НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ситкина Л.В., Гущина Ю.Н. Конструктивно-модельная деятельность как средство развития логического мышления старших дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 7 (57) https://f.almanah.su/57.pdf

Конструирование в детском саду было всегда, потому что его можно легко совмещать с другими видами деятельности, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то сейчас нужен новый подход в соответствии с новыми стандартами. Развитие логического мышления является необходимым условием успешного обучения в школе, оно помогает свободно усваивать картину мира, ориентироваться в ней, продуктивно и результативно осуществлять любую деятельность. Проблемы развития логического мышления у дошкольников интересуют и привлекают внимание учёных, воспитателей, психологов. Одна из таких проблем - это неумение анализировать, строить суждение на основе причинно-следственных связей или отсутствие логичности суждений, поэтому очень важно взрослому своевременно обратить на это внимание и создавать все условия, чтобы ребёнок наблюдал, сравнивал, выделял признаки, делал выводы и обобщения. Именно применение конструктивно-модельной деятельности будет способствовать развитию логического мышления, правильному восприятию, пространственному воображению, произвольному вниманию, что является фундаментом школьной успешности.
У всех воспитанников детского сада формирование логического мышления приходит к концу дошкольного возраста и это проявляется в том, что дети могут спокойно оперировать абстрактными категориями, устанавливая различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме.
По мнению Л.С. Выготского умственное становление ребёнка - это не количество знаний или умственных процессов, а уровень становления психических функций. Этот автор говорит о том, что научные мнения детей не воспринимаются и даже не запоминаются, а возникают из-за напряжения его собственной мысли.
Изучая работы В.В. Давыдова и Н.Н. Поддьякова было установлено, что старшие дошкольники могут выделять важные качества предметов или явлений для отображения их в образной форме с помощью игрового обучения детей-дошкольников. На изображении можно увидеть элементы отдельных предметов. Процесс этот проявляется в различных формах практической деятельности: формируются общие способы анализа, сравнения; умение самостоятельно находить решения задач, уметь планировать свою работу.
Дошкольный возраст является важнейшим периодом в становлении и развитии личности ребёнка, ведь именно в это время дети раскрывают все свои природные задатки и неповторимость. Одним из наиболее важных навыков, которые дети приобретают в это время, является способность учиться логически обрабатывать информацию. С учётом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, логическое развитие выделено в отдельную образовательную область и ей уделяется большое внимание. При этом одной из задач познавательного развития детей считается развитие умений и навыков по формированию познавательных действий. Без развития мышления невозможен процесс познания и развития познавательных действий.
По мнению психологов, конструктивная деятельность, как и игра, является одним из важнейших видов деятельности для детей. Этот метод помогает детям проявить творческие способности, развивать логическое и образное мышление.
У детей дошкольного возраста развито наглядно-образное мышление, поэтому разнообразные наглядно-образные материалы в обучении имеют исключительно важное практическое значение. В то же время образное мышление – стимулирует логическое мышление старших дошкольников.
Дошкольники занимаются конструктивно-модельной активностью не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и в свободное время, на прогулке. Для этого даже не всегда требуются условия организации детей, ведь они могут выбирать из чего строить самостоятельно. В виде наглядного пособия можно использовать множество альбомов, книг с иллюстрациями, фотографиями, экскурсиями, наблюдениями и прочим.
Показателями логического мышления послужили:
1.     умение планировать процесс возведения постройки;
2.     умение сооружать постройки, объединённые общей темой.
Для проведения деятельности по конструированию необходимо правильно организовать обстановку и дополнительные материалы в группе (автомобили, ёлочки, клумбы, цветы, фонарики и другие атрибуты, которые дети создают в свободной деятельности). Всё это развивает логическое мышление дошкольников. Когда ребёнок сам организовывает для себя среду, он лучше усваивает культуру труда, ведь это очень важно в дальнейшем. Ребёнка необходимо научить разбирать постройку в нужном направлении (сверху вниз) по окончании работы. Все детали должны находиться на специальных полках по формам, чтобы ребёнок знал, что это за выкройка. И мелкие стройматериалы в коробке, где по плану сложены все детали.
Для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста необходимо систематическое применение конструктивно-модельной деятельности в образовательном процессе.
Наше исследование началось с внедрения методики Галина Анатольевны Урунтаевой, в целях выявления уровня развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Для данного исследования детям показывали карточки-образцы, после чего им нужно было собрать такую же картинку из геометрических фигур. Для начала ребёнок внимательно рассматривает объект, после чего нужно попросить расчленить этот объект на геометрические фигуры. По завершению выполнения задания ребёнок должен собрать образец и только после этого  проходит проверка правильности расчленения образца.
Начальное исследование показало, что 2 ребёнка с высоким уровнем (11%) выполнили задание по моделированию, без ошибок, полностью самостоятельно. 14 детей со средним уровнем (74%), этим детям была необходима помощь в процессе нахождения нужных фигур для дальнейшей сборки объекта. С низким уровнем было всего 3 ребенка (15%), но у них возникло очень много ошибок в процессе расчленения объекта, ошибки свои они не замечали и не пытались исправить даже после замечаний взрослого.
Получив результаты, мы подготовили четкий план работы для улучшения логического мышления детей, который реализовывали в течение двух недель.
Вся проведенная нами деятельность включала в себя работу с конструктором и сборкой оригами.
Для того чтобы настроить детей на работу, мы решили, что будет лучше показать что можно сделать из простого листка бумаги. На момент проведения деятельности на улице были лужи и мы решили, что было бы неплохо собрать лодку в технике оригами, тем самым у детей появился большой интерес к сборке. Во время прогулки дети взяли свои работы с собой и устраивали соревнования.
Так же вместе с детьми занимались конструированием. На протяжении двух дней мы строили большой дом из блочного конструктора. В оставшиеся дни мы обыгрывали различные сказки, проводили сюжетно-ролевые игры с использование предметно-развивающей среды группы (зверей, машины, кукол).
Образовательная деятельность проходила в группе, которая была хорошо оснащена различным конструктором.
Интересней всего детям было работать с «Игольчатым» конструктором. Из него дети строили транспорт, животных и небольшие города. Следующим по частоте использования был «Блочный» конструктор. Из этого конструктора дети могли создавать очень большие постройки, насколько им хватало деталей. Благодаря этому конструктору у детей нарастал интерес к дальнейшей деятельности. С конструктором «Тико» детям приходилось немного повозиться, перед тем как получить желаемый результат, потому что данный вид конструктора имеет шарнирный вид соединения между собой. При помощи этого конструктора можно с лёгкостью собрать любые геометрические фигуры (куб, конус, пирамиду). Этот конструктор очень хорошо подходит для развития мелкой моторики рук. Мало востребованным конструкторам в нашей работе оказался «Лего». Это всё объясняется тем, что работать со столь маленьким конструктором вызывает у детей скуку, ведь чтобы добиться желаемого результата, им нужно долго и кропотливо сидеть и трудиться над своей постройкой. Ещё возникали трудности при разборе изделия и у детей со временем пропадал интерес к сборке из данного конструктора.
После проведения деятельности, направленной на развитие уровня логического мышления старших дошкольников, мы снова проводили методику, для того чтобы убедиться в пользе проведенных занятий.
По результатам исследования были выявлены такие результаты: 7 детей с высоким уровнем (41%), в этот процент вошли дети, которые показали средний уровень развития логического мышления на момент проведения методики во время констатирующего этапа. Дети самостоятельно справились с поставленной перед ними задачей по моделированию объекта. Со средним уровнем 12 детей (59%) - эти дети смогли самостоятельно собрать объект и некоторые из них самостоятельно замечали и исправляли свои ошибки.
Мы смогли добиться того, что высокий уровень развития логического мышления старших дошкольников увеличился на 30% (с 11% до 41%). Низкий уровень (15%) удалось полностью исключить, за счёт этого все дети с низкого уровня перешли на средний уровень.
Добиться таких хороших показателей нам помогло каждодневное проведение деятельности, направленной на улучшения уровня развития логического мышления старших дошкольников.

Библиографический список

1.                Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология) / А.В Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2018. - №1. - С.21-29.
2.                Кузнецова Е.М. Конструктивно-модельная деятельность детей 5-6 лет. Программа по художественному моделированию и конструированию ФГОС.- Волгоград: Учитель,2020.-111с.
3.                Любченко И.И. Логическое мышление как неотъемлемый аспект развития ребёнка в современном обществе / И. И. Любченко // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2019. – № 1. – С. 59-62.
4.                Таджибаев С.С. Формирование конструкторских умений у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-модельной и творческой деятельности ДОУ //Наука и мир. - 2020, Т. 2.- № 3 (79). - 2020. - 83 с. : ил., табл.

Сведения об авторах

Ситкина Людмила Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории, Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», Россия, г. Тобольск.
Гущина Юлия Николаевна, студентка 4 курса специальности «Дошкольное образование», Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», Россия, г. Тобольск.


2022