Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Минина О.М. Нетрадиционные техники рисования - метод тычка. Рисование с детьми 3-7 лет и детьми с ОВЗ

Библиографическое описание:

Минина О.М. Нетрадиционные техники рисования - метод тычка. Рисование с детьми 3-7 лет и детьми с ОВЗ // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей-дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Как известно, линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Ребенок еще не осознает, что та или иная линия у него не получилась, и поэтому не стремится ее исправить. Предметы получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. Многие авторы, особенно за рубежом, расценивают этот прием как возможность для самовыражения личности. Однако эстетически плохо выполненный рисунок – это не самовыражение ребенка, а всего лишь выражение его элементарной неготовности рисовать.

Техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков или методом заливки делает изображения предметов однотонными, плоскими, а при использовании акварельных красок – еще и прозрачными, тогда как в действительности предметы имеют пеструю окраску и объем. Часто обмакивая кисть в воду, ребенок вынужден промокать кисть, а потом ждать, когда высохнут краски на листе, что не позволяет закончить рисунок вовремя. Ребенок торопится – рисунок получается расплывчатым, особенно изображения зверей, птиц, крон деревьев.

Метод тычка не требует от детей профессионального изображения тонких линий. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и только прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным.

Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получаться большая «пушистая» точка. Чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение на рисунке.

Гуашь – густая краска, поэтому требуется меньше времени для ее высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания. Появляется возможность «прочувствовать» многоцветное изображение предмета, а сочетание метода тычка с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. Рисунки получаются объемными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него.

Этапность работы:

1) Нарисовать на альбомном листе простым карандашом горизонтальную линию или контурное изображение животного.

2) Набрать на кисточку гуашь любого цвета. Убрать лишнюю краску, для этого выполнить несколько произвольных тычков на любом листочке бумаги.

3) Начать рисовать тычками прямо по линии, делая тычки рядом друг с другом. Делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками. (Приложение 1. Рисунок1)

4) Произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. (Приложение 1. Рисунок 2)

5) Остальные необходимые детали рисунка (глаза, нос, усы, лапы и др.) нарисовать концом тонкой кисти.

Длямладших дошкольников методика рисования тычком состоит в следующем: педагог заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы), называя вслух его части (например, голова, уши, спина, хвост и др.). Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо.

Детистаршего возраста самостоятельно рисуют контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях методом «тычка». В процессе закрашивания нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенным к реальным.

Для раскрашивания необходимы: густая гуашь и жесткая кисть, банка с водой, подставка для кисточек, тканевая салфетка, простой карандаш небольшой лист бумаги для проверки тычка и правильности выбора цвета. Гуашь лучше раскладывать понемногу (3-4 мм) в маленькие розетки. Использование губки или ваты исключается.

Процесс рисования сопровождается познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме рисования (загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы), и паузами (физминутки, дидактические игры, корригирующая гимнастика).

Упражнение-разминка с кисточкой для проговаривания вместе с детьми: Кисточку возьмем вот так:

Это трудно? Нет, пустяк.

(Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами,

выше металлической части)

Вверх – вниз, вправо-влево

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнем

И опять стучать начнем.

Мы рисуем: раз, раз

Все получится у нас!

(Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски.)

Приложение 1

Рисунок 1. Работа по контуру

Рисунок 2. Закрашивание поверхности внутри контура

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч.1,2. - М., 2005.

2. Елкина Н. Б., Тарабарина Т. И., Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.- Ярославль, Академия развития, 2003.

3. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду.- М., «Сфера», 2009.

4. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. – М., «Сфера», 2010.

5. Лыкова И.А., Буренина А.И. Талантливые дети. Индивидуальный подход в художественном развитии. – М., Издательский дом «Цветной мир», 2012.

6. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Загадки божьей коровки. Интеграция познавательного и художественного развития. – М., Издательский дом «Цветной мир», 2013.

7. Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетического развития». – М., Издательский дом «Цветной мир», 2014.

8. Утробина К.К., Утробин Г.Ф., Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. - М., 2007.

9. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М., Мозаика-Синтез, 2015.
2023