Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Полякова П.С. Школьный пресс-центр как инструмент формирования региональной идентичности школьника

Библиографическое описание:
Полякова П.С. Школьный пресс-центр как инструмент формирования региональной идентичности школьника // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.

Территориальная идентичность есть результат отождествления «себя» в качестве члена территориальной, в данном случае региональной общности. Каждый индивид обладает образом «Я – член территориальной общности», который вместе со способом соотнесения (сравнения, оценивания, различения и отождествления) образа «Я» и образов территориальных общностей образует механизм территориальной идентификации. Важным моментом здесь является «масштаб» или границы той территориальной общности, к которой индивид чувствует причастность: это может быть ограниченная территория – город, село, область, или значительно более широкие пространства – Россия.

Для современного процесса образования и воспитания личности, несомненно, важно, чтобы учащийся осознавал себя и как гражданин своей страны, но и как гражданин, житель своего региона. Краеведческая работа в школах во все времена была и остается одним из основных направлений в обучении и воспитании. Она способствует укреплению связи ребёнка с жизнью, с окружающим миром.

Направления и формы краеведческой работы в школе, казалось бы, чрезвычайно традиционны. Это хорошо всем знакомые экскурсии с профессиональными гидами и историками, краеведческие квесты и мастер-классы с сотрудниками местных музеев.

Но стоит задаться вопросом, а как учителю сделать традиционную краеведческую работу запоминающейся, сохранившейся в памяти учеников, имеющей эмоциональный отклик?

На помощь здесь приходит школьный пресс-центр. В частности, ведение школьного блога в социальной сети.

Одно дело, когда экскурсию с группой школьников проводит сотрудник краеведческого или школьного музея, и совсем другое, когда старшеклассник-редактор школьного блога знает, что нужно «осветить событие» - написать самому или с редколлегией статью, заметку, провести видео экскурсию для подписчиков.

Тогда, несомненно, работа с фактическим, историческим материалом, с видео или аудио рядом становится намного более осмысленной, отрефлексированной. Учащийся старается, чтобы представляемый на суд зрителей материал был интересен, доступен и информативен.

Так, например, школьники освещают в нашем блоге в ВК [https://vk.com/club201768009] традиционные выездные экскурсии в 33 регионе:

# МНОГО ХОРОШИХ НОВОСТЕЙ

ВЕСНА – ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЙ!

Весенние каникулы – время небольших выездных экскурсий, ставших традицией. В этом году ученики 5-8 классов нашей школы побывали на Молочном производстве и в музее «Сельский дворик» в деревне Крутово Ковровского района.

Ребята посетили агрофирму, на которой познакомились с процессом производства молочных продуктов, увидели современное технологическое оборудование. Оказалось, что работа на данном предприятии - занятие трудоёмкое, непростое, но вполне прибыльное.

После посещения агрофирмы школьники отправились в музей традиционного русского быта «Сельский дворик». В музее им удалось рассмотреть убранство русской избы и поиграть в старинные русские игры.

Непросто оказалось всё. И носить чугунок ухватом, и рыбу ловить.

В целом всё прошло интересно и весело. Спасибо «Сельскому дворику» за тёплый гостеприимный приём!

Или, например, рассказывают о посещении Музея «Бухенвальдский набат» в МБОУ СОШ №14 города Коврова:

История военных лет

Содержит ужас: страшных бед:

Разруху, голод, детский плач

Принёс с собой фашист палач.

Миллионы смертей, искалеченных судеб...

То безмерное горе никто не забудет.





И здесь, конечно, речь идёт о формировании не только региональной идентичности, но и гражданской идентичности, и формировании истинного патриотизма.

Или проведение самими школьниками видео экскурсии по родному городу:



Такие формы работы, как школьный пресс-центр, составляемый самими учащимися, наполняемый в том числе краеведческим материалом, – прекрасный инструмент формирования региональной и гражданской идентичности школьников.

Библиографический список

1. Еремина Е.В. Региональная идентичность в контексте социологического анализа [Электронный ресурс] // Е.В. Еремина // Регионология. - 2011. - №3 /: http://regionsar.ru/node/781

2.Казанцев С.В. Оценка взаимного положения регионов / С.В. Казанцева // Экономика и Социология. – 2008. – №2. – С. 151-174

3.Корепанов Г. С. Региональная идентичность как объект социологического анализа // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2009. № 1. С. 16–23.
2024