Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Наумова М. А. Конкурс «Учитель года» как форма повышения профессиональной компетентности учителей Спасского муниципального района Республики Татарстан

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


Аннотация:
Актуальность выбранной темы заключается в том, что конкурс профессионального мастерства «Учитель года» является значимым аспектом каждой образовательной организации Спасского муниципального района Республики Татарстан, так как дает возможность педагогам показать свое мастерство, повысить профессиональную компетентность, проявить скрытые возможности, а также получить всеобщее признание.
В Спасском муниципальном районе Республики Татарстан конкурс профессионального мастерства «Учитель года» проводится ежегодно. Это своего рода традиция, которая формирует профессиональную компетентность каждого учителя, принявшего участие в конкурсе.
За последние пять лет в районе повысилась результативность участия в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года России» не только на муниципальном этапе, но и на зональном и региональном этапах.
Начиная с 2016 года, пять педагогов нашего района – победители муниципального и зонального этапов, становились участниками Регионального этапа конкурса в Республике Татарстан. Двое из них добились высоких результатов. В 2016 году учитель музыки МБОУ «Краснослободская ООШ» Спасского муниципального района РТ Кременсков Евгений Николаевич вошел в число 15-ти лучших учителей Республики Татарстан. А в 2019 году учитель географии ГБОУ «Болгарская кадетская школа-интернат имени Карпова» Ибрагимова Татьяна Сергеевна стала лауреатом Регионального этапа конкурса «Учитель года России» в Республике Татарстан, она заняла 4 место.


Рисунок 1. Ибрагимова Т.С. – 4 место в Региональном этапе конкурса «Учитель года России» в Республике Татарстан
Такой высокий результат в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года России» обусловлен тщательной и кропотливой подготовкой к конкурсу. Это еще и огромный профессиональный опыт, позволяющий идти дальше к новым достижениям.
Анализируя подготовку к конкурсу на всех этапах (школьный, муниципальный, зональный и региональный), проведение муниципального этапа, методическое сопровождение педагогов на зональном и региональном этапах, можно с уверенностью сказать, что конкурс «Учитель года» является результативной формой повышения профессиональной квалификации учителя, его педагогической компетентности.
В процессе подготовки и участия в конкурсе каждому педагогу нужно помнить, что здесь важно все: предметные знания, интеллектуальные способности, квалификация, высокий творческий потенциал, активность, коммуникабельность, уверенность в себе, оптимизм, эрудиция, креативность,
трудолюбие, желание победить.
Педагоги нашего района, принимавшие участие в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года», отмечают, что участие в конкурсе для них - это мотивация к дальнейшему профессиональному росту. Они особо подчеркивают, что участвуя в конкурсе, учитель становится исследователем своего педагогического опыта, знакомится с разработками в области педагогики и психологии, приобретает знания о новых педагогических технологиях, которые ранее не использовались в работе, оценивает результаты своего педагогического опыта диагностическими методами.
На мой вопрос: «Чем стал конкурс «Учитель года» для Вас?» Ибрагимова Татьяна Сергеевна ответила: «Прежде всего, переосмыслением своего педагогического опыта, следующим шагом по пути профессионального роста, испытанием на выносливость, трудоспособность, психологическую устойчивость, концентрацию душевных и физических сил».
Самый сложный момент – это сделать первый шаг и решиться принять участие в конкурсе. Далее необходимо определить правильный мотивирующий фактор каждого участника конкурса. Для кого-то таким мотивом является демонстрация своего педагогического опыта, а для кого-то – желание общения с новыми людьми, проверка своих сил и возможностей. Но абсолютно для всех главным внутренним мотивом в ходе участия в конкурсе является мотив достижения успеха.
Как показывает опыт, в процессе участия в конкурсе учителя испытывают не только удовлетворенность, но и неудовлетворенность собой. Это нормальное явление, потому что и то, и другое мотивируют саморазвитие педагогов. Ведь очень важно, с одной стороны, закрепить успех, а с другой победить себя и добиться успеха. Важным условием развития мотивации на достижение успеха является создание положительной психологической атмосферы. Педагогам приходится очень много работать над собой, учиться управлять эмоциями, концентрировать волю и не терять самообладание.
Так с чего же начинается конкурсант? С умения и способности к анализу своего педагогического опыта. Это самый трудный и наукоемкий процесс, самый важный этап рефлексии. На этом этапе происходит осмысление своего педагогического опыта, систематизация собственных находок, используемых приемов, дидактического материала и т.д. Таким образом, учитель учится:
- развивать свои профессиональные умения и находить противоречия в работе;
- пересматривать традиционные взгляды на преподавание предмета;
- находить свои подходы, отличные от привычных, хорошо известных;
- формулировать сущность своего опыта, ведущую идею образовательного процесса;
- определять цели и задачи, описывать технологию, последовательность действий;
- показывать результативность и обозначать условия эффективности.
Все учителя, принимающие участие в конкурсе профессионального мастерства, проводят огромную исследовательскую работу по обобщению своего педагогического опыта. В этот период конкурсантам особенно необходима поддержка ближайшего профессионального окружения, а также методической службы. Благодаря поддержке возрастает уверенность в себе, появляются силы и настрой на дальнейший профессиональный рост. Здесь стоит отметить, что поддержка методической службы и коллег важны на всех этапах подготовки и участия в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года». Один учитель может многое, но когда работает команда, успех не заставит себя долго ждать.
Именно поэтому в нашем районе возникла идея создать Клуб «Учитель года», который начал свою работу в сентябре 2019 года. Клуб объединяет сплоченную команду единомышленников:
-учителей–участников муниципального конкурса профессионального мастерства «Учитель года»;
- учителей – победителей и призеров конкурса «Учитель года» прошлых лет;
- методистов отдела образования;
- заместителей директоров школ по учебно-методической работе;
- руководителей районных методических объединений.
Муниципальный Клуб «Учитель года» - это мастерская, в которой учителя, прошедшие очень серьезный конкурс, могут передать свой успешный опыт, а учителя-участники - получить и узнать много нового.


Рисунок 2. Заседание Клуба «Учитель года» в Спасском муниципальном районе Республики Татарстан
Заседания Клуба «Учитель года» проходят творчески, интересно, насыщенно. Формы работы с участниками конкурса разные: мастер-классы, практикумы, тренинги, конференции, онлайн-встречи и многое другое. Теперь у Клуба есть свой сайт: https://naumova-mariya73.wixsite.com/mysite
Совместная работа в рамках Клуба «Учитель года» по анализу своего опыта подводит педагогов к анализу своих возможностей. Как правило, на всех этапах проведения конкурса осуществляется самоанализ педагогических умений, на основе которого складывается планирование индивидуального профессионального роста учителя, а также выстраивается индивидуальная траектория методической поддержки педагогов.
Еще один значимый фактор, который побуждает участников конкурса к повышению профессионализма – это метод сравнения. Участники конкурса сравнивают себя и свои умения до конкурса и после конкурса, а также свои возможности с достижениями других конкурсантов, отмечают собственный профессиональный рост.
Успешно пройдя с конкурсантом Ибрагимовой Т.С. все этапы Регионального этапа конкурса «Учитель года-2019», мы получили колоссальный опыт. Можно смело утверждать, что конкурс такого уровня - это ринг для проявления находчивости, психологической устойчивости, самообладания, умения управлять своим творческим самочувствием. Каждый учитель-конкурсант стремится взять высшую планку мастерства, которая определяется такими критериями:
- глубокое знание предмета;
- грамотное использование современных способов передачи знаний;
- коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство;
- умение достигать результата в любой ситуации, при любом уровне подготовленности детей.
Конкурс профессионального мастерства «Учитель года» является также демонстрацией учителем умения эффективно использовать современные образовательные технологии. Участие в конкурсе побуждает учителя находить информацию о новых педагогических направлениях, знакомиться и сопоставлять свою деятельность с современными подходами и технологиями обучения, осваивать и внедрять их в свою педагогическую практику.
Опыт проведения и сопровождения конкурсантов последних лет позволяет сделать вывод о том, что конкурс «Учитель года» является для педагогов нашего района:
- формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении высоких и качественных результатов;
- условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании.
А также конкурс «Учитель года» является сильным источником стимулирования мотивации для саморазвития, профессионального роста учителя, формирования его профессиональной компетентности.

Библиографический список

1.       Практические рекомендации для проведения конкурсов профессионального мастерства. URL: http://kopilkaurokov.ru (дата обращения: 03.09.2018)
2.       Профессия учитель [Электронный ресурс]. -URL: http://www.proprof.ru/stati/career/vybor-professii/professiyah/professiya-uchitel (дата обращения: 15.08.2019)
2020