Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Зузликова И.Н. Особенности работы по автоматизации поставленных звуков у детей со стертой формой дизартрии

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf


По мере того как звук оказывается поставленным изолированно, ведётся работа по его включению, введению в слоги, слова, предложения, в монологическую и диалогическую речь, т.е. ведется работа по автоматизации вновь поставленного или исправленного звука в речь.
Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими других нарушенных звуков. Для тренировок подбираются слова, в которых звук находится:
- в начале слова (перед гласным) – сад, сын, сода, сумка;
- в конце слова (если звук глухой) - квас, бас, мусс, лес;
- в середине слова – оса, носы, косынка, высокий;
- подбор слов со стечением согласных – стол, стук, спать, скука, сладкий.
Поставленный звук обязательно выделяется на фоне слова, то есть произносится утрированно (носссс, рррыба, ушшши).
Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих автоматизируемый звук, т.е. придумывание слов. Большую помощь приносит работа по звуковому анализу и синтезу слов с заданным звуком. При автоматизации того или иного звука требуется многократное повторение одних и тех же слогов, слов для того, чтобы сформировались новые условные связи, и ребенок начал использовать вновь поставленный или исправленный звук в спонтанной речи.
Известно, что у детей с ОНР (общим недоразвитием речи), а особенно у тех детей, у которых еще диагностируется и стёртая форма дизартрии, процесс автоматизации звуков значительно растягивается во времени. Затруднён переход от произнесения поставленного изолированного звука до введения этого звука в слоги (прямые – открытые, обратные – закрытые), в сочетания звуков (стечение нескольких звуков), в слова различной слоговой структуры, не говоря уже о предложениях с насыщенным подбором вводимого звука и целых текстах.
Логопеду приходится долгое время как бы «застревать» на одном из этапов автоматизации. Иногда, уже приступив к следующему этапу (к работе над звуком в словах, например), снова возникает необходимость к возврату назад, к работе на уровне слога.
Именно при автоматизации звуков роль воспитателя логопедической группы становится важной и неоценимой, ведь воспитатель находится с детьми в течение всего дня, во время всех режимных моментов, во время прогулки. В тетрадях взаимосвязи логопеда и воспитателей упражнения по автоматизации звуков – наиболее часто встречающееся задание.
Как же разнообразить такую нелегкую и, порой, рутинную работу? Нам всем известно о тесной взаимосвязи речи и пальцевой моторики. В любой программе воспитания и обучения дошкольников большое внимание уделяется развитию мелкой моторики детей. В каждой группе детского сада (и в массовой, и в логопедической) отведен специальный уголок, в котором собраны различные пособия и материал по совершенствованию мелкой моторики детей.
В работе по автоматизации звуков у детей со стёртой формой дизартрии координация движений пальцев рук с одновременным проговариванием заданного звука выходит на передний план.
В связи с этим можно предложить целый ряд игровых заданий и упражнений, которые будут интересны детям и позволят ускорить процесс автоматизации того или иного звука.
1. «Здравствуй, пальчик!» - поочередные касания большого пальца ведущей руки с остальными пальцами с одновременным проговариванием слогов:
Са-со-су-сы;
Ас-ос-ус-ис;
Ста-сто-сту-сты и т.п.
То же самое упражнение можно разнообразить, касаясь одного и того же пальца 2 – 3 раза:
Са-са-са – со-со-со – су-су-су – сы-сы- сы;
Ас-ас-ас – ос-ос-ос – ус-ус-ус – ис-ис-ис и т.д.
Упражнение проделывается в медленном, умеренном, быстром темпе.
2. «Подружим пальчики» - поочерёдные касания пальцев правой руки с одноименными пальцами левой руки сопровождаются одновременным проговариванием слогов:
Ша-шо-шу-ши-ше;
Ла-ло-лу-лы-лэ и т.п.
3. «Игра на рояле» (пианино) - поочередные прикосновения пальцев рук правой, затем левой руки, затем двумя руками к поверхности стола или имитируемым клавишам. Движения выполняются в направлениях слева направо, справа налево со сменой темпа и с одновременным проговариванием слогов на заданный звук.
4. «Перепрыгни через лужу» (ручеек, кочку, дощечку, фишку) – называть слоги или слова с автоматизируемым звуком, одновременно прикасаясь к фишке заданным пальцем. Назвать столько слогов (слов), сколько фишек (луж, кочек, ручейков).
5. «Маленькие ножки шагают по дорожке» - проговаривать слоги или слова с заданным звуком, одновременно «шагая» указательным и средним пальцами по поверхности стола или по бедру ребенка.
6. «Нажми на кнопочку» - нажимать на кнопочку (пуговицу), одновременно проговаривая слоги или слова с заданным звуком.
7. «Говорящие руки» - сливать отдельные звуки в слоги, одновременно изображая звук движением руки: ллл-ааа, ллл-ооо, ллл-ууу, ллл-ыыы.
8. «Шнуровка» - использовать различные пособия по шнурованию и одновременно проговаривать слова или слоги с нужным звуком:
Шаг-шаг-шаг-шаг;
Шина-шина-шина-шина и т.п.
Сколько дырочек, столько слогов (слов).
9. «Кто быстрей дойдёт» - определить линию финиша, при правильном произнесении слова делается шаг вперед, при неточном – шаг назад. Играть при этом могут логопед и ребенок, либо воспитатель и ребенок, либо двое детей, у которых автоматизируется один и тот же звук на одном и том же этапе.
10. «Рыбки» - проговаривать слоги и слова только при помощи одной артикуляции или шепотом. Наблюдать при этом в зеркало за работой губ, щёк, языка. Позднее можно проделывать это упражнение без зеркала.
11. «Кто быстрее построит дом?» (лесенку, заборчик, квадрат) – выкладывать из счетных палочек заданную фигуру, одновременно проговаривая слог или слово с заданным звуком. На каждую палочку – слог (слово).
12. «У кого больше?» - приём – соревнование. При правильном произнесении слога или слова с заданным звуком ребенку даётся фишка. Играть могут 2-3 детей, у которых автоматизируется один и тот же звук на одном и том же этапе.
13. «Поезд» - выстраивать «вагончики» из картинок, которые ребёнок правильно произнёс. Картинки подбираются на какой-нибудь один автоматизируемый звук. «Сколько вагончиков в твоём поезде получилось?»
14. «Весёлая дорожка» - «шагать» пальчиками по дорожке из картинок, подобранных на заданный звук, одновременно проговаривая их названия. Можно использовать игрушки-персонажи (Красная Шапочка шагает по дорожке и называет картинки).
15. «Волшебный волчок» (часики) – волчок выбирает картинку, которую надо правильно произнести.
16. «Поле чудес» - на одном игровом поле подобраны 12-20 картинок на какой-нибудь один автоматизируемый звук. Ребёнок выполняет задания взрослого на пространственную ориентировку, правильно проговаривая название картинки: «двигайся на одну клетку вверх, на две клетки вправо, на одну вниз» и т.д.
17. «Графические упражнения» - написание в тетради в клеточку различных графических линий, чёрточек с одновременным проговариванием того или иного изучаемого звука в изолированном положении или в сочетании с другим звуками.
18. «Каракули» - рисование непроизвольных каракуль на листе бумаги с одновременным проговариванием тех согласных звуков, которые можно протянуть (С, З, Ш, Ж, Л, Р).
После того, как звук автоматизирован на уровне слов различной слоговой структуры, переходят к этапу автоматизации поставленного звука во фразовой речи. При заучивании чистоговорок, стихов, потешек так же можно координировать речь с движениями не только пальцев рук, но и с движениями всего тела. Движения можно придумывать вместе с детьми. Речь становится выразительнее, чище, образнее, ритмичнее, а сам процесс заучивания перестаёт казаться нудным, что положительно сказывается на сроках овладения детьми правильным произношением.
«Р» Ра-ра-ра – вот высокая гора.
Ры-ры-ры – мы играем у горы.
Ро-ро-ро – у Ромы красное ведро.
Ру-ру-ру – в квартире мусор уберу.
«Ж» Жук жужжит, жужжит, жужжит, (имитация движений)
Над лужайкою кружит.
Все бело, бело, бело!
«Л» Много снегу намело!
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки!
Библиографический список
1.       Логопедия. Под редакцией профессора Л.С. Волковой. – М. Просвещение. – 1989 г.
2.       М.Ф. Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М. Просвещение. – 1989 г.
irina_zuzlikova@mail.ru 89272199213
2018