Актуальные вопросы начального общего образования

Карпова Л.Ю. Дифференцированный подход обучения в начальной школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


В настоящее время российская начальная школа переживает новый качественный этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального образования: на первый план все отчетливей выдвигается становление личности младшего школьника, формирование общих способностей в соответствии с его индивидуальными способностями.
Индивидуализация обучения вызвана тем, что уровень подготовки и способности к учению не у всех школьников одинаковы. У части из них недостаточно для данного возраста развиты психические процессы, вследствие этого они начинают отставать в учебе. В то же время сильные ученики нуждаются, как минимум, в обеспечении оптимального темпа продвижения в содержании изучаемого предмета и оптимального объема учебной нагрузки. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных способностей обучающихся при дифференцированном подходе.
Одна из особенностей УМК «Начальная школа XXI века» - это дифференциация обучения - ключ к сохранению индивидуальности ребенка.
В настоящее время широко обсуждается вопрос о необходимости работать в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, т.е. индивидуализировать процесс обучения. Авторами УМК были изменены концептуальные основы дифференциации обучения.«сильные» дети получают заданий больше, а «слабые» - меньше).
УМК «Начальная школа ХХI века» обеспечивает два типа дифференциации обучения. Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны по принципу «труднее - легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребенок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.
И в учебнике, и в рабочих тетрадях выделены три уровня:
1) базовый;
2) материал, не включенный в образовательный стандарт;
3) материал повышенной трудности. Часть заданий отмечена специальными знаками: «работа в парах», «вспомни материал, изученный ранее», «подсказка», «давай подумаем». Кроме того, в учебник включены различные сведения: «из истории математики», «из истории языка», «путешествие в прошлое», «этот удивительный мир». Эти задания служат для развития интереса учащихся к предмету, расширения их кругозора и арсенала новых способов рассуждений.
В УМК входят специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. По русскому языку - «Учусь писать без ошибок», «Запоминаем слова», по математике - «Дружим с математикой», «Дидактические материалы по математике», по литературному чтению - «Учимся читать выразительно», в первом классе - «Учусь читать и писать», «Учусь считать». Существенной особенностью заданий, представленных в тетрадях, является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов. Такой способ дифференциации для массовой начальной школы разработан впервые.
Основой дифференциации стал учет сформированности учебной деятельности школьника, знание учителем того, какие ее элементы у ребенка не развиты. Дифференциация как раз и заключается в том, чтобы обеспечить восполнение пробелов в формировании ведущей деятельности. Исследования коллектива авторов, выполненные под руководством Л. Е. Журовой, показали, что реализация такой идеи дифференциации обучения способствует увеличению уже в 1-ом классе количества учащихся, овладевающих умением принимать учебную задачу, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия. Положительные сдвиги наблюдаются и в умственных действиях ребенка, они становятся более свернутыми.
Естественно, такого рода дифференциация требовала технологической «прописки», разработки специальных методических приемов, учебных заданий, упражнений, которые бы разумно и целесообразно дополняли учебный процесс, не разрушая его целостности. Эта проблема решается в средствах обучения УМК двумя путями. Все задания по всем предметам представляются как разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие «сильных» учащихся и помочь «слабым» преодолеть трудности обучения. При этом каждый ученик имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т. е. в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.
При практическом исследовании понятия "индивидуализация обучения" необходимо иметь в виду, что речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. Это обусловлено тем, что индивидуальные особенности учеников имеют не только различные но и сходные стороны. Поэтому естественным образом формируются группы учеников, обладающих примерно сходными особенностями.
Группы могут формироваться по:
1)Результатам педагогической диагностики, разработанной авторами УМК "Начальная школа XXI века".
2)Уровню развития, индивидуальным особенностям психических процессов.
3)Сформированности компонентов учебной деятельности (принятие учебной задачи, развитие учебных действий, построение алгоритма решений, контроль и самоконтроль).
4)Результатам самостоятельных, контрольных работ.
5)Выбору самого ребенка (с кем бы он хотел работать).
При организации индивидуального подхода через внутриклассную дифференциацию в процессе обучения, можно использовать дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, по объему. Для этого использую упражнения, предложенные в учебнике и рабочих тетрадях, разработанных авторским коллективом комплекта "Начальная школа XXI века". Большое количество упражнений в рамках одного урока облегчает работу учителя по выбору заданий для групп, предоставляет возможность предлагать различно успевающим ученикам, те виды упражнений, которые будут необходимы именно им при изучении материала.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Творчество представляет собой продуктивную деятельность, т.е. производящую новое, в отличие от репродуктивной, повторяющей известное.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (поисковые, преобразующие), создавать новый продукт (создавать новые задания, сочинения). В процессе работы школьники приобретают опыт творческой деятельности.
Дифференцированная работа чаще всего организуется следующим образом: учащимся с низким уровнем обученности предлагаются репродуктивные задания, а со средним и с высоким - творческие.
Однако можно предложить продуктивные задания всем ученикам, но при этом детям с низким уровнем обученности даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой ситуации.
Например, тема: "Текст".
I
II
III
Спиши рассказ
Закончи рассказ
Сочини свой рассказ
 Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.
По трудности можно выделить 3 типа заданий:
1)Задания, выполнение которых состоит в стереотипном воспроизведении заученных действий.
2)Задания, выполнение которых требует некоторой модификации заученных действий в изменившихся условиях.
3) Задания, выполнение которых требует поиска новых, еще не известных способов действий.
Учащимся предлагаются задания с возрастающей трудностью, которые решаются последовательно - от первого к последнему. По количеству решенных задач можно судить навыке ребенка, связанного с той или иной темой. Если ребенок не смог справиться с каким-либо заданием, то он должен объяснить, что вызвало затруднение. Это позволяет скорректировать обучающую деятельность относительно каждого ребенка.
Например, русский язык, 2 класс. Тема: "Учимся писать суффиксы -ек-, -ик-"
( «Русский язык» (автор С.В.Иванов)
I.Спиши. Объясни написание суффиксов в словах: шарик, садик, лесочек, часочек.
II.Выбери, какой суффикс нужно добавить,чтобы получилось слово с уменьшительно-ласкательным значением, докажи: мяч, дождь, блинок, листок.
III.Придумай и запиши по 10 слов на суффиксы: -ик-, -ек-
Например, русский язык, 3 класс. Тема: "Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц ".( «Русский язык» ( автор С.В.Иванов)
I.Запиши слова в два столбика. В первый запиши слова с ударными окончаниями, во второй - с безударными: кирпич...м. сердц..м, лапш...й, пшениц...й.
II.Поставь данные существительные в форму творительного падежа:
Калач, малыш, Наташа, душ, роща.
III.Запиши слова в 2 столбика в зависимости от места орфограммы в слове:
Меч..м, ш...потом, ш...рохом, ш...рсткой, циркач...м, еж...м, ж...лудем, чертеж.м, крыж.вником, свеч...й.
Дифференциация учебных заданий по объему.
Такой способ дифференциации предполагает, что всем учащимся задается достаточно большой объем однотипных заданий. В зависимости от обученности детей или от темпа выполнения, задается различное количество заданий, при этом определяется обязательный объем, а за каждое дополнительное начисляются баллы. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задания.
В реальной практике дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможна тогда, когда учебный процесс организован как интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей; потребностей, интересов, уровня подготовленности, особенностей познавательных процессов. Только тогда можно создать оптимальные условия для овладения младшими школьниками знаниями, умениями и навыками, а главное - учебной деятельностью.
Дифференцированный подход к обучению в начальной школе в сегодняшних условиях является одним из наиболее важных условий успешности обучения и воспитания. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательного процесса, постоянное варьирование его методов и организационных форм с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ребенку, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения, и УМК "Начальная школа XXI века" дает прекрасные возможности для реализации дифференцированного обучения младших школьников.

Библиографический список

1.       НАУКОГРАТ 1/2013-электронное периодическое издание –Мака Н.А.- Дифференцированный подход к обучению
2.       Н.Н. Деменёва. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках/ Н.Н. Деменёва.-М.: Москва.- 2005
karpova2014god@mail.ru 89180532771
2018