изготовление макетов к сюжетно-ролевым играм: «Как добраться до железнодорожного вокзала», «В мини-музее «Юный железнодорожник». Формирование элементарных математических представлений: Обучение количественному и порядковому счёту, ориентация в пространстве, величина, объем – «Считаем и сравниваем», «Пять отличий вагонов с Ромашкова», «Найди недостающий предмет». Конструирование. Конструируем из природного материала, конструктора, бросового материала вокзал, поезда, железнодорожные мосты и станции.. Художественно- эстетическое развитие: Конкурс детского рисунка: «По зимней железной дороге, «Путешествие в железнодорожную сказку». Оформление коллективного панно «Железная дорога глазами детей». Городской творческий конкурс «Железная дорога-вчера, сегодня, завтра» Выпуск газеты «Локомотивчик», рукописного семейного журнала «Семейное гнёздышко», приуроченные к Дню железнодорожника. Составление сценариев детских развлечений на тему «В гостях у светофора», «Путешествие в Воронеж», «Багаж» (музыкальных и физкультурных) Музыка: Прослушивание песен: «Голубой вагон», «Дорога железная», «На дальней станции сойду». Разучивание песен на железнодорожную тему, сочинённых музыкальным руководителем детского сада. Диагностика знаний детей о профессиях железнодорожного транспорта. Используемая литература: 1.Программа «Железнодорожные традиции в воспитании дошкольников».Е.Блохина,Т.Якунина,2008 2. «Как вести себя в поезде» Г.Шалаева из книги «Большая книга правил для воспитанных детей». М.,Эксмо 2006. Сведения об авторе: ira.boeva.1972@mail.ru. 89521013981