НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лохматова Л.В. Авторская методика развития творческого потенциала дошкольников средствами музыкального фольклора

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


Приобщение к народной культуре и сохранение семейных традиций играют важную роль в развитии личной культуры и духовной жизни детей, обеспечивают преемственность поколений. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.
Обучение детей в процессе музыкально-фольклорной деятельности направлено на формирование исполнительских и художественно-коммуникативных навыков и умений, для сохранения традиций исполнения народных песен. Мною были разработаны музыкально-фольклорные занятия с использованием презентаций. Они проходят в игровой интересной форме: дети разучивают народные игры, обрядовые песни, знакомятся с народным костюмом и изготавливают его элементы. Ознакомление с материалом, его воспроизведение, повторение, закрепление и поиск новых вариантов способствует свободному и полному раскрытию творческой фантазии и способностей детей.
Песенный материал разучиваем с детьми по возможности, не обращаясь к инструменту. По своей природе материал этот легче воспринимается и запоминается с голоса. Детям очень нравится петь а капелла. Мой педагогический опыт работы подтвердил, что пение педагога становится для детей образцом. Однако по ходу занятия полезно дать детям прослушать ту же мелодию на инструменте. Дети должны научиться сравнивать различное исполнение песни.
Разбирая песню, дети сначала поют тихо, почти шепотом, чтобы голос педагога, по которому они «выверяют» свое пение, был отчетливо слышен каждому, для правильного интонирования мелодии. Подстраивание своего голоса к голосу педагога и голосам других детей формирует способность слухового контроля.
В основе методике лежит поэтапное знакомство с фольклорно-песенным материалом. Можно выделить 4 этапа.
1.       Разучивание текста: проговаривание текста, положенного на четкую слогоритмическую форму
2.       Звукопрочтение: пропевание мелодии в сопровождение с пульсацией.
3.       Синкритизм поэтического и мелодического текста: синтез трёх элементов: слова, напева и ритмического движения.
4.       Исполнение песни: инсценировка песни по тексту добавляет задора, веселья и импровизации.
Исполнение народной песни – это всегда эмоциональное высказывание. С помощью жестов, мимики создается яркий песенный образ. Я заметила, что мелодичность интонации песни, ее ритмическая и динамическая гибкость, тембровая окраска воспринимаются, запоминаются и усваиваются детьми гораздо легче и быстрее, если песня им понравилась. И поэтому в доэтапный период проводятся беседы о русской народной песне. Каждая песня представляет собой самостоятельную игру, законченное художественное произведение. Рассказывая о хороводной песне, даю понятие о том, что хоровод – это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. «Хороводник» или «хороводница» - мастер ведения хоровода. Хороводные песни по их роли в хороводе разделяют на наборные (с них начинали), проходочные и разборные (ими заканчивали).
При исполнении песни педагогом, дети знакомятся с песней, прослушав ее, проанализировав жанровую особенность и обрядовую принадлежность. Подбираю песни разного характера, мелодически просты, с доступным текстом, под который можно двигаться. Очень важно, чтобы детям предложенная песня понравилась.
На первом этапе важный момент в исполнении – «разговорность» пения. Вместе с детьми работаем над четкой дикцией. Петь так, как говоришь - один из принципов народного исполнения мы пробуем на скороговорках. Например, пошла Поля полоть в поле; пришёл Прокоп — кипел укроп, ушёл Прокоп — кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, и так и без Прокопа кипел укроп; у перепела и перепёлки пять перепелят.
Дети проговаривают текст в удобной для себя примарной зоне. Нижний предел голоса устанавливаю путём пения нисходящего поступенного звукоряда. Верхний предел устанавливаю несколькими способами:
·          поющий исполняет короткую попевку, колыбельную которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса;
·          исполняется какой – либо поступенный восходящий звукоряд на гласный звук «а».
(рисунок 1. 1 этап разучивания русских народных песен )
На втором этапе при разучивании песни, считаю, что нужно идти не от песенного текста, а от мелодии. Мелодическая линия слышна при распевании. Для лучшего восприятия метроритма на этом этапе можно использовать шумовые народные инструменты: ложки, коробочки, трещотки, бубны. Пропевание мелодии в сопровождение с пульсацией.
(рисунок 2. 2 этап разучивания русских народных песен)
В рамках третьего этапа главная задача состоит в слияние поэтического и мелодического текста. Если песня протяжная, мелодическая, то одним из главных выразительных средств - «цепное дыхание». «Цепное дыхание» помогает сохранить непрерывность звуковой линии. Для детей эта техника сложна, и поэтому предлагаю брать дыхание по очереди на выбранные слова. Возобновлять дыхание раньше, чем оно полностью израсходовано. Главное слежу за тем, чтобы при возобновлении пения ребенок незаметно включился в общее звучание, не изменяя динамику и характер звукообразования.
(рисунок 3. 3 этап разучивания русских народных песен)
Четвертый этап включает в себя исполнение песни с игровыми движениями. В народе принято говорить не « петь» песню, а «играть». Танец и песня неотделимы друг от друга. На этом этапе отрабатываем процесс совмещения пения и движения. Внимание детей направляю на звучание голоса, на жесты, на мимику, на все, что помогает ярче выразить содержание и красоту русской народной песни. Игра «Подай балалайку» на основе русской народной песни «Как во горнице, во новой» очень полюбилась детьми. Психологически «прячась» за игру на балалайке, выступая от имени Ванюши, ребенок становится более открытым и смелым. Многочисленные игровые повторения песни увлекают детей.
(рисунок 4. 4 этап разучивания русских народных песен)
Концертная деятельность дает детям огромную радость выступлений, восторг, эмоциональные переживания от удачи и неудачи, раскрывает весь творческий потенциал ребенка. Приятно слышать отзывы родителей о том, что появляются новые семейные традиции: вместе с детьми поют русские народные песни, занимаются рукоделием, вспоминают народные игры, сочиняют сказки.
В процессе работы появилось желание расширить репертуар русских народных песен, хороводов, игр. Я добиваюсь того, чтобы от простого любопытства ребенок шел к осознанному желанию узнать, услышать, запомнить понравившуюся игру, песню и вовлечь детей в творческую деятельность.
Наш народ духовно и нравственно богат. Нам есть чем гордиться, есть что любить. Приобщение детей к истокам народной культуре является целостным развитием творческой активной личности ребёнка. Значительная часть того, что принадлежало нашему народу, исчезает, но как хочется сохранить, чтобы не пропало без следа, возродить в душах детей интерес к прошлому, необычному, загадочному, такому старому, но новому для современных детей и их родителей.

Библиографический список

1.       Науменко Г.М. «Фольклорный праздник»- М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.-221с.
2019