НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Дерюженко Е. П. Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf

Период детства дошкольного возраста – это наиболее значимый для каждого ребенка период в жизни, в котором происходит осмысление своих собственных возможностей, своих ощущений, потребностей в самостоятельной деятельности, здесь закладываются первичные основы представлений о мире, окружающем совсем еще несмышленыша, о добре и зле, происходит формирование представлений о семейном укладе, традициях родной земли.
Именно это первое восприятие окружающей действительности является первопричиной того, что в настоящее время в детских учреждениях очень важно работать над формированием системы духовно-нравственного воспитания в детском саду, которую необходимо строить на таких ценностных традициях духовной культуры, которые будут целенаправленно отвечать потребностям развития здорового духом человека.
Всем известно, что мы родом из детства, все наше хорошее и плохое начинается с детства. Человек всегда обращается к своим первым впечатлениям из детства: это и пшеничные поля, и цветущие каштаны в парке, и поговорки из уст бабушки, и ярко-красные восходы и закаты солнца, и журчанье ближайшей речки. Все эти первые впечатления, первые эмоции определяют наше дальнейшее восприятие жизни. И от окружающих взрослых, умеющих обратить в нужный момент внимание малыша на прекрасное, зависит многое. Таким образом, важной педагогической задачей является воспитание позитивных чувств у ребенка с первого года жизни. Малыш не появляется на свет с устойчивыми нравственными позициями по тому или иному понятию, он не рождается злым или добрым. И только мы, окружающие его взрослые, будем развивать нравственные качества у ребенка. И необходимо помнить, что ребенок впитывает первые нравственные позиции от родителей, педагогов, (от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят, такими эмоциями и будет наполнен его мир в будущем).
      Родителям и педагогам следует запастись терпением, так как духовно-нравственное воспитание - процесс долгий, и он предполагает внутреннее духовное изменение каждого участника, и показать свое истинное отражение человек может гораздо позднее, что является затруднительным для оценки эффективности проводимой работы по духовно-нравственному развитию, но, тем не менее, не уменьшает значимости нашей педагогической работы.
    «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина»,- когда-то говорил В. А. Сухомлинский, и эта фраза воплотила в себе то основное, о чем следует помнить всем взрослым, принимающим участие в становлении личности ребенка.
        Основной целью духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении является развитие личности ребенка, формирование его духовно-нравственной системы ценностей. В процессе такого воспитания малыш обретает нравственный востребованный духовный опыт, который должен основываться на традициях многонациональной России.
      Работу по духовно-нравственному воспитанию следует начинать с определения значимых для формирования нравственного потенциала задач, решение которых будет направлять и педагогов, и родителей, и самих воспитанников на повышение уровня самосознания ребенка, даст ему духовную силу противостоять современным соблазнам и негативу. Для опытных сотрудников детских садов такие задачи очевидны. Это, прежде всего, приобщение наших детей к традиционным праздникам России с соблюдением старинных народных игр, что раскрывает духовную одаренность ребенка, его личностных таланты. Педагоги совместно со родителями, со старшими родственниками работают над активизацией позитивного, гармоничного отношения ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающему миру. Проводится работа по формированию гражданского самосознания, любви к Родине и своему родному краю, русскому народу. Все сотрудники ДОУ создают необходимые условия для укрепления душевного, духовного и физического здоровья детей. Педагогами дошкольного учреждения с помощью родителей создается игровое пространство, которое необходимо для образовательных процессов жизнедеятельности ребенка.
    Для успешного решения поставленных задач в детских садах оборудованы тематические уголки, где встречаются добро и зло (и добро всегда побеждает), где сильный защищает слабого, где ребята учатся быть похожими на героев сказок, на патриотов своей родины, здесь же они знакомятся с понятиями патриотизма и любви к Родине. В этом воспитателям помогают тематические иллюстрации, различные аудиокассеты и видеоматериалы, демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий, дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию, художественная литература, соответствующая возрастным критериям ребенка, литература для родителей и педагогов. Кроме этого, педагогами подбирается материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей: по семейным праздникам в детском саду, по проведению продуктивной деятельности в направлении духовно-нравственного воспитания, по консультациям и информации для родителей, в приоритете остается игровая деятельность для дошкольников в направлении духовно-нравственного воспитания.
     Происходит интегрирование духовно-нравственного содержания воспитания в различные виды игровой детской деятельности. К таким видам деятельности относится проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр, дидактических, игр по конструированию, речевых, подвижных, игр-забав, народных подвижных и хороводных игр.
      В организации всех перечисленных игр обязательно учитывается нравственная сторона ролевого взаимодействия: дети учатся сопереживать, играть, соблюдая правила игры, учатся выдержке, терпимости, в некоторых играх без сострадания и милосердия никак не обойтись.
     Продуктивная деятельность подразумевает под собой изготовление поделок для родных и любимых к традиционным праздникам в России, изобразительную деятельность по мотивам прочитанных художественных произведений, театрализованная деятельность для развития творческого начала в каждом дошкольнике – все это в целом позволяет педагогам воплотить нравственные чувства в ситуациях, которые помогают перевоплотиться в различных героев реального взрослого мира.
      Необходимо отметить, что в группах детского сада оформлены и постоянно дополняются патриотические уголки для детей. Содержание уголков представлено литературой с символикой государства для детей, раскрасками, подобраны детские журналы, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с атрибутами нашей великой страны. Дошкольникам старшего возраста организуются групповые посещения местных краеведческих музеев, где дети знакомятся с историческими страницами своей малой родины, для более глубокого понимания патриотизма организовываются возложения цветов к памятникам Неизвестному солдату, организуются пешие прогулки по улицам родного города или станицы. Педагоги, как правило, не оставляют своим вниманием и родителей. Для них оформляются уголки, которые включают в себя информацию о традициях и праздниках края, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков.
  Таким образом, людям, работающим в дошкольных учреждениях должны помнить, что в современном мире без правильно направленного развития духовно-нравственного воспитания совершенно невозможно быть уверенным, что человечность, сострадание, сопереживание будут спутниками нашего подрастающего поколения. И только мы, педагоги и родители, другие значимые для малыша взрослые можем дать ему те качества, которые позволят стать ребенку полноценным, нравственно развитым членом современного сообщества.


2022