Актуальные вопросы дошкольного образования

Смирнова С.В. Принципы, методы и средства нравственного воспитания дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf


Нравственность – внутренняя установка человека действовать согласно совести и свободной воле, внутренние требования человека к самому себе. Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно осложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе.
Почему воспитание нравственности необходимо начинать в самом раннем возрасте? В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, что происходит в старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми младшего возраста, в дальнейшем перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению.
Нравственное воспитание в дошкольном возрасте реализуется через систему методов и средств, однако основным источником нравственного воспитания и становления гармоничной личности ребенка является его семья. Вспомогательным механизмом для реализации нравственного воспитания дошкольников является детский сад, ролью которого является коррекция ошибок воспитания ребенка в семье. В связи с этим можно определить следующие задачи нравственного воспитания дошкольников в детском саду:
формирование гуманных отношений между детьми в дошкольной группе, между детьми и взрослыми посредством выполнения элементарных правил общежития;
формирование у детей заботливого отношения к окружающим и близким людям, любви к природе;
воспитание у детей культуры поведения и трудолюбие;
воспитание патриотической любви к родине;
формирование интереса к традициям семьи, детского сада, государства;
содействие семье в проблемах нравственного воспитания детей;
своевременная коррекция ошибок семейного воспитания, оказание педагогической помощи родителям или лицам их заменяющих.
Основными принципами нравственного воспитания в ДОУ являются:
Принцип целенаправленности: воспитание нравственности требует осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом.
Учет индивидуальных и половозрастных особенностей: воспитание любого нравственного качества во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника, уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, наличия и развития природных и духовных способностей и т.д.
Принцип культуросообразности: в процессе воспитания нравственности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка.
Принципы связи воспитания морально-этических норм с жизнью: воспитание нравственности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия в мире.
Принцип уважительного отношения к личности: независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса.
Принцип опоры на положительное в ребенке: воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания нравственности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.
Нравственное воспитание дошкольников проводится ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании групповой и индивидуальной работы с детьми и самостоятельной деятельности дошкольников. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия.
Определим некоторые существующие и активно используемые в дошкольном воспитании методы и приемы работы.
Воспитание нравственного поведения начинается с приучения. Главный результат приучения — формирование навыков и умений поведения. С раннего детства малыши приучают к режиму питания, сна, бодрствования, к правилам общения, коллективному ритму жизни. Повторяясь ежедневно, эти умения и навыки превращаются в привычные способы поведения.
Приучение становится более эффективным при использовании в комплексе с ним следующих приемов: указание, показ и объяснение, контроль и оценка. В процессе самообслуживания и общения воспитатели показывают детям на конкретных примерах, как поздороваться или попрощаться, обратиться к взрослому или сверстнику с просьбой. Приучение связано с использованием упражнений.
Упражнение в нравственном поведении обычно проводятся в различных жизненных ситуациях. Для многократных упражнений в формах поведения воспитателями организуется определенная ситуация значимая для детей и приносящая пользу. В детском саду это могут быть игровые упражнения или поручения. В результате многократных упражнений в различных условиях у детей формируются прочные привычки культурного общения и поведения.
Стоит лишь помнить, что формирование личности в процессе деятельности обеспечивается целенаправленным руководством ею со стороны педагога.
Одним из способов педагогического воздействия на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в характере и поведении, является убеждение. Используя его, воспитатель формирует у детей правила поведения в обществе, отношение к самому себе и другим людям, их поступкам. Разъясняя значение каждого правила, показывает необходимость обязательного его выполнения.
Осуждая отрицательные действия или одобряя положительные, воспитатель вызывает у детей отрицательные или положительные переживания и чувства. При этом применяется показ способов и образцов действий и отношений, которыми дети должны овладеть, при этом формируется уверенность в том, что поступать нужно именно так, а не иначе.
Особенно действенное значение в дошкольном возрасте имеет внушение, так как именно в этом возрасте дети более впечатлительны и податливы. Тем не менее, нельзя забывать об уважении личности маленького человека, глубоко верить в его силы и возможности. Эффективность применения данного метода зависит от того, насколько воспитатель опирается на жизненный опыт детей. Внушение применяется по отношению к группе сверстников и к отдельным детям с учетом их индивидуальных особенностей.
В детском саду воспитатели активно используют беседу как эффективный метод нравственного воспитания. В этических беседах, благодаря активным высказываниям самих детей и обобщению воспитателя формируется общественное мнение, вырабатывается общий критерий отношения к жизненным явлениям, к событиям общественной жизни. Сопоставляя факты, дети приходят к самостоятельным выводам. Этическая беседа применяется тогда, когда у детей есть определенный запас обобщенных представлений. Источниками для этических бесед в детском саду являются события жизни детского коллектива, поступки детей, их взаимоотношения, поступки героев художественных произведений, мультфильмов, спектаклей.
Беседы проводятся как с отдельным ребенком, так и с коллективом детей. Нужно помнить, что и те, и другие должны быть конкретными и четкими, и впоследствии должны отразиться в практической деятельности и поведении детей, в их взаимоотношениях.
К методами нравственного воздействия на дошкольников относятся так же пример нравственного поведения, поощрение и наказание.
Пример как метод нравственного воспитания — это воздействие поступков и действий на чувства, сознание и поведение дошкольников. Личный пример окружающих людей, героев литературных произведений, кинофильмов и театральных спектаклей могут оказать непосредственное воздействие на личность. Примеры обладают наглядностью, большой силой эмоционального воздействия на детей, поэтому облегчают усвоение нравственных привычек и навыков. К тому же дошкольникам свойственна подражательность и эмоциональная отзывчивость, так как для них характерны недостаточный жизненный опыт, ограниченность знаний и конкретность мышления. Применение примера как метода нравственного воспитания основывается также на любви и уважении детей к окружающим их людям. Пример поведения воспитателя детского сада является эталоном для поведения самих детей. Воспитатель оказывает влияние на детей своим обликом, своим отношением и требованиями к ним, через организацию жизни и деятельности детей. Они стараются подражать его во всем, быть похожим на него.
Методами педагогической коррекции, необходимыми в воспитательном процессе, являются поощрения и наказания. Сами по себе они выступают как вспомогательные средства, но в определенных ситуациях приобретают решающее значение. Поощрение и наказание отличаются от других методов нравственного воспитания силой воздействия. Это ударное воздействие, стимуляция сильных чувств.
В последнее время заслуженно пользуются популярностью такие методы как игротерапия, где занятия могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
Психогимнастика, которая включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы и арт-терапия, основанная на изобразительном искусстве, основной задачей которой является развитие самовыражения и самопознания ребенка – так же являются методами нравственного воздействия на дошкольников.
Разнообразны и средства нравственного воспитания в детском саду:
использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира;
использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт;
слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
И все же, основной средой для получения опыта и знаний для ребенка, является семья. Нравственное воспитание ребенка в семье должно реализовываться с максимальным уважением его личностного достоинства, сквозь призму семейных отношений, которые должны стать тем естественным примером для подражания, наследуя который ребенок смог бы стать нравственным членом общества. А детский сад и другие образовательные учреждения призваны лишь корректировать ошибки родителей, допущенные в воспитании детей дошкольного возраста.
С целью организации тесного плодотворного сотрудничества с родителями в детском саду применимы как традиционные, так и новые формы работы:
родительские собрания;
лекторий для родителей;
открытые занятия для родителей и с родителями;
анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственного воспитания в семье;
наглядные виды работы: информационные стенды, выставки детских работ, педагогической и психологической литературы, дидактических игр;
экскурсии, походы;
деловые игры;
совместные праздники, спектакли, спортивные мероприятия и пр.
Таким образом, нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.
Список литературы:
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. Просвещение. 1968.
Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. - 2006. - №12.
Петрова В.И., СТульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М.:Мозаика-Снтез, 2007
Колесов Д.В. Психологические основания нравственности. // Хрестоматия по педагогике. – Барнаул, 1999.
smirnova-sv-roslavl@yandex.ru +7 905 699 81 05
2018-02-27 16:03 2018