Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Какорина Н.П. Как привить ребенку любовь к чтению

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf

 Несмотря на то что мир современных технологий шагнул далеко вперед, чтение книг по-прежнему остается самым эффективным способом улучшить память, расширить кругозор и словарный запас, научить высказывать свои мысли. Но как сделать так, чтобы ребенок полюбил читать?
 Чтение пронизывает все сферы и этапы жизни личности (младенчество, детство, юность, зрелость, старость), во многом определяет жизненную успешность. Без чтения нет профессионального становления, эмоционального и интеллектуального развития. Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения — невоспитанный человек, нравственный невежда. Чтение — это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.
 Огромная роль в формировании навыка правильного, вдумчивого чтения принадлежит школьному учителю. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют уроки чтения, а потом и литературы в числе самых нелюбимых предметов. Чаще такие дети не способны пересказать прочитанное, так как просто не понимает и не запоминает, что читают. А в погоне за техникой чтения теряют смысл прочитанного как дети, читающие медленно, с ошибками, так и те, кто читает хорошо. Попробуем разобраться, в чем же причины такой повальной нелюбви детей к чтению, особенно удивительной для нашей страны, долгое время носившей звание «самой читающей в мире».
 Урокам литературы в школе отведена главная роль в воспитании нравственности. Но это и предмет, который требует постоянного чтения.
 Поэтому невозможно научить ребенка любить книгу, но можно создать такие условия, что он сам начнет видеть в ней объект удовольствия, а не принуждения.
 Атмосфера на уроке должна быть такая, чтобы дети не боялись высказываться. Важно всегда подчеркивать, что не бывает неправильных мнений. И только если ученик высказывается откровенно не по теме, его нужно мягко направлять, задавая наводящие вопросы.
 Учитель не должен долго рассказывать свое мнение о прочитанном и навязывать его детям. Он должен координировать ответы учеников, помогать искать компромиссы, резюмировать ответы участников.
Совет: не привязывайтесь к плану урока. Если вы видите, что задание не вызывает у ребят ожидаемого интереса, то лучше откажитесь от него. Проведите небольшую игру, чтобы вернуть учеников в процесс, и подберите новый вид работы.
 Чем больше разных увлекательных форм работы придумает учитель, тем охотнее ребята будут идти на урок. Это могут быть:
уроки – путешествия в сказочную страну,
уроки-викторины,
уроки-квесты или игры,
уроки самостоятельного чтения,
уроки нестандартных заданий,
уроки – соревнования по командам,
интегрированные уроки (совмещение с русским, английским, изо, окружающим миром, музыкой и так далее).
 Детям нравится самостоятельное чтение по группам. Когда они сидят в кругах по 4-7 человек и читают друг другу по абзацам или предложениям. Если текст небольшой, то в конце может идти обсуждение по вопросам. А общие выводы старший группы потом рассказывает учителю, резюмируя, насколько дружно и продуктивно работала группа.
 Наиболее продуктивными являются уроки, на которых ученик и учитель выступают как соавторы, поэтому и стремлюсь увлечь ребят процессом творчества, который ярче всего проявляется в проектной деятельности.
Мой класс обожал игру «Придумай сказку по цепочке». Мы брали близкую к уроку тему или героев, и каждый мог придумать только одно предложение по цепочке. Главное, чтобы рассказ получался связным и не терял логики. Получалось, как правило, весело и интересно. А в конце мы разбирали, хорошая ли история у нас получилась, можно ли было бы на основе ее снять фильм и так далее.
Интерес к книге может вызвать задание «Предположи, что дальше». Чтение после одной из глав останавливается, и ребята начинают рассказывать, как они видят дальнейшее развитие сюжета. Можно задавать наводящие вопросы: изменятся ли герои, осуществятся ли их желания и так далее. Предположения часто бывают очень интересными, а ребятам не терпится узнать, подтвердятся ли они, и кто оказался ближе всех к правде.
После прочтения главы или книги ожидания ребят сравниваются с реальностью.
Очень интересное задание – «Сделай свою книгу». Это могут быть сказки, истории про животных, стихи о семье, заметки о родословной. Детям нравится писать и оформлять такие книги, некоторые даже делают это в графических редакторах на компьютере и потом распечатывают. Выставка из самодельных книг получается яркая, интересная для детей и родителей.
 Игры на выразительность чтения тоже считаю важным этапом на уроке. Я всегда пыталась добиться, чтобы чтение по ролям не было сухим и механическим. Для этого я организовывала конкурсы между чтецами.
 Чтение по парам и тройкам я часто доводила до мини-инсценировок.
 Интересно также было читать одни и те же фрагменты с разными интонациями, передавать разное настроение и отношение. Помимо фрагментов прозы, мы устраивали веселые задания с маленькими стихами.
 Приёмы мотивации, представленные в данной статье, играют большую роль для приобщения ребенка к чтению художественной литературы, ведь отношение человека к книге формируется в младшем и среднем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли это отношение к чтению активным или умеренно пассивным.
 Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с памяти на мышление, роль книги неизмеримо возрастает. А ведь каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с этой книгой может и не состояться.
Имейте в виду, что интерес к чтению помогает воспитывать ребёнка через чтение хорошей, качественной литературы. Интерес и вкус к чтению обязательно разовьётся, даже если ребёнок первоначально читает только комиксы или книги, смысл которых ему не понятен.
 Тяга к знаниям и вкус к чтению прочно взаимосвязаны. Если у ребёнка есть потребность в получении новой информации – он обязательно будет читать. Таким образом, мы получаем еще один возможный путь для привития интереса к чтению – через тягу к знаниям. Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, открывать - т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Библиографический список

1. Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. 5,6,7,8,9 классы. – М.: Дрофа.
2. Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 5 кл., 6 кл., 7 кл., 8 кл.. 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа.
3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы.- СПб.:, Питер, 2004.
5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. Т.А. Матис, А.Б. Орлов - М., 1990
2020