Актуальные вопросы начального общего образования

Верхова Е. И. Создание ситуации успеха в исследовательской деятельности младших школьников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf

На занятии кружка «Юный эколог», открытом в ОАНО Школа «Гармония» в рамках внеурочной деятельности, ребята узнали, что осень – лучшее время года для посадок луковичных растений, и решили украсить пришкольный участок разноцветными гиацинтами, луковицы которых были подготовлены, обработаны специальным раствором и высажены в грунт. В ходе проделанной работы первоклассники смогли исследовать этапы развития растения из луковицы. В апреле первоклашки заметили на клумбе первые ростки. А в мае долгожданные цветы дождя распустились. Радости не было предела! В ситуации успеха ребята почувствовали себя настоящими волшебниками, повысилась мотивация учения.

рисунок 1 Весеннее чудо
Выращивание растений и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Высадив луковицы гиацинтов в землю, первоклассники продолжили исследовательскую деятельность в рамках следующего проекта «Новогоднее чудо». В результате эксперимента с оставшимися луковицами гиацинтов, ребята смогли вырастить цветы дождя к Новому году в условиях класса, записать видеофильм, стать победителями VII открытого межрегионального экологического фестиваля «Древо жизни». Оказавшись на сцене Дворца Пионеров на Воробьёвых горах и увидев свой ролик «Новогоднее чудо» с экрана кинозала, юные ботаники почувствовали себя настоящими учёными и с удовольствием продолжили эксперименты по выращиванию растений.
Исследовательская работа «Семечко, расти!» началась с замачивания и проращивания семян, что вызвало бурные эмоции и способствовало повышению познавательного интереса всех участников проекта. Через 2 недели проросшие семена высадили в почву.
На уроках окружающего мира первоклассники выявили условия, необходимые для роста растений: воздух, влага, тепло, почва, свет. При наличии всех условий, которые обеспечили ребята, растения заметно выросли, увеличилось количество листьев, появились цветы. Настало время рассадить фасоль, горох, с чем юные исследователи быстро справились. А ещё через 3 недели, в начале мая, юные волшебники заметили первые стручки фасоли, гороха и снова почувствовали себя настоящими волшебниками. А самое главное – приобрели новые знания, умения, бесценный опыт исследовательской деятельности.

рисунок 2 Огород на подоконнике
14 ноября в 1 классе ОАНО Школа «Гармония» состоялось занятие кружка «Юный эколог», в ходе которого первоклашки познакомились с экологическим праздником «Синичкин день», созданным по инициативе Союза охраны птиц России и отмечаемом 12 ноября. В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, мастерят и развешивают кормушки.
Специалист ГПБУ «Мосприрода» Дулова Анастасия
Вячеславовна познакомила первоклассников с многообразием синиц и другими зимующими птицами, обитающими на территории Москвы. Затем ребята своими руками изготовили книжки-малышки с информацией о различных видах синиц, узнали об акции «Покормите птиц зимой!» и стали её участниками.
Первоклассники смастерили для пернатых игрушки-кормушки, которые вывесили на сосну под окном школы. Истинное удовольствие от проделанной работы ребята получили, заметив первых гостей – синичек, которые не заставили себя долго ждать.

рисунок 3 Игрушки – кормушки
На следующих занятиях экологического кружка первоклассники с удовольствием погрузились в мир зимнего леса и загадок следов на снегу, став детективами и выясняя, кто разгуливал в лесу, в парке, в школьном саду.
А весной, в день знакомства с первоцветами, обнаружили в школьном саду ещё одно чудо - редкий цветок Галантус, занесённый в Красную книгу как исчезающий вид.

рисунок 4 Галантус
Недавно первоклассники очень удивились, узнав, что в календаре есть праздник «День Водно-болотных угодий», и решили подробнее изучить тему «Болото».
Ребята узнали тайны болот: что такое болото, как оно формируется, какие бывают типы болот, какие животные и растения там обитают и почему их нужно охранять. В ходе просмотра ярких презентаций ребята увидели флору и фауну уникальной экосистемы.
Своими руками первоклассники изготовили весёлую открытку-лягушку, которая смешно открывала рот и хватала насекомых при помощи своего длинного и липкого языка.
В ходе мастер-класса «Цветы из бумаги» ребята продолжили осваивать технику оригами и изготовили кувшинки, которые получились очень красивыми.
А отправишись в увлекательное путешествие по волшебной стране ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ в Экоцентр «Воробьёвы горы», они узнали, как и откуда вода попадает в кран, правила сбережения воды дома, в школе, везде, где ею можно пользоваться. В городе ТЕПЛОсити узнали, где живёт тепло, почему оно так важно и почему его надо беречь. Прибыв в город ЭЛЕКТОРОсити, ребята стали главными энергетиками и придумали, как сэкономить электроэнергию дома и в школе. В столице страны ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ЭНЕРГОсити ученики узнали, что энергию можно получать из таких источников, как солнце, вода, ветер и горячая вода, которая поднимается на поверхность из глубин земли в местах сильной вулканической активности. Самое главное, что вынесли ребята из этого познавательного путешествия, – научились беречь тепло, воду и электричество, почувствовали себя взрослыми и успешными.
Успех в учении — это единственный источник внутренних сил и желания к достижению новых знаний. Таким образом, создание ситуации успеха — это не только метод, делающий учебный процесс интереснее, разнообразнее, повышающий самооценку, создающий уверенность в своих силах, улучшающий взаимоотношения в классе, но и предпосылка успешной адаптации младших школьников к обучению. Создание ситуации успеха помогает ребенку решить многие личностные трудности: застенчивость, неуверенность в себе, помогает улучшить отношение к обучению в школе, учителю, выстроить положительные взаимоотношения со сверстниками и создать оптимистичный настрой на будущее.
       Библиографический список
1. Коваль А. Н., Малыгина А. Н. Создание ситуации успеха как предпосылка успешной адаптации первоклассников к обучению // Молодой ученый. — 2016. — №7.
2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — К.: Рад. шк., 1988.- 272 с.

Сведения об авторах

Верхова Евгения Игоревна, учитель начальных классов, Общеобразовательная автономная некоммерческая организация Школа «Гармония», Россия, г. Москва.
2018