Сидорко Е.А., Безденежных М.Н. Система оценивания младших школьников на уроке математики
Библиографическое описание: Сидорко Е.А., Безденежных М.Н. Система оценивания младших школьников на уроке математики // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/75-1.pdf.
Все чаще в современном образовании можно услышать дискуссии о системе оценивания учащихся на уроках математики. И это оправданно, так как учащиеся больше всего нуждаются в одобрении и положительной оценке. Это доказывает в своем исследовании и психолог У. Джеймс «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству». На уроках учащиеся нуждаются в отношении к тому, что они делают, испытывают потребность, чтобы результат их работы был оценен по достоинству. Оценивание учащихся начинается с самых первых дней обучения ребенка в школе.
«Математика — гимнастика для ума», - эта фраза была сказана не случайно. Именно на уроке математики ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, догадываться, опровергать, что и способствует формированию математической грамотности. Математическая грамотность проявляется в конкретной ситуации. Если участник ситуации не смог выполнить хотя бы один этап математического моделирования, то он в данной ситуации не проявил математическую грамотность.
Чтобы выяснить тему нашего разговора, предлагаю разгадать шифровку.
(Шифровка Брайль. Семафор. Азбука Морзе)
В результате выполнения работы коллеги выходят на слово ОЦЕНИВАНИЕ.
Исходя из полученного слова, сформулируйте тему нашего разговора.
Каждый учитель использует в своей работе различные формы и методы оценивания. Но все-таки, что же такое оценивание?
1. Оценивание – это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение.
2. Оценивание – это обратная связь. Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели.
3. Оценивание направляет учение. Написав диагностические, проверочные работы, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, решив очередную учебную, учебно-практическую задачу.
4. Оценивание – это динамика, т.е. учитывается индивидуальный прогресс при подведении итогов результатов образования учащегося за определенный период времени;
5. Оценивание должно быть технологическим, т.е. наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение.
В своей практике применяю такие инструменты: контрольно-измерительные материалы, оценочные линейки, измерительные шкалы, критерии оценивания, разноцветные геометрические фигуры, оценочные лесенки, оценивание по алгоритму и другие. Традиционно включаю в урок такие инструменты оценивания, которые позволяют не только фиксировать результат усвоения или не усвоения учебного материала, но и определять степень достижения учащимися планируемых результатов освоения определённой образовательной программы.
В качестве критериев оценивания выступают конкретные образовательные результаты, которые необходимо продемонстрировать учащимся в результате выполнения учебной работы. Критерии, используемые учащимися в процессе оценочной деятельности, должны быть понятны и доступны детям. Критерии должны помогать оценивать результат конкретной работы, выполненной учащимися, а не уровень способностей ученика.Таким образом, исключается субъективизм оценивания.
Инструменты оценивания, включённые в урок, фиксируются в рабочих тетрадях или в оценочном листе.
В итоге любого вида учебной деятельности должна иметь место обязательная самооценка учащихся. Самооценка должна непременно предшествовать оценке учителя. Это заставляет учеников сравнивать свою оценку и оценку учителя. Возникшее противоречие заставляет ученика вновь переоценивать работу, делать работу над ошибками, неоднократно прорабатывать материал урока и производить переоценку. Так стимулируется субъектная позиция учащихся, развивается контрольно-оценочная деятельность, появляется желание улучшить собственную оценку, а значит, формируется устойчивая положительная мотивация к учению.
Рассмотрим более подробно методы, формы и инструменты оценивания, которые я применяю на уроке математике по теме «Величины».
Свой урок я начинаю с устного счета (не считая орг. момента, целеполагания). Предлагаю поработать вместе со мной в роли учеников.
На этом этапе урока проведем «Математический диктант» Один ученик работает с карточками у доски, а все остальные работают в тетрадях.
1. Настроились к устному счёту
Выразить и записать величины:
- 900 мм Сколько это дм?
- 400 см Сколько это метров?
- 83 см Сколько это дм и сколько см?
- 2 кг Сколько это граммов?
- 3 см Сколько мм?
- 7 дм 2 см? Сколько это см?
-1 20 дм сколько это м?
- 6 см 5 мм сколько мм?
По окончанию работы проходит взаимопроверка. Ребята обмениваются тетрадями. На доске ряд правильных ответов. Оценку ставят на поля в виде СМАЙЛИКА.
Проверка на доске расставьте величины в порядке возрастания.
Что вас удивило? Удобно ли дорогу измерять в метрах?
Тогда, может быть кто-то знает, в чем удобнее измерять большие расстояния? Кто скажет, какая тема урока?
Дети высказывают свои мнения.
На данном этапе урока создается проблемная ситуация, то есть вводится противоречие, столкновение, которое вызывает реакцию удивления и затруднения.
Ø Вы можете выполнить это задание?
Ø В чем затруднение?
Ø Почему не получается выполнить?
Ø Что вас удивляет?
Ø Какова же будет тема урока?
Километр
Единица длины метр знакома, а вот слово километр взято из французского языка и означает «тысяча»
Так в чем заключается секрет этой единицы длины?
1 км =1000 м
Перед вами задача помогите разрешить спор учеников кто из них прав?
Два ученика, которые измеряли длину улицы Пушкина в городе Абакане. У одного получилось 2000 м, а у другого 2 км. Ваше мнение кто прав?
Кто записал более рациональным способом?
Учитель: – Мнений мы услышали много. Теперь надо выяснить, кто же прав.
При оценивании ребенка на этапе постановки проблемы и поиска решения этой проблемы очень важно в эмоциональной форме сформулировать словесную оценку, показать удовлетворение от правильно выдвинутых версий: «Молодец! Мне нравится твой ход мыслей»; «Отлично! Ты включился в работу моментально»; «Хорошо, было интересно выслушать твое мнение!» Кроме того, в процессе оценивания учитель показывает ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но...» Это может быть важной функцией на всех этапах, и особенно на этапах актуализации знаний и применения новых знаний.
На этапе первичного закрепления дети работают в парах. 2 детей у доски. Затем я контролирую правильность выполнения работы у доски, а все остальные дети по окончанию работы самостоятельно проверяют по выполненному решению детей у доски. Таким образом, у детей повышается самооценка, мотивация обучения, положительному само восприятию и само отношению. Самое главное в учебной деятельности – это поворот на самого себя. Оценка того, чего смог достичь, чего смогу еще достигнуть.
За выполненную работу без ошибок - 2 балла, с 1-2 ошибками – 1 балл.
Выполните задания, предложенные на уроке ученикам.
а) Дополните до 1 км, запись на доске:
999 м + ….. = 1 км;
800 м + ….. = 1 км;
750 м + ….. = 1 км;
980 м + ….. = 1 км;
200 м + ….. = 1 км;
б) Заполните пропуски, запись на доске:
5487 м = ……. км …….м;
4867 см = …….м …….см;
Применение нового знания в решении задач. На этом этапе урока учащиеся учатся применять новые знания при решении задачи.
Учебник с. 37, №153
Можно задачу решить двумя способами. Фронтальная работа.
Реши задачу другим способом. Реши 1 задачу, обратную данной. Для проверки 2 детей решают на планшетах. Проверка по образцу.
На полях выставляют баллы 3 балла – без ошибок, 2 балла – 1 вычислительная ошибка, 1 балл – ошибка в ходе решения 2-го действия.
На этапе проверки усвоения нового знания дети пробуют свои силы в выполнении самостоятельной работы.
Предлагаю вам выполнить задание.
Самостоятельная работа. Проверка усвоения нового знания.
1). Заполните пропуски, чтобы записи были верными (детям выдаются карточки)
625 см = …м …см
4 см 9 мм= … мм
2674 м = …км … м
26 дм 7 см = … см
847 дм = …м …дм
8 дм = … мм
2). Сравни.
20 дм …200 см
5 км …1000 м
1000 м … 4 км
600 дм …6 м
4 м … 40 см
70 мм … 7 см
После выполнения задания проверь себя по образцу.
- Предлагаю вам выбрать форму оценивания на этом этапе урока.
На столах лежат шкала, лесенка успеха.
На этапе проверки усвоения нового знания дети пробуют свои силы в выполнении самостоятельной работы.
Проверка.
Подведение итогов.
На этапе рефлексии можно также использовать разнообразные формы.
Одна из форм – модель построения дома.
Те ребята, у которых за устный счет на полях стоит веселый смайлик, возьмите фундамент под цифрой 1, серьёзный -2, грустный – 3.
За второе задание – работу в группах – возьмите крышу дома (по цифрам).
За работу в парах – окно.
За самостоятельную работу
– стены
- трубу
- окно на чердак или дверь
- поощрительный балл за выдвижение гипотез по теме урока - трава
Еще одной интересной формой рефлексии может быть использование фольклора.
«Фразеологизм или пословица». Необходимо подобрать выражение, соответствующее восприятию урока.
Своё настроение дети после проведенного урока ученики выразили при помощи приема «Прищепки».
Вывод: таким образом, применение разнообразных методов и форм оценивания способствуют достижению цели урока, повышению мотивации в обучении. Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Именно с этим связана одна из проблем, которая стояла и стоит перед учителем, - как организовать оценивание учебных достижений младших школьников, чтобы не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты.
1. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.