НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Забродина Т.Н. Конференция как форма представления результатов исследовательской деятельности обучающихся

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


Исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.
В соответствии с новыми ФГОС итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследований [3, с. 170].
О повышении внимания к исследовательской деятельности обучающихся можно судить на примере все возрастающего количества участников конкурсов проектных и исследовательских работ, которые презентуются на научно-практических конференциях разного уровня. Научно-практическая конференция – явление, приобретающее все большую актуальность в современной школе, когда речь заходит об организации исследовательской работы учащихся. Этапы подготовки и проведения учебно-теоретической конференции отражены в работе Русских Г.А. [4, с. 51], которая рассматривает конференцию как экспертизу результатов учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Работа по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся ведется в МКОУ СОШ п. Заря давно. Однако анализ проектной и исследовательской деятельности показал, что существует проблема объективного оценивания исследовательских работ обучающихся. При оценке работ, представленных на конференциях, используются различные критерии оценивания. Одна и та же работа оценивается по-разному. Бессистемность оценивания исследовательских работ школьников снижает эффективность данной деятельности. Поэтому в настоящее время назрела необходимость выбора критериев оценивания исследовательских работ обучающихся.
В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: предметных, метапредметных, личностных. Поэтому за основу были взяты критерии оценки проектных работ обучающихся, изложенные в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения [3, с.149].
Проанализировав критерии оценивания учебно-исследовательских работ школьников, предлагаемые различными авторами [1, с. 127; 2, с.48], мы выбрали критерии оценки работ обучающихся по 10-балльной шкале, предлагаемые учителями биологии московских школ [2, с.48-50]. Предлагаемые критерии: актуальность, осведомленность, научность, самостоятельность, значимость, системность, структурированность, интегративность, креативность, публичное представление, коммуникативность, рефлексивность соответствуют этапам работы над проектом и оцениваются по 10-бальной шкале. Данная шкала позволяет легко ранжировать проекты как в одной предметной области, так и проекты с разной проблематикой в межпредметных областях. Это особенно важно в условиях сельской школы, где школьные конференции часто носят межпредметный характер. Определенные виды проектов также оцениваются дополнительными баллами. Такой критериальный подход позволяет более объективно оценить степень самостоятельности обучающихся в ходе работы над проектом и сформированность результатов обучения.
В ходе работы над проектом и публично представляя результаты исследовательской деятельности на конференции, обучающиеся приобретают опыт учебно-исследовательской деятельности, который становится основой их личностного саморазвития.

Библиографический список

1.        Горский, В.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников [Текст]: монография/ В.А. Горский, Г.А. Русских, Д.В. Смирнов. – Москва: Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения», 2010. – 151 с.
2.        Леонтьева, А.В., Шевякова, Ю.О. О критериях оценивания проектно-исследовательских работ учащихся [Текст]/ А.В. Леонтьева, Ю.О. Шевякова. - Биология в школе, 2009 (№4).
3.        Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342с.
4.        Русских, Г.А. Технология моделирования спецкурса как программы дополнительного гимназического образования [Текст]: методическое пособие/ Г.А. Русских. – Москва – Киров, 2002.
2019