Библиографическое описание:
Полякова П.С. Школьный пресс-центр как инструмент формирования региональной идентичности школьника // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Территориальная идентичность есть результат отождествления «себя» в качестве члена территориальной, в данном случае региональной общности. Каждый индивид обладает образом «Я – член территориальной общности», который вместе со способом соотнесения (сравнения, оценивания, различения и отождествления) образа «Я» и образов территориальных общностей образует механизм территориальной идентификации. Важным моментом здесь является «масштаб» или границы той территориальной общности, к которой индивид чувствует причастность: это может быть ограниченная территория – город, село, область, или значительно более широкие пространства – Россия.
Для современного процесса образования и воспитания личности, несомненно, важно, чтобы учащийся осознавал себя и как гражданин своей страны, но и как гражданин, житель своего региона. Краеведческая работа в школах во все времена была и остается одним из основных направлений в обучении и воспитании. Она способствует укреплению связи ребёнка с жизнью, с окружающим миром.
Направления и формы краеведческой работы в школе, казалось бы, чрезвычайно традиционны. Это хорошо всем знакомые экскурсии с профессиональными гидами и историками, краеведческие квесты и мастер-классы с сотрудниками местных музеев.
Но стоит задаться вопросом, а как учителю сделать традиционную краеведческую работу запоминающейся, сохранившейся в памяти учеников, имеющей эмоциональный отклик?
На помощь здесь приходит школьный пресс-центр. В частности, ведение школьного блога в социальной сети.
Одно дело, когда экскурсию с группой школьников проводит сотрудник краеведческого или школьного музея, и совсем другое, когда старшеклассник-редактор школьного блога знает, что нужно «осветить событие» - написать самому или с редколлегией статью, заметку, провести видео экскурсию для подписчиков.
Тогда, несомненно, работа с фактическим, историческим материалом, с видео или аудио рядом становится намного более осмысленной, отрефлексированной. Учащийся старается, чтобы представляемый на суд зрителей материал был интересен, доступен и информативен.
Так, например, школьники освещают в нашем блоге в ВК [https://vk.com/club201768009] традиционные выездные экскурсии в 33 регионе:
# МНОГО ХОРОШИХ НОВОСТЕЙ
ВЕСНА – ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЙ!
Весенние каникулы – время небольших выездных экскурсий, ставших традицией. В этом году ученики 5-8 классов нашей школы побывали на Молочном производстве и в музее «Сельский дворик» в деревне Крутово Ковровского района.
Ребята посетили агрофирму, на которой познакомились с процессом производства молочных продуктов, увидели современное технологическое оборудование. Оказалось, что работа на данном предприятии - занятие трудоёмкое, непростое, но вполне прибыльное.
После посещения агрофирмы школьники отправились в музей традиционного русского быта «Сельский дворик». В музее им удалось рассмотреть убранство русской избы и поиграть в старинные русские игры.
Непросто оказалось всё. И носить чугунок ухватом, и рыбу ловить.
В целом всё прошло интересно и весело. Спасибо «Сельскому дворику» за тёплый гостеприимный приём!
Или, например, рассказывают о посещении Музея «Бухенвальдский набат» в МБОУ СОШ №14 города Коврова:
История военных лет
Содержит ужас: страшных бед:
Разруху, голод, детский плач
Принёс с собой фашист палач.
Миллионы смертей, искалеченных судеб...
То безмерное горе никто не забудет.
И здесь, конечно, речь идёт о формировании не только региональной идентичности, но и гражданской идентичности, и формировании истинного патриотизма.
Или проведение самими школьниками видео экскурсии по родному городу:
Такие формы работы, как школьный пресс-центр, составляемый самими учащимися, наполняемый в том числе краеведческим материалом, – прекрасный инструмент формирования региональной и гражданской идентичности школьников.
Библиографический список
1. Еремина Е.В. Региональная идентичность в контексте социологического анализа [Электронный ресурс] // Е.В. Еремина // Регионология. - 2011. - №3 /: http://regionsar.ru/node/781
2.Казанцев С.В. Оценка взаимного положения регионов / С.В. Казанцева // Экономика и Социология. – 2008. – №2. – С. 151-174
3.Корепанов Г. С. Региональная идентичность как объект социологического анализа // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2009. № 1. С. 16–23.
Полякова П.С. Школьный пресс-центр как инструмент формирования региональной идентичности школьника // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Территориальная идентичность есть результат отождествления «себя» в качестве члена территориальной, в данном случае региональной общности. Каждый индивид обладает образом «Я – член территориальной общности», который вместе со способом соотнесения (сравнения, оценивания, различения и отождествления) образа «Я» и образов территориальных общностей образует механизм территориальной идентификации. Важным моментом здесь является «масштаб» или границы той территориальной общности, к которой индивид чувствует причастность: это может быть ограниченная территория – город, село, область, или значительно более широкие пространства – Россия.
Для современного процесса образования и воспитания личности, несомненно, важно, чтобы учащийся осознавал себя и как гражданин своей страны, но и как гражданин, житель своего региона. Краеведческая работа в школах во все времена была и остается одним из основных направлений в обучении и воспитании. Она способствует укреплению связи ребёнка с жизнью, с окружающим миром.
Направления и формы краеведческой работы в школе, казалось бы, чрезвычайно традиционны. Это хорошо всем знакомые экскурсии с профессиональными гидами и историками, краеведческие квесты и мастер-классы с сотрудниками местных музеев.
Но стоит задаться вопросом, а как учителю сделать традиционную краеведческую работу запоминающейся, сохранившейся в памяти учеников, имеющей эмоциональный отклик?
На помощь здесь приходит школьный пресс-центр. В частности, ведение школьного блога в социальной сети.
Одно дело, когда экскурсию с группой школьников проводит сотрудник краеведческого или школьного музея, и совсем другое, когда старшеклассник-редактор школьного блога знает, что нужно «осветить событие» - написать самому или с редколлегией статью, заметку, провести видео экскурсию для подписчиков.
Тогда, несомненно, работа с фактическим, историческим материалом, с видео или аудио рядом становится намного более осмысленной, отрефлексированной. Учащийся старается, чтобы представляемый на суд зрителей материал был интересен, доступен и информативен.
Так, например, школьники освещают в нашем блоге в ВК [https://vk.com/club201768009] традиционные выездные экскурсии в 33 регионе:
# МНОГО ХОРОШИХ НОВОСТЕЙ
ВЕСНА – ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЙ!
Весенние каникулы – время небольших выездных экскурсий, ставших традицией. В этом году ученики 5-8 классов нашей школы побывали на Молочном производстве и в музее «Сельский дворик» в деревне Крутово Ковровского района.
Ребята посетили агрофирму, на которой познакомились с процессом производства молочных продуктов, увидели современное технологическое оборудование. Оказалось, что работа на данном предприятии - занятие трудоёмкое, непростое, но вполне прибыльное.
После посещения агрофирмы школьники отправились в музей традиционного русского быта «Сельский дворик». В музее им удалось рассмотреть убранство русской избы и поиграть в старинные русские игры.
Непросто оказалось всё. И носить чугунок ухватом, и рыбу ловить.
В целом всё прошло интересно и весело. Спасибо «Сельскому дворику» за тёплый гостеприимный приём!
Или, например, рассказывают о посещении Музея «Бухенвальдский набат» в МБОУ СОШ №14 города Коврова:
История военных лет
Содержит ужас: страшных бед:
Разруху, голод, детский плач
Принёс с собой фашист палач.
Миллионы смертей, искалеченных судеб...
То безмерное горе никто не забудет.
И здесь, конечно, речь идёт о формировании не только региональной идентичности, но и гражданской идентичности, и формировании истинного патриотизма.
Или проведение самими школьниками видео экскурсии по родному городу:
Такие формы работы, как школьный пресс-центр, составляемый самими учащимися, наполняемый в том числе краеведческим материалом, – прекрасный инструмент формирования региональной и гражданской идентичности школьников.
Библиографический список
1. Еремина Е.В. Региональная идентичность в контексте социологического анализа [Электронный ресурс] // Е.В. Еремина // Регионология. - 2011. - №3 /: http://regionsar.ru/node/781
2.Казанцев С.В. Оценка взаимного положения регионов / С.В. Казанцева // Экономика и Социология. – 2008. – №2. – С. 151-174
3.Корепанов Г. С. Региональная идентичность как объект социологического анализа // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2009. № 1. С. 16–23.