Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Карасева М.В. Работа с контурной картой на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида


Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf

Контурная карта – один из методов в обучении географии.
Использование контурной карты означает выработку картографических знаний, умений и навыков. Изучение каждой конкретной темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географических особенностей изучаемых объектов и явлений. При этом каждая тема может и должна иметь картографическое обеспечение – обязательный набор карт и графических построений, среди которых имеет место и контурная карта.
Контурные карты – это основа географических карт. Они могут применяться при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний учащихся, выполнении самостоятельных работ. Контурная карта позволяет вырабатывать у школьников разносторонние умения и навыки в получении как картографических, так и географических знаний.
На сегодняшний день школы, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, остро нуждаются в совершенствовании материально-технической базы и наглядных средств, отсутствие которых ярко проявляется на качестве образования, поэтому учителю приходится изыскивать все новые и новые способы своей деятельности для активизации учебного процесса на уроке, для воспитания интереса к предмету.
А так как «…без карты нет, и не может быть географии, картой география начинается и ею же заканчивается (А.С. Барков)…», то одна из задач учителя этого предмета: научить учащихся разнообразным приемам работы с ней. Особое место занимают контурные (бланковые, немые) карты, которые используются для уточнения местонахождения географических объектов. Их применяют на всех этапах урока: при изложении нового материала, при закреплении и проверке изученного. Это развивает у детей зрительную память, моторику и пространственную ориентировку.
Если в школе основного назначения имеются трудности работы с контурной картой, то в специальной (коррекционной) школе их намного больше. Но все же такая работа возможна, она:
ﱢ во-первых, вовлекает в учебный процесс всех учащихся;
ﱢ во-вторых, обеспечивает детальное изучение материала;
ﱢ в-третьих, способствует усвоению правильного написания и произношения географических названий и т.д.
Курс географии в наших школах начинается в 6 классе и начинается таким обилием географической номенклатуры, усвоение которой заставляет тщательно продумывать работу именно с контурной картой.
В начале обучения работе с ней изготавливаю большие контурные карты, в полдоски (желаемый образец разрезаю, сканирую каждую часть и соединяю в единое целое путем склеивания скотчем с обратной стороны) для показа последовательных шагов по выполнению заданий на карте и для фронтальной работы в дальнейшем.
Делаю и маленькие настольные такие же контурные карты для индивидуальной работы. Учащиеся помогают мне, по своему желанию, в свободное от уроков время раскрашивать на них водную поверхность или выделять границу нашего государства, тем самым акцентирую их внимание на контуре материка, части света и нашей родины – России.
Большие контурные карты делаются в 2 экземплярах:
ﱢ «заполненные» - для образца при обучении;
ﱢ «немые» и «полунемые (на объектах есть первые буквы)» - для самостоятельной работы при помощи вначале настольной, затем настенной карт или по памяти.
Задания и сопроводительные тексты к настольным контурным картам составляю в соответствии интеллектуальным и речевым возможностям учащихся.
Практические работы такого вида усложняются по годам, поэтому являются важным элементом развития учащихся и формирования у них определенных навыков и умений: внимательно всматриваться в расположение, форму и обозначение географических объектов и искать на карте эти объекты по графическим признакам.
Не малый интерес вызывает у обучающихся обводка контура объекта по полупрозрачному слою (полиэтилен). Наиболее сильные в обучении учащиеся могут попробовать выполнить не только преобразование какого-то объекта в контур, но и наоборот: на полученный контур нанести дополнительные объекты, превратить его «немую» карту.
При работе с контурными картами в специальной (коррекционной) школе учителю надо знать условия их использования:
ﱢ схожесть с текстовыми картами учебника;
ﱢ доступность для учащихся;
ﱢ соответствие уровню подготовки;
ﱢ без перегрузки географической номенклатурой;
ﱢ с необходимым упрощением наносимых знаков, линий, схем;
применять всевозможные виды работ:
ﱢ нахождение месторасположения соответствующих географических объектов;
ﱢ закрашивание определенной территории;
ﱢ обозначение границ государств, регионов, природных зон и т.п.;
ﱢ нанесение условных знаков;
ﱢ нанесение надписей;
ﱢ вычерчивание путей между заданными точками;
ﱢ составление на их основе картосхем;
ﱢ нахождение объектов, соответствующих словарным словам (перешеек, море, регион и т.д.);
ﱢ диктанты;
закреплять правила работы:
ﱢ заполнение карандашом, печатными буквами;
ﱢ надписи четкие мелкие с заглавной буквы;
ﱢ условные знаки и цвета - общепринятые в классе;
ﱢ легенда карты заполняется на полях.
Учащимся при работе с контурной картой должна быть отведена активная роль, которая не сводится только к бездумному перерисовыванию с образца. В своей деятельности они под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения.
Если работу вести целенаправленно и систематически, то она обязательно приведет к положительному результату.
Примерная схема урока с оформлением контурной карты
1.       Показ учителем на стенной карте, глобусе расположения географического объекта (моря, острова, полуострова и т.д.) со словесным сопровождением.
2.        Показ картины или другой наглядности с изображением изучаемого объекта. Если на одном уроке изучаются два или, что бывает крайне редко, три географических объекта, то проводится поочередный показ объектов на карте и картине.
3.        Выяснение знаний учащихся по изучаемому объекту.
4.        Рассказ учителя об изучаемом объекте с выделением главного, характерного, с использованием занимательного материала.
5.        Запись новых названий учителем на доске, а учащимися в тетрадях.
6.        Повторный показ объекта на стенной карте и глобусе учителем, а затем учениками.
7.        Нахождение объекта учащимися в атласах, а затем на контурных картах. Этот момент очень важен именно в коррекционной школе, т.к. масштабы настенных карт и контурных очевидно не совпадают.
8.        Просмотр учителем объекта, намеченного учеником на контурной карте.
9.        Подписывание и закрашивание объекта.
10. Чтение статьи учебника с использованием рисунка, просмотр видеофильма (если необходимо).
11. Пересказ учащихся прочитанного материала, ответы на вопросы и показ объектов на настенной карте.
12. Домашнее задание.
Список литературы
1.        Пороцкая Т. И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение», 1970.
2.        .Щенев В.А Пути совершенствования уроков физической географии., М.-1976г.
3.        Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии. М., «Просвещение», 1986г.
2019