НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ветрова Т. Ю., Пронина Е. А., Матвеева И. В., Силякова Е. В. Обобщение педагогического опыта «Использование инновационных технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста»

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf

Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько лет назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности развития. Принципиально изменилась жизньᡃ предметный и социальный мирᡃ ожидание взрослых от детейᡃ воспитательные модели в семьеᡃ педагогические требования в детскомᡃ саду.
Программа математического развития занимает одно из важных мест в системе дошкольного образования. И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.
 Особенностью программы «Мирᡃ открытий» является то, чтоᡃ в рамках математического развитияᡃ детей используется технология «Ситуация».Это позволяет повысить качествоᡃ не только результатов образованияᡃ традиционных для курса математическогоᡃ развития, но и формированияᡃ познавательной мотивации, универсальных предпосылокᡃ учебной деятельности и другихᡃ интегративных качеств.
 Технология «Ситуация»ᡃ подразумевает под собой самостоятельноеᡃ пошаговое выполнение детьми заданийᡃ (затруднений). В этом процессеᡃ воспитатель не просто объясняетᡃ новое задание, а создаетᡃ ситуацию, когда дети самиᡃ «откроют» его для себяᡃ или приобретут опыт самостоятельногоᡃ выполнения отдельных шагов открытияᡃ – в зависимости от техᡃ дидактических задач, которые ставитᡃ воспитатель. Таким образом, воспитательᡃ перестает выполнять информационные функцииᡃ а становится организатором, помощникомᡃ консультантом в самостоятельной познавательнойᡃ деятельности детей.
 В программеᡃ математического развития дошкольников «Игралочкаᡃ, выделяются три типа образовательныхᡃ ситуаций:
Образовательные ситуации «открытияᡃ нового задания». Особенностью являетсяᡃ то, что поставленные образовательныеᡃ цели реализуются в процессеᡃ освоения детьми новой дляᡃ них содержательной области. Параллельноᡃ с этим тренируются их мыслительныеᡃ операции, внимание, память, речьᡃ деятельностные способности. Образовательные ситуацииᡃ тренировочного типа. На такихᡃ видах ситуаций делается акцентᡃ на тренировке познавательных процессовᡃ и мыслительных операций, навыковᡃ к выполнению различных видовᡃ деятельности и общению. Параллельноᡃ с этим идет закреплениеᡃ материала, полученные на предыдущихᡃ занятиях. Образовательные ситуации обобщающегоᡃ типа (итоговые). Целью такогоᡃ типа является систематизация накопительногоᡃ опыта математической деятельности и проверкаᡃ уровня его сформированности.
Структураᡃ технологии «Ситуация» включает шестьᡃ последовательных шагов.
·          Введение в ситуацию.ᡃ
На этом этапе осуществляетсяᡃ ситуативно подготовленное включение детейᡃ в познавательную деятельность, т.е. к началуᡃ занятия должна предшествовать ситуацияᡃ мотивирующая детей к дидактическойᡃ игре («детская цель»);
·          Актуализацияᡃ и затруднение в игровойᡃ ситуации.
На данном этапеᡃ в ходе дидактической игрыᡃ воспитатель организует предметную деятельностьᡃ детей, в которой актуализируютсяᡃ знания, представления и мыслительныеᡃ операции детей, а такжеᡃ знания и опыт детейᡃ необходимые им для самостоятельногоᡃ построения нового способа действия.ᡃ
·          Затруднение в ситуации.
Этотᡃ этап является ключевым, т.к. содержитᡃ основные компоненты структуры рефлексивнойᡃ самоорганизации, позволяющие определить верныйᡃ путь преодоления затруднения. В рамкахᡃ выбранного сюжета моделируется ситуацияᡃ в которой дети сталкиваютсяᡃ с затруднением в индивидуальнойᡃ деятельности.
·          Открытие детьми новогоᡃ знания (способа действия).
На данномᡃ этапе воспитатель вовлекает детейᡃ в процесс самостоятельного решенияᡃ вопросов проблемного характера, поискаᡃ и открытия новых знаний.ᡃ
·          Включение нового знания (способаᡃ действия) в систему знанийᡃ и умений ребенка.
На данномᡃ этапе воспитатель предлагает ситуацииᡃ в которых новое знаниеᡃ используется совместно с освоеннымиᡃ ранее способами. При этомᡃ необходимо обратить внимание на умениеᡃ детей слушать, понимать, и повторятьᡃ инструкцию взрослого, применять правилаᡃ планировать свою деятельность.
·          Осмысление.ᡃ
На данном этапе происходитᡃ приобретение опыта выполнения такихᡃ важных действий, как фиксированиеᡃ достижения цели и определениеᡃ условий, которые позволили добитьсяᡃ этой цели.
Предлагаем вашему вниманиюᡃ проект авторского конспекта с использованиемᡃ технологии «Ситуация» (открытия новогоᡃ знания).
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений.
Возраст детей: 3-4 года
Программное содержание:
Формировать у детей представления о круге (узнавать и называть круг), а также находить данную фигуру в окружающих предметах.
Развивать мыслительные операции: учить анализировать, обобщать, сравнивать круг, с уже знакомыми геометрическими фигурами (треугольником и квадратом).
Активизация словаря: круг, квадрат, треугольник.
Предварительная работа: знакомство с героями мультфильма «Лунтик и его друзья», беседа о дружбе.
Раздаточный и демонстрационный материал: колесо, изображение тележки с треугольными колёсами, пуговицы и монеты на каждого ребёнка, телефон, пуговицы разной формы, интерактивная доска, ноутбук.

Этапы

Ход образовательной деятельности

Введение

в ситуацию




Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что у каждого человека есть друзья.
Воспитатель: А у вас есть друзья?
После ответов детей воспитатель спрашивает: А вы знаете кто такой Лунтик?
Воспитатель: У него тоже есть друзья. А вы знаете друзей Лунтика? Назовите их ( Мила, Пчелёнок, Кузя)
Воспитатель: Хотите послушать сказку про Лунтика и его друзей? (Да)

Актуализация

знаний и умений




Игра "Колесо"
Воспитатель рассказывает детям сказку про Лунтика: Как то Лунтик отправился на рыбалку и видит,что на тропинке лежит колесо. Захотелось Лунтику колесо домой взять, да не знает, можно ли, ведь это не его колесо. Мимо пролетала Мила. Она была умная и всё про всех знала.
"Это колесо ничьё, оно давно здесь лежит, говорит Лунтику Мила. - Забирай его!"
Попробовал Лунтик поднять колесо, да не может, тяжёлое очень.
Воспитатель: Как вы думаете, как надо поступить Лунтику, чтобы доставить колесо домой? (Колесо нужно докатить до дома)
Воспитатель катит колесо по столу.

Затруднение

в ситуации




Воспитатель: Пришёл Лунтик домой, а там его дожидаются баба Капа, дедушка Шер и Пчеленок.
-Ты зачем такую большую пуговицу прикатил?- спрашивает Пчеленок.
-Это не пуговица, а колесо, - отвечает Лунтик
Игра" Тележка для Кузи"
Тут заходит Мила и говорит, «Что Кузя расстроен. Он смастерил тележку, но она почему то не едет». Мила показывает фотографию тележки (На ней телега с треугольными колесами)
- Как вы думаете, почему не едет тележка? (Дети отвечают, что неправильные колёса, но Кузя не понимает, какой формы они должны быть)
-Как назвать Кузе форму колёс?
Если кто- то из детей правильно называет форму круга, то Пчеленок и Кузя говорят, что это квадрат.
Воспитатель: Смогли договориться между собой друзья Лунтика? (Нет)
Воспитатель: Почему они не смогли договориться? Кто из них прав? (Потому что не знают какие должны быть колеса).

«Открытие»

нового знания

(способа действия)









Воспитатель: Что нужно сделать, если чего- то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Надо спросить у взрослого)
Воспитатель: Задайте вопрос? ( Как называется форма колеса?)
Воспитатель рассказывает детям о том, что общая форма, которую имеют колесо, пуговица называется кругом.
Воспитатель раздает каждому ребенку пуговицы и монеты (разные по размеру). Дети рассматривают их.
Воспитатель: Что общего есть у всех этих предметов? (Дети высказывают свои версии: что колесо, пуговица, монетка катятся)
Затем вместе делают вывод и воспитатель озвучивает: И колесо, и пуговица, и монетка катятся. У них одинаковая форма. Это круг.
Дети обводят пальцем предмет, находящийся в руках.
Воспитатель: А что еще бывает круглое? (Солнце, тарелка)
Воспитатель просит нарисовать круг пальчиком по воздуху.
Дети "звонят" Кузе и говорят, что колёса у тележки должны быть круглыми.

Включение нового знания в систему знаний

и умений


Игра «Встанем в круг»
Воспитатель предлагает детям встать вместе с Лунтиком и его друзьями поиграть.
Воспитатель: Возьмитесь за руки и сделайте большой круг (Растянуть руки)
Воспитатель: Как сделать маленький круг? (Приблизиться)
Игру повторяют 2-3 раза.
Игра "Помоги бабушке Капе"
Воспитатель: баба Капа просит у вас помощи. У неё перепутались все пуговицы, а ей нужны только круглой формы.
На столе лежат пуговицы разной формы (Круглые, квадратные, треугольные)
Какие пуговицы вам нужно найти? (Круглые)
Воспитатель предлагает взять пуговицу. И спрашивает, какой формы ты взял пуговицу? Круглая или нет. Почему ты выбрал такую? (Она может катиться)
Далее можно использовать интерактивную доску. На ней предметы разной формы, из которых нужно выбрать только те, которые имеют круглую форму.

Осмысление



Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель: Про кого вы сегодня слушали сказку?
Воспитатель: Кому вы сегодня помогли?
Воспитатель: Как вы смогли помочь? ( Знают форму круга)
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что помочь они смогли потому, что знают круг и умеют его находить среди других фигур.

Литература:
1. Федеральный закон «Об образованииᡃ в Российской Федерации» от 29 декабряᡃ 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерстваᡃ образования и науки Российскойᡃ Федерации «Об утверждении федеральногоᡃ государственного образовательного стандарта дошкольногоᡃ образования» от 17 октября 2013 г. № 1155.
3.Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 — 352 с.
4. Петерсон, Л.Г. Системноᡃ деятельностный подход в дошкольномᡃ образовании / Л.Г. Петерсонᡃ Л.Э. Абдуллина // Повышениеᡃ профессиональной компетентности педагога дошкольногоᡃ образования. – Вып. 5. – М.: Педагогическоеᡃ общество России, 2013- 112с.

2021