Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Дмитриев И. С. 3D-технологии: использование 3D-ручки в образовательном процессе МБУ ДО Чердаклинского ЦДО

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (48) https://f.almanah.su/48.pdf


Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Нашу повседневную жизнь уже невозможно представить себе без информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время мультимедийные, интерактивные, мобильные и 3D-технологии создали электронный мир с новыми видами коммуникаций и для современных детей цифровая среда стала «родной» и привычной.
Более 95% российских школьников обладают современными высокотехнологическими «гаджетами»: планшеты, мобильные телефоны с круглосуточным доступом в Интернет.
Могла ли остаться в стороне система образования? – Ответ очевиден. В учебном процессе сейчас повсеместно используются мультимедийное оборудование и телекоммуникационные технологии. Вместе с тем, высокая скорость развития технологий и соответственно короткий цикл жизни оборудования ставят перед образованием новые вызовы в борьбе за привлечение и удержания внимания учеников к процессу обучения. Современным трендом в образовательных технологиях, отвечающим всем требованиям и обладающим огромным потенциалом являются 3D-технологии: 3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать и объемное рисование.
3D-технологии в образовании позволяют разнообразить учебные занятия, делать образовательный процесс эффективным и визуально-объемным.
Педагоги выделяют следующие преимущества использования 3D-технологии:
Ø включение 3D (трехмерных моделей) процессов и объектов в традиционные способы обучения вносит инновацию в «рутинный» процесс обучения, повышает мотивацию к обучению;
Ø визуализация «сложных» тем образовательной программы помогает лучше понимать изучаемый материал;
Ø способствует развитию пространственного мышления;
Ø стимулирует творческую деятельность каждого ученика;
Ø облегчает систематизацию знаний;
Ø способствует усвоению большего объема информации, что положительно сказывается на результатах тестов и экзаменов;
Ø повышает уровень подготовки учащихся для дальнейшего обучения.
3D технологии существенно совершенствуют процесс обучения по многим дисциплинам, к которым относятся такие непростые предметы, как архитектура и дизайн, машиностроение и химия, археология и география, биология, изобразительное искусство и многое другое. Совершенствуется процесс обучения и получения углубленных, новых знаний инженерных дисциплин.
 Примеры применения 3D технологий в образовании:
Ø показ сложных объектов во время проведения тематических уроков;
Ø привлечение внимания учащихся к урокам, повышение концентрации и внимания, улучшение восприятия материала;
Ø специальные технологии для развития (например, развитие творческих способностей);
Ø здоровье сберегающие технологии (в которых обучение совмещается с улучшением здоровья);
Ø организация внеурочной деятельности;
Ø создание учащимися 3D проектов;
Ø проведение конкурсов и иных мероприятий.
3D технологии – это мощный образовательный инструмент, который может привить ребенку привычку не использовать только готовое, но творить самому.
Использование 3D – технологий, а в частности 3D ручки в образовательном процессе объединения помогает развить у учащихся конструкторские навыки и самостоятельно создавать изделия, воплощая свои дизайнерские идеи. С помощью 3D-ручки можно рисовать мгновенно застывающим пластиком прямо в воздухе и в пространстве, создавать объемные рисунки и объекты. В отличие от обычных приспособлений для письма и рисования, вместо чернил в 3D ручку заправляется пластиковая нить, которая внутри плавится при высокой температуре и выходит наружу. Расплавленный пластик – очень мягкий и может быть превращен в плоскую фигуру или принять объемную форму. Через несколько секунд изделие затвердевает и продолжает держать форму.
3D технологии открывают широкие возможности для обучения. 3D-ручка развивает у ребенка ощущение цвета и гибкости материалов, воображение, мелкую моторику, пространственное мышление, мотивирует заниматься творчеством, а с другой стороны, дети учатся работать с высокими технологиями. Гаджет может пригодиться на уроках изобразительного искусства и труда. Оптимальным возрастом начала работы с 3D-ручкой считается 10-16 лет.
3D-ручкой можно рисовать в воздухе, но для учебного процесса лучше рисование на плоскости. Чтобы пользоваться гаджетом профессионально, необходима практика, поэтому для педагогов проводят семинары, посвященные этому вопросу. При помощи 3D-ручки можно изготавливать сувениры, открытки и даже модели статуй. 3D ручкой рисуют на бумаге, а также в пространстве.
Таким образом использование 3D технологий, в частности 3D ручки, в образовательном процессе способствует развитию фантазии, способствует развитию абстрактного мышления, навыкам проектирования, а также ряду других актуальных способностей, которые так необходимы в мире информационных технологий.
Библиографический список
1.       ФЗ РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2000 г.
2.       Горский В. «Техническое конструирование». Издательство Дрофа, 2010 го.
3.       Даутова, Иваньшина, Ивашедкина «Современные педагогические технологии». Издательство Каро, 2017 год.
4.       Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru

2021