Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Байкова Н.Ф. Модель ученического самоуправления в общеобразовательной школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


Основной задачей работы современной школы является развитие личности. Переступая порог школы, ребенок оказывается в организованном воспитательном пространстве, где испытывает на себе воздействие различных воспитательных средств. Мощным воспитательным средством является детский коллектив, т.к. при правильном способе организации можно положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, мягко управлять развитием личности ребенка. Способом такой организации и является ученическое самоуправление.
Самоуправленческие процессы увеличивают зону самостоятельной деятельности, которая помогает ребенку реализовать его естественные потребности – потребности индивидуального самоопределении, возрастного развития, потребности в самоорганизации, потребность в совместной деятельности. Школьник, участвуя в работе органов ученического самоуправления, реализует свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал, исходя из личных интересов и общественных потребностей, приобретает навыки управленческой деятельности.
Детский коллектив получает возможность организовать школьную жизнь согласно своим интересам. Успешное развитие ученического самоуправления невозможно без квалифицированной помощи взрослых, без сотрудничества учителей и учащихся как наиболее плодотворной формы взаимоотношений. Сотрудничество предполагает взаимопонимание и доверие, взаимную информированность друг о друге, совместную деятельность. Руководить - это не командовать, а помогать, не превращая помощь в опеку.
Ученическое самоуправление Республика «Радуга» создано с целю оказания помощи детям и юношеству в решении проблем взросления, взаимоотношений со сверстниками и родителями, подготовки их к труду и защите Отечества; для воспитания у детей уважения и любви к школе, городу, краю, Родине, повышения уровня знаний в области истории школы, города, края и России, культуры русского народа, уважения обычаев и традиций. Так же занимает важное место в раскрытии творческого потенциала обучающихся, овладения ими основами культурного и духовного наследия человечества. Членство в детском объединении дает им возможность почувствовать ответственность самих учащихся за происходящее в школе события, мероприятия, дела, проявить инициативу и творчество в организации жизнедеятельности детского коллектива, где каждому есть дело до всех и всем есть дело до каждого.
Детское объединение ставит перед собой следующие задачи:
·          Создание условий для сплочения детского коллектива и нормирования в общении, взаимоотношений всех возрастных групп;
·          Привитие нравственных общечеловеческих ценностей;
·          Приобщение детей к отечественной истории, родной культуре и искусству;
·          Пропаганда здорового образа жизни;
·          Обучение навыкам самоорганизации, стимуляция учащихся к социальной активности и творчеству.
Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность школьного ученического самоуправления:
·          Всеобщая декларация прав человека – ст.21 п.1,п.2, п.3.
·          Конвенция о правах ребенка – ст.15 п.1,п.2, ст.29 п.1 а, б, д, е.
·          Конституция российской Федерации – ст.17 п.1,п2, п.3, ст.32 п.1,п2,п.5.
·          Закон РФ «Об образовании» – преамбуле, ст2 п.1,п 6, ст.14 п.1, ст.32.
·          Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
·          Типовое положение об образовательном учреждении.
·          Устав общеобразовательного учреждения.
·          Положение о деятельности детского объединения «Республика «Радуга».
·          Конституция детского объединения.
·          Закон «О выборах Президента Республики «Радуга»

Положение о детском объединении «Республика «Радуга»

                                                                                                                                       I.             Общие положения

Республика – форма организации жизнедеятельности детей в ОУ.
Цели и задачи республики:
1.       Становление воспитательной системы школы через формирование единого школьного коллектива;
2.       Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в жизни республики как модели государственного и общественного устройства;
3.       Создание каждой личности условий для самовыражения, самоутверждения и реализации через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;
4.       Развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразующей гражданской позиции через организацию органов самоуправления;
5.       Восстановление связи школьных поколений, формирование отношений заботы друг о друге, о школе, старших о младших, взаимоуважения детей и взрослых.

                                                                                                                           II.              Структура республики.

Вся школа относится к республике «Радуга». Республика состоит из городов (начальное, среднее, старшее звено), каждый город имеет свое название (Солнечный город, Город Мастеров, город Юности), Города так же состоят из домов (классы), названия которым определяют сами жители города. Жизнедеятельность в каждом доме осуществляют органы самоуправления (это команды: «Образование», «ЗОЖ», «Патриот», «Культура и досуг», «Порядок», «Пресс-центр»).

                                                                                       III.             Содержание и организация деятельности

Жизнедеятельность республики осуществляется согласно:
·          Конституции республики;
·          Моральному кодексу республиканца.
Высшим органом республики является Республиканский Форум, который собирается не реже одного раза в год и решает следующие вопросы:
·          Утверждает Конституцию, герб и гимн республики;
·          Утверждает органы самоуправления, ее состав;
·          Вносит предложения в Республиканский план на год.
Республика имеет свой герб и гимн. Также имеют гербы и города. Высшим органом в городах является общий сход. Руководство городами осуществляют МЭРЫ. МЭР – Мудрый Эрудированный Руководитель (избирается из числа жителей-учащихся). Главным представителем власти в республике является Президент, избирается ученическим коллективом сроком на 1 год. Президент осуществляет руководство республикой, несет ответственность за ее жизнедеятельность, представляет республику во всех учреждениях, организациях.
Традиционным общереспубликанским делом является «День рождения республики». Это национальный праздник, который проводится ежегодно и на котором празднуется переселение в другой город, прием в республику новых жителей (пятиклассников) на празднике «Посвящение в пятиклассники», присваиваются различные звания, вручаются награды.

                                                                                                         IV.             Органы самоуправления в ДОМах

    I.             Команда «Образование» - оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учёбе, помогает устранять пропуски и прогулы уроков, помогает классным руководителям проверять дневники учащихся, помогает в организации и проведении ежегодной Школьной научно-практической конференции, подготовке к интеллектуальным марафонам, конкурсам, олимпиадам, помогает учащимся старшеклассникам проводить уроки в младших классах в День Самоуправления (в День Учителя).
 II.             Команда «Пресс-центр» - контролирует выпуск городской газеты к знаменательным датам и праздникам, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на школьных стендах.
III.Команда «Культура и досуг» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно- массовые мероприятия в классах и школе, занимается с классными руководителями организацией экскурсий, посещением театров и музеев.
IV.Команда «ЗОЖ» - оказывает помощь в организации и проведении спортивных мероприятий, массовых праздников и соревнований.
 V.Команда «Патриот» - организует и проводит мероприятия по военно-патриотической тематике ( к 5 декабря, 23 февраля, Дню Победы), ведёт работу по дальнейшему развитию Школьного музея, помогает в работе активу школьного музея, осуществляет шефскую работу с ветеранами.
VI.Команда «Порядок» - проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка, осуществляет организацию дежурств и субботников, следит за своевременной уборкой и чистотой школьных кабинетов, снабжает учебниками, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение классов и школы.
VII.«Конституционный суд» - независимый правовой орган республики, объединяющий детей и взрослых, главной функцией которого является защита прав жителей республики. Функции: осуществляет контроль за соблюдением Конституции и Морального Кодекса, обсуждает и принимает решения по фактам нарушения Конституции; Рассматривает спорные вопросы и конфликтные ситуации; высказывает предложения о внесении изменений в Конституцию и Моральный Кодекс, организует публичное их обсуждение, по необходимости готовит новые проекты Конституции и Морального Кодекса.
VIII.«Республиканский совет» - высший орган в республике, объединяющий всех руководителей, возглавляемый Президентом республики. Функции: осуществляет руководство республикой, составляет и утверждает республиканский план на год, также составляет и утверждает Положения о разных конкурсах, собирается не реже 1 раза в месяц. Все решения Республиканского совета оформляются протоколами и Указами и публикуются в республиканской печати.
IX.«Совет мэров» - координирующий руководящий орган власти, организующий деятельность городов. Собираются на общий сход не реже 1 раза в неделю: планирует деятельность городов на год, месяц; организует и планирует работу в городе; осуществляет связь между городами, принимает решения о взаимопомощи.

Конституция республики «Радуга»

    I.             Устройство республики
1.       Республика – школьное государство, объединяющее ребят школы на равных правах. Стать республиканцем может любой ученик перешедший в 5 класс, его родители, педагоги школы.
2.       Республика имеет свой Герб и Гимн.
3.       Республика состоит из городов. Город имеет так же свою карту, свою газету. Город состоит из МЭРа (Мудрый Эрудированный Руководитель) и жителей (учащиеся одного определенного класса с 5-11).
4.       Структурно начальная школа представляет самостоятельную первую ступень республики – «Солнечный город». Каждый класс в городе – ДОМ (Добрый Мир), имеющий свое название и эмблему, возможно и заповеди. Классы параллели – улицы образуют улицы, названия которых ребята придумывают на общем сходе. На улицах действуют «дорожные знаки» - правила коллективной жизни (выражены в ярких рисунках). Общим для жителей города является Закон Солнца – это эмблема города с изображением улыбающегося солнышка, на лучах которого излагаются заповеди жителей города: доброта, честность, забота, помощь, справедливость, улыбка, дисциплина. Традиционные праздники в городе: Праздник новоселья (принятие-посвящение в первоклассники), Прощание с городом (проводы четвертых классов)
5.       Средняя школа представляет 2 ступень республики – «Город Мастеров». В городе выбирается МЭР, который непосредственно организует и планирует работу и жизнь жителей города через лидеров классов. Высшим органом в городе считается «Общий сход» (совет мэра и лидеров), где проводится планирование, контроль работ. Лидер контролирует и организует работу уже в своем ДОМе (коллектив класса) через совет ДОМа (класса).
6.       Старшая школа представляет 3 ступень республики – «Город Юности». В городе выбирается МЭР, который непосредственно организует и планирует работу и жизнь жителей города через лидеров классов. Высшим органом в городе считается «Общий сход» (совет мэра и лидеров), где проводится планирование, контроль работ. Лидер контролирует и организует работу уже в своем ДОМе (коллектив класса), через совет ДОМа (класса).
7.       В каждом ДОМе каждый житель должен быть задействован в какую-нибудь команду («Порядок», «Пресс-центр» и т.д.). Лидер класса может выбираться 1 раз в четверть.
8.       Каждый ДОМ (класс) в течение 1 учебного года за выполненные поручения получает определенное количество баллов, которое отражается на стенде-рейтинге каждого города. К концу учебного года ДОМ набравший большее количество баллов поощряется
9.       При подготовке к республиканским праздникам город действует сообща; способами решения общих вопросов при подготовке к городскому или республиканскому делу могут быть:
v Общий сход;
v Временная творческая группа из представителей разных центров;
v Совет города.
 II.              Законы республики
v Закон чести и совести;
v Закон ответственности за свои поступки;
v Закон уважения к себе и окружающим;
v Закон взаимопомощи;
v Закон творчества;
v Закон защиты республики;
v Закон справедливости;
v Закон мира;
v Закон гласности;
v Закон чистоты;
v Закон улыбки и доброжелательности.
III.             Территория республики
v Здание школы и ее земля;
v Дома республиканцев, классные кабинеты и окружающая их территория;
IV.             Права и обязанности жителей республики
Права и обязанности республиканцев для всех республиканцев одинаковы независимо от возраста. Любой республиканец имеет право:
v Избирать и быть избранным;
v Участвовать в любых республиканских делах;
v Критиковать и вносить предложения по изменению жизни в республике;
v Требовать отчета органов власти и высказывать им свое недоверие;
v Добровольно выйти из республики.
Каждый республиканец обязан:
v Выполнять Законы Республики и Моральный Кодекс гражданина на всей территории республики; не осквернять несправедливыми поступками звание республиканца за пределами территории республики.

Закон «О выборах Президента Республики «Радуга»

Общие положения

Глава I
Статья 1. Статус, полномочия и срок полномочий Президента школы. Президентом школы может быть избран любой учащийся 8 - 11 классов, избранный большинством голосов избирателей. Президент: - является главой ученического самоуправления, представляет его в педагогическом Совете школы, являясь его членом, руководит органами ученического самоуправления; - участвует в разработке планов и программ развития школы; - осуществляет правотворческую инициативу по вопросам ученического самоуправления, разрабатывает с ученическим активом и вносит на рассмотрение директору и педагогическому Совету проекты, решения;
- для осуществления деятельности ученического самоуправления Президент школы может создавать ШУС (школьный ученический совет) и команды;
- представляет интересы ученического самоуправления в отношениях с органами местного самоуправления муниципального поселения (района);
- организует приём учащихся, рассмотрение их обращений, обобщает общественное мнение учащихся, доводит его до директора школы, педагогического Совета;
- отчитывается перед учащимися (избирателями) о своей деятельности. Максимальный срок полномочий Президента школы – 1 год. Президент школы вступает в должность на третий день после подведения итогов выборов. Моментом вступления в должность считается момент принесения присяги Президента: «Вступая в должность Президента МБОУ «СШ №34» г Нижневартвоска», клянусь уважать и охранять права и свободы учащихся школы, быть честным и объективным руководителем» на торжественном мероприятии «Инаугурация Президента», который проводится на следующий день после голосования.
Статья 2. Основные принципы выборов Президента школы. Президент школы избирается учащимися, обладающими избирательным правом в соответствии со ст. 4 настоящего Положения на основе прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие избирателя в выборах является добровольным.
Статья 3. Законодательство о выборах Президента. Выборы Президента школы проводятся в соответствии с настоящим Положением, разработанным с учётом норм Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Статья 4. Избирательные права граждан. Правом избирать Президента школы обладают учащиеся 5 - 11 классов МБОУ «СШ №34» г.Нижневартовска, а также все работники данной школы (педагоги, технический персонал, родители и др.).
Статья 5. Назначение выборов. Дата проведения выборов Президента устанавливается приказом директора школы не позднее, чем за 10 дней до дня голосования.
Статья 6. Право выдвижения кандидатов в Президенты. Право выдвижения кандидатов в Президенты принадлежит классным коллективам и в порядке самовыдвижения.
Статья 7. Подготовка проведения выборов избирательными комиссиями. Подготовка и проведение выборов Президента и контроль за соблюдением избирательных прав граждан возлагается на избирательную комиссию, назначенную Советом лидеров.
Статья 8. Право на предвыборную агитацию. Администрация школы обеспечивает избирателям и классным коллективам свободное проведение предвыборной агитации в период избирательной кампании в любых допускаемых законом формах и законными методами осуществлять агитационную деятельность, побуждающую избирателей к голосованию «за» или «против» того или иного кандидата, всех кандидатов.
Статья 9. Финансирование выборов. Кандидаты в Президенты проводят предвыборную агитацию за счёт собственных средств.
Статья 10. Гласность при проведении выборов. Подготовка и проведение выборов Президента школы осуществляются открыто и гласно.
Глава II. Выдвижение и регистрация кандидатов.
Статья 1. Самовыдвижение кандидатов.
1.1. Каждый гражданин Российской федерации (учащийся), достигнувший 14 лет, вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность президента Республики «Радуга».
1.2. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу в количестве 10 человек Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата.
1.3. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру обращается в комитет по выборам в президенты в письменной форме о регистрации группой избирателей.
1.4. Указывается: Ф.И.О., год, место, дата рождения, класс, адрес места жительства, год поступления в данную школу;
- Протокол регистрации членов групп избирателей.
1.5. Заявление кандидата о его согласии баллотироваться, в котором указывается Ф.И.О., год, место, дата рождения, класс, адрес места жительства, автобиография, цветная фотография, портфолио достижений, предвыборная программа.
1.6. Группа избирателей класса вправе поддержать самовыдвижения только одного кандидата.
Статья 2. Выдвижение кандидата на пост Президента Республики «Радуга» от избирательных блоков (классов).
2.1. Избирательный блок (класс) вправе выдвинуть только одного кандидата.
2.2. Решение о выдвижении кандидата от избирательного блока (класса) принимается на классных собраниях и т.д.
2.3. Решение оформляется протоколом, в котором должны быть указаны:
- Число учащихся блока (класса);
- Решение о выдвижении кандидата с указанием его Ф.И.О., даты и места рождения, класс, адрес места жительства, дата принятия решения;
- Решение избирательного блока (класса) подписывается классным руководителем избирательного блока.
2.4. Одновременно сдается заявление кандидата на пост Президента о согласии баллотироваться, в котором указываются Ф.И.О., год, место, дата рождения, класс, адрес места жительства, автобиография, цветная фотография, портфолио достижений, предвыборная программа.
2018