Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Шемякина И.А. Универсальные учебные действия и проектная деятельность

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Если выяснить сущность универсальных учебных действий (далее УУД), то понимаешь, что учащийся, освоивший УУД - это идеальная всесторонне развитая личность. Это мечта каждого педагога, выпускающего учеников во взрослую жизнь. Но так, конечно, не бывает. Но это не останавливает и никогда не остановит учителей, ведь все мы оптимисты и верим, что обязательно разбудим в детях искру творчества, познания и созидания. Есть такое мнение, что сегодня важно не количество предметных знаний, а «умение учиться». Но ведь без предметных знаний не сформируешь и УУД, да и применить их некуда будет. Поэтому считаю, что, достигая планируемых предметных результатов, формируем и универсальные учебные действия. Результат не мгновенный. Но осилит дорогу идущий. Используя определенные задания, наблюдаешь, как постепенно ребята приобретают уверенность в постановке целей и задач, поиске информации, анализе, оценке, коммуникации и во многом другом.

Универсальный способ формирования УУД – это проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности. Проекты, как мы все знаем, бывают разные.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. На уроках литературы сложно определить лабораторным путем значимость героя. Но исследование текста, моделирование ситуации в соответствие с современностью - это возможно. Например, проект «Чичиков и БОТы» дает возможность определить актуальность героя 19 века сегодня. Работа над эти проектом позволяет сформировать следующие УУД:

ü регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция;

ü познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, построение логической цепи рассуждений;

ü коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. С целью предоставления таких проектов на уроке объявляется «межгалактическая» научно-практическая конференция. Каждый сам выбирает, какую страну или галактику будет представлять, и обозначает проблему в соответствии с темой конференции. Например, тема «Экология языка». Или проекты, связанные с биографиями писателей и поэтов.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п., причем с ними очень удачно дети выступают на различных конкурсах. Сюда можно отнести и проекты литературные: сочинения, эссе, сказки, стихи. Например, стилизованный текст сказки «Курочка Ряба», который создали при изучении особенностей функциональных стилей русского языка, детям очень понравился. Не менее интересны задания по созданию интерактивных игровых ресурсов на сайте https://learningapps.org/. Вершиной творческого проекта считаю издание школьной газеты, где собираются ребята, заинтересованные в результате общего дела: сделать газету информативной и интересной. Много лет успешно у нас это получалось.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна и непредсказуема, но крайне интересна. Например, работая над судебным заседанием по делу премудрого пескаря, ребята сами распределили роли обвиняемого, прокурора, истца, адвоката. И для своих речей подробно вчитывались в произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».

Но чаще на уроках использую мини-проекты. Мини-проекты - очень удобная форма работы по развитию речи, творческих способностей и воспитания культуры учащихся. Она очень интересна, практична, захватывает учеников, вызывает интерес к преподаваемому предмету и позволяет использовать современные образовательные технологии. Творческие мини-проекты не имеют четко проработанной структуры, поэтому нельзя заранее прогнозировать результат. Самым важным результатом работы над мини-проектами я считаю развитие творческих способностей учащихся и повышение интереса к русскому языку и литературе. Использование мини-проектов решает следующие задачи:

ü повышение уровня мотивации учащихся в процессе обучения их русскому языку и литературе и, как следствие, повышение качества их образования и успеваемости;

ü развитие интеллектуальных, исследовательских, творческих навыков учащихся;

ü формирование у учащихся универсальных учебных действий, способствующих достижению личностных, предметных и метапредметных результатов;

ü воспитание у учащихся способности к самоорганизации, к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию

Этапы по созданию мини-проектов подобны этапам долгосрочных проектов, но имеют и свои особенности:ü постановка проблемы, которая создает мотивационную основу учащихся создать мини-проект;

ü планирование работы, где может быть предложено правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания;

ü исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы;

ü представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведённому исследованию.

Было создано множество мини-проектов. Самыми успешными считаю следующие: «Паспорт слова», «Лингвистические сказки», «По следам ошибок», «Проба пера», «Паронимы», «Формулы речевого этикета», «ШестиКлассные имена», «Письмо солдату», кластеры по различным темам, странички ВК писателей и героев произведений.

Основываясь на своем педагогическом опыте, могу с уверенностью сказать, что внедрение метода проекта в учебный процесс – это эффективная форма работы учителя и ученика, создающая оптимальные условия для самореализации каждого ученика. Все вышесказанное еще раз доказывает, что метод проектов – это технология формирования УУД, которые создают ситуацию успеха.

Библиографический список

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – Москва, 2007 г.
2022