Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf
Из опыта работы по патриотическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства в творческом объединении «Золотые спицы» отдела «Пластические искусства» МБУДО Дворец творчества детей и молодежи г. Оренбурга)
Одна из актуальных и серьезных проблем нашего общества – это проблема патриотизма. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, выбора жизненных ориентиров.
Поэтому важной задачей современного российского образования является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В «Концепции модернизации российского образования» определены важнейшие задачи воспитания, среди которых – формирование у школьников духовности и культуры. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится: «Духовно-нравственное развитие личности» - это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».
Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Патриотическое воспитание в широком смысле — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и школьников, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству в условиях усвоения школьниками опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта.
Цель патриотического воспитания — развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Основными задачами патриотического воспитания школьников являются:
- осуществление наблюдения за направленностью проявлений сознания, поведения, характером поступков и действий;
- создание духовно наполненной, патриотически мотивированной среды жизнедеятельности коллектива;
- стимулирование общественной направленности действий и поступков обучающихся;
- вовлечение обучающихся в систему коллективных творческих дел патриотической, общественно ценной направленности;
- организация воспитывающей среды в обучающей деятельности детей;
Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, названо государство. Это сеть научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Главный акцент в воспитании патриотизма делается на работу в образовательных учреждениях.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.
Залог успешной реализации программы по патриотическому воспитанию детей состоит во взаимодействии основного и дополнительного образования.
Хочу поделиться опытом организации работы по патриотическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства в творческом объединении «Золотые спицы» отдела «Пластические искусства» МБУДО Дворец творчества детей и молодежи г. Оренбурга.
Школа – место, куда ребята приходят каждый день. Здесь они получают знания, здесь формируется мировоззрение будущего гражданина. Отметим, как важно нам, педагогам дополнительного образования, взаимодействуя со школой, сделать так, чтобы все, что окружает ребенка, стало для него близким и дорогим, чтобы через многие годы ребенок, перебирал в памяти дорогие для него эпизоды жизни. Сколько всякой всячины – мелкой, ненужной, без которой можно жить, не чувствуя себя духовно ущемленным человеком, окружает детей. А для важного, крайне необходимого материала, развивающего чувства, почти не остается места. Тогда ребенок ищет свое спасение на занятиях кружков, творческих объединений.
Занятия в системе дополнительного образования должны помочь в решении этой проблемы, должны утвердить в наших детях любовь к Родине, своему краю, народному искусству, научить гордиться ими. На своих занятиях творческого объединения «Золотые спицы» мы проводим тематические пятиминутки «Азбука маленького россиянина», где говорим о символах России, объясняем понятия Родина, Отчизна, Победа, армия, мир, Конституция, народ и другие.
При подготовке к занятиям ставлю своей задачей направить работу на развитие у ребенка чувств, души, отзывчивого сердца. Потому что только душа дает человеку и вдохновение, и право испытывать радость от встречи с прекрасным, и возможность гордиться достижениями своего народа. Вспомним слова Антуана де Сент-Экзюпери, прекрасного французского писателя: «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце».
По нашему мнению, решение задач патриотического воспитания будет успешным тогда, когда педагог сможет создать такую обстановку на занятиях, которая бы благоприятствовала установлению связи изучаемого материала с внутренним миром ребенка. Тогда каждый образец будет восприниматься не просто как предмет для изучения, а как нечто большее, составляющее с человеком органическое единство.
Начинаем с малого. Прошу обучающихся подготовить рассказы о том, каким рукоделием занимаются в семье, принести работы, выполненные бабушками и прабабушками. Делаем выставку, любуемся красотой, говорим о том, что такие малые островки красоты, сливаясь, и составляют единый, неповторимый образ Родины.
Закрепление материала в разделе «Приемы вязания крючком» проводим на основе темы «Букет ко Дню Победы». Говорю детям о символическом значении цветка гвоздики, обращаю внимание детей на то, как и почему гвоздика в нашей стране стала символом мужества и отваги. Дети рассказывают о своих родственниках, внесших вклад в победу над врагом в Великой Отечественной войне.
Осваивая приемы вязания крючком и спицами, отводя большую часть времени на изготовление изделий, чередуем эту работу с обзорными занятиями, посвященными изучению традиционных народных промыслов. Например, занятие по теме «Матрёшкины потешки» проходят в форме посиделок. После знакомства с историей возникновения и развития промысла дети выполняют творческую работу «Нарядные матрёшки», выстраивая отдельные элементы в целостную композицию. Перед нами таблица «Элементы росписи матрешек». Делаем выводы, что образ Родины отражается в традиционных элементах: цветах, ягодах, травах. Выводит рука причудливые завитки и травки, оживает вырезанная заготовка, и оторвать детей от работы невозможно.
Продолжаем знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. На этот раз предметом нашего рассматривания, любования и познания станет оренбургский пуховый платок. На занятиях дети уже познакомились с вязанием ажурных узоров. Готовлю к занятию набор карточек с изображением различных узоров. Провожу игру «Назови узор». По глазам детей вижу, что им интересно. Работа сразу же активизирует обучающихся. Задаю вопрос: «А какие из этих узоров используются для вязания пухового платка?», прошу объяснить свой выбор. Дети отвечают, что «снежинки», «ёлочки», «горошки» отражают природу родного края, ее своеобразие.
В таких занятиях главным для нас – педагогов – является тот нравственный заряд, который останется в чуткой душе ребенка от встречи с прекрасным, истинно народным искусством. Мы уверены в том, что занятия в творческом объединении «Золотые спицы» - это только импульс к глубоким рассуждениям, которые будут сопутствовать человеку на протяжении всей его жизни.
Использованные ресурсы
Оренбургский пуховый платок // Материалы научно-практической конференции. – Оренбург: Мехатроника ЛТД, 1994.
ert.com/2016/01/gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossijskoj-federacii-na-2016-2020-gody
http://docs.cntd.ru/document/420327349
http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
https://educontest.net/ru/564267