Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Лукьянчикова О.П. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории

Библиографическое описание:
Лукьянчикова О.П. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.

Познавательная активность в педагогической науке определяется как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели».

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке в наше время приобретает большую актуальность.В современном школьном образовании общепризнано решающее значение деятельностных аспектов подготовки школьников, им отводится важнейшее место на всех стадиях образовательного процесса - от целеполагания до аттестации. В стандарты и базовые программы входят требования, как к базовому содержанию школьных курсов, так и к уровню подготовки школьников, их умениям приобретать и применять знания. При создании и экспертизе учебников все большее внимание уделяется познавательному инструментарию, в особенности вопросам и заданиям. Разнообразнее стали формы проведения занятий, а значит и учебной работы школьников.

В связи с отмеченными обстоятельствами возникает вопрос: насколько актуальна в современных условиях проблема активизации познавательной деятельности учащихся? Отвечая на поставленный вопрос, необходимо учитывать особенности современной образовательной ситуации. Важнейшая из них заключается в том, что в последние десятилетия существенно расширилось информационное пространство. Распространение компьютерной техники привело к появлению новых разновидностей учебных пособий и обучающих программ. В курсах истории, кроме того, произошло обновление и пополнение материала с привлечением значительного круга исторических источников, обусловленное развитием базовой науки, пересмотром прежних методологических подходов.

Таким образом, речь идет не только о количественном, но и о качественном (типологическом) расширении используемой в школьных курсах информации, что влечет за собой повышенные требования и к познавательной деятельности учащихся, и к организации учителем педагогического сопровождения учебной работы. Все отмеченные факты дают основание для признания возрастающей актуальности в образовательном процессе вопросов о путях активизации познавательной деятельности школьников.

Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами следует активизировать познание детей в процессе обучения.

Ученые определяют познавательную активность как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-воспитательной цели». Но одного определения не достаточно, чтобы дать характеристику этого качества личности для той или иной группы детей.

С помощью каких приемов развиваются эти элементы деятельности школьников?

При изучении первых курсов истории в 5-6 классах элементы рефлексии, самооценки стимулируются учителем при выполнении большинства заданий, как связанных с поиском и преобразованием информации, так и творческих. При работе с источниками ставятся вопросы: Что нового вы узнали? Чему научились? Почему это важно? Подобные вопросы нередко включаются в учебники, давая, тем самым, ориентиры учителю.

Вводятся элементы алгоритмов для различных видов учебной работы в форме небольших памяток. Желательно, чтобы такие памятки обсуждались и принимались при участии класса. Итоги такого обсуждения учитель может использовать для выявления возможных затруднений, коррекции учебной работы и индивидуализации обучения школьников в соответствии с их познавательными возможностями.

По мере продвижения к старшим классам, возрастает объем, усложняются задания, расширяются возможности обсуждения полученных результатов учащимися.

Активизация учебной деятельности на этапе выполнения учебной работы

Проблемное обучение

В практике преподавания проблемное обучение используется на уроках истории, как в старшей, так и в основной школе. Оно применяется не только при изложении материала, но и при работе с учебником (основным текстом, документами, иллюстрациями), разнообразными наглядными средствами обучения (включая компьютерные) и др. В 5-6 классах учителя ставят проблему не ко всему изучаемому на уроке, а лишь к части, что обусловлено возрастными особенностями школьников. В то же время, правильно выбранное и поставленное задание, концентрируя активную познавательную деятельность учащихся на узловых вопросах, способно распространить ее на весь материал урока.

Чередование форм работы

Активизации учения способствует чередование различных форм работы, которое создает оптимальные условия для активной деятельности школьников и в то же время исключает их перенапряжение, так как переключает внимание на решение различных задач. Исследователи доказали, что от услышанного на уроке у учащихся остается в памяти 10% содержания; от воспринятого через чтение - 30%; от наблюдения какого-либо предмета или явления -50%; от практических действий с учебным материалом-90% содержания.

Работа с источниками

Работа с историческим источниками способствует углублению и конкретизации знаний школьников, активизации процессов их мышления и воображения, дает возможность непосредственно познакомиться с присущими историческим памятникам языком, символикой, знаменательными событиями прошлого.

Изучение исторических источников начинается с 5 класса и постепенно усложняется по мере развития познавательных возможностей учащихся. Познавательная деятельность школьников разворачивается от изучения под руководством учителя одного исторического документа к самостоятельному рассмотрению, анализу содержания нескольких источников.

Персонификация и драматизация

Персонификация, предполагающая обращение к жизни, интересам, поступкам конкретных людей, помогает учащимся ярко и образно представить исторические события и явления, раскрыть сущность общественных отношений и пр. Попытка понять людей, живших в другую историческую эпоху, действовавших в иных условиях - важный элемент воспитания исторического сознания школьников. Драматизация уместна там, где речь идет о поворотных событиях, в которых сталкиваются как личные устремления людей, так и интересы различных этнических, социальных и иных групп. Драматизация воспроизводит на уроках живой диалог их участников или очевидцев таких событий.

В основной школе чаще всего ставят сценки с участием нескольких учеников, изображающих исторических персонажей в какой-то ситуации (например, вовремя сбора дани князем, новгородского веча и т.д.) Такие приемы пробуждают эмоциональное отношение к событиям прошлого и их участникам, обогащают нравственный опыт личности.

Игровые формы

Игровые формы занятий очень способствуют активизации познавательной деятельности школьников. Сюда относятся и ролевые ситуации, организуемые в форме игры, и "путешествия", и "экскурсии", и игровые соревнования ("Знаете ли вы?", "Что? Где? Когда?", "Найдите ошибки" и т.д.). Игра вовлекает учеников в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный труд разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, пробуждает и поддерживает интерес к истории.

• Игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей) «Путешествие в Древний Египет», 5кл., Один день в средневековом замке", 6кл.)

• Игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности) «Октябрь – 1917. Переворот? Восстание? Революция?», 10 кл.

• Игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно-объектных отношений) КВН (по различной тематике) и др.

На основе дискуссионной деятельности:

• семинары (индивидуальная работа) «Мир на грани ядерной войны», 11 класс

структурированные дискуссии (групповая работа) «Два разных мира: мода и быт 60-х гг.», «Хрущев: белое или черное», 11 класс.

• проблемно-проектные дискуссии (коллективная деятельность класса) «Подготовка отмены крепостного права», 9 класс.,

«Альтернативы послевоенного развития СССР»., 10 класс

Краеведение.

Одной из наиболее доступных увлекательных форм приобщения школьников к исследовательской работе, способом мотивации познавательной деятельности учеников является изучение ими истории семьи. Рассказы и воспоминания родных – живых свидетелей, очевидцев и участников событий – оживляют историю, приближают её к ребёнку.

Вышеперечисленные приемы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках. Делают процесс обучения более интересным и разнообразным.

Библиографический список:

1. Камардина, Н. В. Игровая деятельность на уроках истории: традиции и новации / Н. В. Камардина, В. В. Колесникова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2017. № 1 (29). С.95-98.

2. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 140-146.

3.Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс] // Центр подготовки педагогов к аттестации. – URL: http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheski e_tekhnologii/igrovye_tekhnologii/12-1-0-48#.WIL2_lig_IU (дата обращения: 18.01.2021).

4. Студеникин, М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов вузов / М.Т.Студеникин. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 154 с.
2024