Библиографическое описание:
Гусарова О.Е. Театр в жизни детей младшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.
Театр – одно из самых эмоциональных средств, формирующих вкус детей.
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решать многие актуальные проблемы связанные: с нравственным воспитанием, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии и речи; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игры.
Задачи с детьми.
1. Создавать необходимые условия для проведения театрально – игровой деятельности.
2. Развивать умение следить за развитием действия в драматических и кукольных спектаклях.
3. Побуждать детей сочинять сказку с помощью взрослого, используя для этой цели кукол настольного театра.
4. Формировать умение передавать мимикой, жестом, позой, движением основные эмоции.
5. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию: пониманию эмоционального состояния другого человека и умение выразить своё.
Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Участие в игре имеет коллективный характер, что создаёт благоприятное условие для развития чувств партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно то лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность, застенчивость.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношениями моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.
Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Основа эмпатии – в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесённое в форме сценок, игр – драматизаций, создаёт атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию.
Благодаря такой форме работы общения с детьми становится более интересным и содержательным. Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращённую к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками).
Эта деятельность детей может быть организованна в утренние и вечерние часы; представление частью занятий по разным видам деятельности, а также запланирована как специальное занятие по ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей (это осуществляет индивидуальный подход к ребёнку, причём каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному в зависимости от содержания занятий). В зоне театрализованной деятельности у нас имеются разные виды кукольного театра:
- теневой театр;
- вязаный театр;
- конусный;
- на палочках «гопит»;
- пальчиковый;
- театр масок;
- настольный;
- театр из ложек;
- плоскостной;
- театр на стаканчиках;
- кукольный;
- театр на варежке;
- театр на коробках;
- театр топотушек;
- разнообразный природный и бросовый материал, костюмы для ряженья.
Для ребёнка персонаж кукольного театра – это прежде всего игрушка. Но игрушка не совсем обычная. Ребёнок видит, как с помощью этих кукол разыгрываются спектакли и начинает понимать, что они созданы для того, чтобы, пересказать содержание сказки. Активные дети всегда с удовольствием играют роли: надевают костюмы, говорят и действуют с удовольствием. Но для многих других детей выйти на сцену – серьёзное испытание и наша задача помочь ребёнку освоиться на сцене, научиться брать на себя игровую роль.
Каждый воспитатель должен научить ребёнка театрализованной игре. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребёнку потешек, стихов или сказок.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении ребёнка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счёт освоения разновидностей театра.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются:
- содержательность и разнообразие тематики;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Театрализованная игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества, в ней все равны: ребёнок, педагог, мамы, дедушки и бабушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Необходимо участие родителей в театрализованной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувство гордости за родителей, которые участвуют в постановках.
Привлекая родителей к играм, подчёркивая успехи ребёнка можно способствовать возрождению семейной традиции устройство домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно: советовать родителям использовать опыт артистической и театральной деятельности ребёнка, приобретённой им в дошкольном учреждении. Это повышает уровень самоуважения ребёнка, он чувствует свою значимость в семье.
Гусарова О.Е. Театр в жизни детей младшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.
Театр – одно из самых эмоциональных средств, формирующих вкус детей.
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решать многие актуальные проблемы связанные: с нравственным воспитанием, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии и речи; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игры.
Задачи с детьми.
1. Создавать необходимые условия для проведения театрально – игровой деятельности.
2. Развивать умение следить за развитием действия в драматических и кукольных спектаклях.
3. Побуждать детей сочинять сказку с помощью взрослого, используя для этой цели кукол настольного театра.
4. Формировать умение передавать мимикой, жестом, позой, движением основные эмоции.
5. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию: пониманию эмоционального состояния другого человека и умение выразить своё.
Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Участие в игре имеет коллективный характер, что создаёт благоприятное условие для развития чувств партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно то лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность, застенчивость.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношениями моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.
Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Основа эмпатии – в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесённое в форме сценок, игр – драматизаций, создаёт атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию.
Благодаря такой форме работы общения с детьми становится более интересным и содержательным. Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращённую к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками).
Эта деятельность детей может быть организованна в утренние и вечерние часы; представление частью занятий по разным видам деятельности, а также запланирована как специальное занятие по ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей (это осуществляет индивидуальный подход к ребёнку, причём каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному в зависимости от содержания занятий). В зоне театрализованной деятельности у нас имеются разные виды кукольного театра:
- теневой театр;
- вязаный театр;
- конусный;
- на палочках «гопит»;
- пальчиковый;
- театр масок;
- настольный;
- театр из ложек;
- плоскостной;
- театр на стаканчиках;
- кукольный;
- театр на варежке;
- театр на коробках;
- театр топотушек;
- разнообразный природный и бросовый материал, костюмы для ряженья.
Для ребёнка персонаж кукольного театра – это прежде всего игрушка. Но игрушка не совсем обычная. Ребёнок видит, как с помощью этих кукол разыгрываются спектакли и начинает понимать, что они созданы для того, чтобы, пересказать содержание сказки. Активные дети всегда с удовольствием играют роли: надевают костюмы, говорят и действуют с удовольствием. Но для многих других детей выйти на сцену – серьёзное испытание и наша задача помочь ребёнку освоиться на сцене, научиться брать на себя игровую роль.
Каждый воспитатель должен научить ребёнка театрализованной игре. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребёнку потешек, стихов или сказок.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении ребёнка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счёт освоения разновидностей театра.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются:
- содержательность и разнообразие тематики;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Театрализованная игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества, в ней все равны: ребёнок, педагог, мамы, дедушки и бабушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Необходимо участие родителей в театрализованной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувство гордости за родителей, которые участвуют в постановках.
Привлекая родителей к играм, подчёркивая успехи ребёнка можно способствовать возрождению семейной традиции устройство домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно: советовать родителям использовать опыт артистической и театральной деятельности ребёнка, приобретённой им в дошкольном учреждении. Это повышает уровень самоуважения ребёнка, он чувствует свою значимость в семье.