Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Митрофанова Ю.А., Гиждеван Е.А. Из опыта использования методического приема «Карточка «правитель России»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf


Не секрет, что современные учебники далеки он идеального наполнения. Зачастую информация в них представлена выборочно, частично, иногда она «растянута» по нескольким параграфам. В итоге у детей не складывается единой картины ни хронологической, ни событийной. Самостоятельно дети не в состоянии преодолеть эту проблему. Для того, чтобы у учащихся сформировалось цельное, пошаговое видение исторических событий и хронологии мы используем разработанную нами форму домашнего творческого задания - «Карточка правителя России».
Работа с использованием этого методического приема ведется в школе последние четыре года среди учащиеся  6 - 8 параллелей. Ученики выполняют эту работу в течении всего учебного года. Результаты значительны, при условии четкого контроля со стороны учителя и  непрерывной, систематической работой с данной технологией. У учащихся  формируются навыки работы с текстом учебника и информацией за его пределами. Они учатся выделять главное, учаться четко разделять такие исторические понятия как «события», «процессы», «факты». У детей формируется и закрепляется навык отличать внешнеполитические события от внутриполитических. Развивается способность соотносить процессы мировой и отечественной истории.   Наконец, главное, появляется представление о последовательности событий русской истории. Параллельно идет формирование таких метапредметных универсальных действий как обобщения информации, ее схематизации, перевода в символический вид.
По словам детей, это задание не вызывает у них сложностей, оно интересно как в 6, так и в 8 классе. Часто они проявляют творческое начало при работе с карточкой. Здесь для учителя важно сохранить требование выполнять работу в строгом соответствии с шаблоном.
Учащиеся 9 классов выполняют данную работу выборочно. В основном это касается тех, кто сдает ГИА по истории.
Для поддержания интереса к данному виду работы можно дополнять и расширять критерии задания от класса к классу. Карточка дает широкие возможности для дифференциации заданий по уровню сложности. Для учащихся, увлеченных предметом, обладающих уже сформированным набором навыков можно задание усложнить, дополнить. Для учащихся имеющих пробелы в знаниях, или низкий уровень овладения мета предметными универсальными действиями – оказать дополнительную методическую и педагогическую помощь.
Данная работа помогает детям при подготовке выполнении заданий ВПР, итоговых контрольных работ.

Пояснительная записка

Тема домашнего задания

Составление характеристики правителя России различного периода в соответствии с шаблоном

Класс

6,7,8,9

Уровень сложности

Высокий

Время

3 недели (при количестве правителей 8-10)

Цель

Обобщение сведений о событиях русской истории указанного периода

Тип задания

индивидуальное

Формируемые УУД

Регулятивные:

-                  составлять план действий по решению проблемы;

-                  самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели, сверяясь с результатом;

-                  оценка результатов работы.

Познавательные:

-                  самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных;

-                  добывать новые знания из различных источников различными способами;

-                  перерабатывать информацию из одной формы в другую;

-                  уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

Форма оценивания
Учащиеся оценивают работу по заранее установленным критериям. Работу ученика проверяет другой ученик, отмечает ошибки и недочеты. (Учитель проверяет работу после проверки другими учениками.) Главный источник информации для проверки чужой работы – свои карточки, поэтому рекомендуется проводить ее парами или группами.
Форма выполнения
Каждая карточка выполняется на отдельном листке, плотной бумаге, скрепляется вместе. Допускается печатный или рукописный вариант.
Источники информации
Учебник по истории России, учебник по всемирной истории, дополнительные сведения из сети internet

Шаблон характеристика правителя

Имя правителя

(годы правления)

Правитель до него:
Правитель после него:
Прозвище (если оно есть официально);
Интересные факты (то, что делает правителя неповторимым)
Пример: Иван Грозный – первый русский царь;
Современники: иностранные или/и русские государственные деятели, военачальники или деятели культуры, значимые исторические персонажи. (не менее 3-х)
Внутренняя политика:
- реформы (дата, название);
- восстания, бунты, выступления;
- принятые законы, правила, указы;
- особые события (уникальные в истории)
Пример: опричнина при Иване Грозном;
Итоги внутренней политики, особенности развития страны в этот период;
Внешняя политика:
- войны (когда, с кем, итог)
- международные договора;
-потерянные или приобретенные территории;
Итоги внешней политики
Пример: выход России к черному морю при Екатерине II
Процесс выполнения задания
1.                На уроке учащиеся записывают в тетрадь шаблон или получают готовый в распечатанном виде, скачивают его в сообществе в электронном образовании;
2.                Совместно с учителем ребята на уроке заполняют одного правителя для примера (Иван Грозный в 7 классе, Иван Калита в 6, Павел I в 8);
3.                Учащиеся получают список правителей и рекомендации по работе и приступают к выполнению задания;
6 класс*
7 класс
8 класс
9 класс
Иван I Калита
Дмитрий Донской
Василий II
Иван III Великий




*Задание дается в конце учебного года, является пробным.
Василий III
Елена Глинская
Иван Грозный
Федор Иванович
Борис Годунов
Василий Шуйский/Лжедмитрий I (на выбор)
Михаил Федорович
Алексей Михайлович
Федор Алексеевич
Софья
Петр Великий
Екатерина I
Петр II
Анна Иоанновна
Елизавета Петровна
Петр III
Екатерина II
Павел I

Александр I
Николай I
Александр II
Александр III
4.                После проверки задания и выставления оценки, учащиеся получают возможность исправить недочеты – карточками можно пользоваться на итоговой контрольной работе.

Критерии оценивания


1.                
Заполнение всех пунктов таблицы
3 балла 
Указана вся информация
2 балла
пропущены не значительные события, факты, пункты таблицы (единично)
1 балл
отсутствуют некоторые требуемые пункты (например, современники)
2.                
Наличие всех правителей
3 балла
все правители выполнены
2 балла
не хватает одного, двух
1 балл
не хватает 3-4 (не самых крупных)
0 баллов
ставится если нет наиболее значимых правителей или пропущены больше 5.
3.
Ошибки (фактические, исторические)
3 балла
при отсутствии ошибок
2 балла
при небольшом количестве ошибок (но не более 4)
1 балл
если ошибок больше 5
О баллов
ставится, если ошибки грубые (правителю приписываются чужие реформы, указаны современниками люди разных эпох, неверно указана последовательность правления).
Максимальный балл за работу – 9 баллов.
Дополнительно ставится 2 балла за качественное оформление.

Методическая ценность данной работы состоит в том, что ее можно использовать не только для обобщения знаний по правителям России, но также в качестве приема подготовки индивидуальных выступлений по политическим, культурным деятелям разных исторических эпох: М.В. Ломоносове, М.М. Сперанском, С.Ю. Витте и др.
Можно использовать аналогичные таблицы –шаблоны для работы в 5 классах на уроках истории древнего мира как в качестве обобщающих форм, так и в качестве контрольных. Для этого можно взять в качестве основы отдельную страну, событие, период в истории, правителя.


2022