Актуальные вопросы начального общего образования

Сидорко Е.А., Безденежных М.Н. Система оценивания младших школьников на уроке математики

Библиографическое описание:
Сидорко Е.А., Безденежных М.Н. Система оценивания младших школьников на уроке математики // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/75-1.pdf.

Все чаще в современном образовании можно услышать дискуссии о системе оценивания учащихся на уроках математики. И это оправданно, так как учащиеся больше всего нуждаются в одобрении и положительной оценке. Это доказывает в своем исследовании и психолог У. Джеймс «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству». На уроках учащиеся нуждаются в отношении к тому, что они делают, испытывают потребность, чтобы результат их работы был оценен по достоинству. Оценивание учащихся начинается с самых первых дней обучения ребенка в школе.

«Математика — гимнастика для ума», - эта фраза была сказана не случайно. Именно на уроке математики ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, догадываться, опровергать, что и способствует формированию математической грамотности. Математическая грамотность проявляется в конкретной ситуации. Если участник ситуации не смог выполнить хотя бы один этап математического моделирования, то он в данной ситуации не проявил математическую грамотность.

Чтобы выяснить тему нашего разговора, предлагаю разгадать шифровку.

(Шифровка Брайль. Семафор. Азбука Морзе)

В результате выполнения работы коллеги выходят на слово ОЦЕНИВАНИЕ.

Исходя из полученного слова, сформулируйте тему нашего разговора.

Каждый учитель использует в своей работе различные формы и методы оценивания. Но все-таки, что же такое оценивание?

1. Оценивание – это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение.

2. Оценивание – это обратная связь. Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели.

3. Оценивание направляет учение. Написав диагностические, проверочные работы, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, решив очередную учебную, учебно-практическую задачу.

4. Оценивание – это динамика, т.е. учитывается индивидуальный прогресс при подведении итогов результатов образования учащегося за определенный период времени;

5. Оценивание должно быть технологическим, т.е. наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение.

В своей практике применяю такие инструменты: контрольно-измерительные материалы, оценочные линейки, измерительные шкалы, критерии оценивания, разноцветные геометрические фигуры, оценочные лесенки, оценивание по алгоритму и другие. Традиционно включаю в урок такие инструменты оценивания, которые позволяют не только фиксировать результат усвоения или не усвоения учебного материала, но и определять степень достижения учащимися планируемых результатов освоения определённой образовательной программы.

В качестве критериев оценивания выступают конкретные образовательные результаты, которые необходимо продемонстрировать учащимся в результате выполнения учебной работы. Критерии, используемые учащимися в процессе оценочной деятельности, должны быть понятны и доступны детям. Критерии должны помогать оценивать результат конкретной работы, выполненной учащимися, а не уровень способностей ученика. Таким образом, исключается субъективизм оценивания.

Инструменты оценивания, включённые в урок, фиксируются в рабочих тетрадях или в оценочном листе.

В итоге любого вида учебной деятельности должна иметь место обязательная самооценка учащихся. Самооценка должна непременно предшествовать оценке учителя. Это заставляет учеников сравнивать свою оценку и оценку учителя. Возникшее противоречие заставляет ученика вновь переоценивать работу, делать работу над ошибками, неоднократно прорабатывать материал урока и производить переоценку. Так стимулируется субъектная позиция учащихся, развивается контрольно-оценочная деятельность, появляется желание улучшить собственную оценку, а значит, формируется устойчивая положительная мотивация к учению.

Рассмотрим более подробно методы, формы и инструменты оценивания, которые я применяю на уроке математике по теме «Величины».

Свой урок я начинаю с устного счета (не считая орг. момента, целеполагания). Предлагаю поработать вместе со мной в роли учеников.

На этом этапе урока проведем «Математический диктант» Один ученик работает с карточками у доски, а все остальные работают в тетрадях.

1. Настроились к устному счёту

Выразить и записать величины:

- 900 мм Сколько это дм?

- 400 см Сколько это метров?

- 83 см Сколько это дм и сколько см?

- 2 кг Сколько это граммов?

- 3 см Сколько мм?

- 7 дм 2 см? Сколько это см?

-1 20 дм сколько это м?

- 6 см 5 мм сколько мм?

По окончанию работы проходит взаимопроверка. Ребята обмениваются тетрадями. На доске ряд правильных ответов. Оценку ставят на поля в виде СМАЙЛИКА.

2. Введение в “проблему”

Появляется запись 9 дм, 4 м, 8 дм 3 см, 2000 г, 30 мм, 72 см, 12 м, 65 мм.

Посмотрите внимательно. Что общего? (Все числа именованные)

- Какая величина лишняя. (2000г) Почему?

Расставьте именованные числа в порядке возрастания.

Запишите ниже, второй строкой. 30мм,65мм,72см,8дм3см,9дм, 4м.,12м.

- О чем сегодня пойдет речь на уроке? Правильно.

Кто определит тему урока?

Величины длины.

Какова цель урока? Поработать над величинами длины. (Появляется запись: Величины длины). Вспомните, какие единицы длины вы знаете?

На доске схема.

Скажите, где используют величины длины? Что измеряют? Верно.

Работа в парах.

Я предлагаю поработать в группах. Линиями соедините предмет, и какой величиной его можно измерить.

Ластик

метр

Листы ватмана (бумага)

сантиметр

Расстояние от дома до школы

дециметр

Длина грядки

миллиметр



Проверка на доске расставьте величины в порядке возрастания.

Что вас удивило? Удобно ли дорогу измерять в метрах?

Тогда, может быть кто-то знает, в чем удобнее измерять большие расстояния? Кто скажет, какая тема урока?

Дети высказывают свои мнения.

На данном этапе урока создается проблемная ситуация, то есть вводится противоречие, столкновение, которое вызывает реакцию удивления и затруднения.

Ø Вы можете выполнить это задание?

Ø В чем затруднение?

Ø Почему не получается выполнить?

Ø Что вас удивляет?

Ø Какова же будет тема урока?

Километр

Единица длины метр знакома, а вот слово километр взято из французского языка и означает «тысяча»

Так в чем заключается секрет этой единицы длины?

1 км =1000 м

Перед вами задача помогите разрешить спор учеников кто из них прав?

Два ученика, которые измеряли длину улицы Пушкина в городе Абакане. У одного получилось 2000 м, а у другого 2 км. Ваше мнение кто прав?

Кто записал более рациональным способом?

Учитель: – Мнений мы услышали много. Теперь надо выяснить, кто же прав.

При оценивании ребенка на этапе постановки проблемы и поиска решения этой проблемы очень важно в эмоциональной форме сформулировать словесную оценку, показать удовлетворение от правильно выдвинутых версий: «Молодец! Мне нравится твой ход мыслей»; «Отлично! Ты включился в работу моментально»; «Хорошо, было интересно выслушать твое мнение!» Кроме того, в процессе оценивания учитель показывает ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но...» Это может быть важной функцией на всех этапах, и особенно на этапах актуализации знаний и применения новых знаний.

На этапе первичного закрепления дети работают в парах. 2 детей у доски. Затем я контролирую правильность выполнения работы у доски, а все остальные дети по окончанию работы самостоятельно проверяют по выполненному решению детей у доски. Таким образом, у детей повышается самооценка, мотивация обучения, положительному само восприятию и само отношению. Самое главное в учебной деятельности – это поворот на самого себя. Оценка того, чего смог достичь, чего смогу еще достигнуть.

За выполненную работу без ошибок - 2 балла, с 1-2 ошибками – 1 балл.

Выполните задания, предложенные на уроке ученикам.

а) Дополните до 1 км, запись на доске:

999 м + ….. = 1 км;

800 м + ….. = 1 км;

750 м + ….. = 1 км;

980 м + ….. = 1 км;

200 м + ….. = 1 км;

б) Заполните пропуски, запись на доске:

5487 м = ……. км …….м;

4867 см = …….м …….см;

Применение нового знания в решении задач. На этом этапе урока учащиеся учатся применять новые знания при решении задачи.

Учебник с. 37, №153

Можно задачу решить двумя способами. Фронтальная работа.

Реши задачу другим способом. Реши 1 задачу, обратную данной. Для проверки 2 детей решают на планшетах. Проверка по образцу.

На полях выставляют баллы 3 балла – без ошибок, 2 балла – 1 вычислительная ошибка, 1 балл – ошибка в ходе решения 2-го действия.

На этапе проверки усвоения нового знания дети пробуют свои силы в выполнении самостоятельной работы.

Предлагаю вам выполнить задание.

Самостоятельная работа. Проверка усвоения нового знания.

1). Заполните пропуски, чтобы записи были верными (детям выдаются карточки)

625 см = …м …см

4 см 9 мм= … мм

2674 м = …км … м

26 дм 7 см = … см

847 дм = …м …дм

8 дм = … мм

2). Сравни.

20 дм …200 см

5 км …1000 м

1000 м … 4 км

600 дм …6 м

4 м … 40 см

70 мм … 7 см

После выполнения задания проверь себя по образцу.

- Предлагаю вам выбрать форму оценивания на этом этапе урока.

На столах лежат шкала, лесенка успеха.

На этапе проверки усвоения нового знания дети пробуют свои силы в выполнении самостоятельной работы.

Проверка.

Подведение итогов.

На этапе рефлексии можно также использовать разнообразные формы.

Одна из форм – модель построения дома.

Те ребята, у которых за устный счет на полях стоит веселый смайлик, возьмите фундамент под цифрой 1, серьёзный -2, грустный – 3.

За второе задание – работу в группах – возьмите крышу дома (по цифрам).

За работу в парах – окно.

За самостоятельную работу

– стены

- трубу

- окно на чердак или дверь

- поощрительный балл за выдвижение гипотез по теме урока - трава

Еще одной интересной формой рефлексии может быть использование фольклора.

«Фразеологизм или пословица». Необходимо подобрать выражение, соответствующее восприятию урока.

Например:

§ «Слышал краем уха»;

§ «Вложил душу»;

§ «Бил баклуши»;

§ «Работал за троих»;

§ «Как белка в колесе»;

§ «Старался изо всех сил»;

§ «Хлопал ушами»;

§ «Просиживал штаны»;

§ «Валял дурака»;

§ «Трудился в поте лица»;

§ «Шевелил мозгами»;

§ «Считал ворон».

Свой урок я завершила игрой - стихотворением

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Своё настроение дети после проведенного урока ученики выразили при помощи приема «Прищепки».

Вывод: таким образом, применение разнообразных методов и форм оценивания способствуют достижению цели урока, повышению мотивации в обучении. Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Именно с этим связана одна из проблем, которая стояла и стоит перед учителем, - как организовать оценивание учебных достижений младших школьников, чтобы не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты.

1. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.

2. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. /Фишман И.С., Голуб Г.Б. – Самара, 2007.
2024-03-05 10:14 2023