Библиографическое описание:
Шакирова Д.Г. Партерная гимнастика и ее влияние на физическое развитие ребенка // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.
В настоящее время, под влиянием многочисленных факторов, здоровье детей и молодёжи ухудшилось. Для решения этой проблемы необходимо более серьёзно отнестись к укреплению здоровья наших детей. Очень важной составной частью гармоничной личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства. Развитие детского организма чрезвычайно важно и требует определенных знаний, потому так важно понимать азы того, что может помочь малышу вырасти здоровым. Физическая активность является непременной составляющей нормальной жизнедеятельности ребенка с момента, когда он полностью осваивает навык самостоятельного хождения. С каждым годом норма активности ребенка возрастает и к 4-6 годам уже недостаточно просто игр на свежем воздухе и дома. Физические упражнения – реальный путь к сохранению активности и здоровья, продления жизни.
Рассмотрим один из элементов здоровьесберегающих технологий – партерную гимнастику.
В настоящее время партерная гимнастика набирает все большую популярность среди взрослых и детей. Что же такое партерная гимнастика? Это комплекс специально подобранных физических упражнений, основной особенностью которых является то, что они выполняются на полу. Партерная гимнастика включает в себя различные упражнения, в положении сидя, лёжа на спине, лёжа на животе, лёжа на боку. Такая особенность позволяет заниматься без осевого давления на позвоночник и дает возможность прорабатывать все крупные суставы. Гимнастика проводится в умеренном темпе, сопровождая движения правильным дыханием. Упражнения могут быть, как активные, так и пассивные, статические и динамические, комбинированные и т. п. Самое главное правильно подобранные упражнения. Для детей она проводится в игровой форме. Упражнения могут называться условными словами, которые при исполнении похожи на предмет или образ, например: «лягушка», «кошечка», «колечко» и т.д. В качестве музыкального сопровождения можно использовать детские песни и мелодии.
Для достижения наилучшего результата необходимо придерживаться определённых принципов.
Принципы организации партерной гимнастики.
Наглядность. Один из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении движениям и является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Очень важен показ упражнений преподавателем. Он должен быть чётким, грамотным, в зеркальном изображении.
Систематичность. Обуславливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности занятий. Только при систематических занятиях можно добиться положительного результата
Постепенность. Определяет необходимость построения занятий в соответствии с правилами: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному».
Доступность. Означает, что изучаемый материал должен быть лёгким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся
Так же необходимо чередование нагрузки. Для предупреждения утомления у детей предусматривается такое сочетание нагрузки, чтобы работа одних мышц сменялась работой других, оставляя возможность для восстановительных процессов, то есть обеспечивало бы чередование нагрузки и отдыха.
При проведении занятий:
− обязательно необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
− занятия проводятся в чистом проветренном помещении, на ковриках, в спортивной одежде (футболки, шорты, босиком, в носках или чешках);
− чередовать упражнения на напряжение и расслабление мышц;
− не следует выполнять несколько упражнений подряд на сходные группы мышц;
− позвоночник должен растягиваться в различных направлениях, чтобы не стать скованным;
− растягивание должно быть не резким, без лишнего усилия, не приносящим беспокойства и неприятных ощущений. Движения лёгкие и медленные, контролируемые телом.
Занятие должно начинаться с разминки, куда входят ходьба и её разновидности, бег, разновидности бега, который необходим для подготовки организма к основной части занятия (разогрева мышц и связок, суставов). Только после полноценной разминки можно переходить к комплексу упражнений.
В основной части занятия выполняется сам комплекс упражнений, который включает в себя упражнения на растяжку, силовые элементы и упражнения для развития конкретных групп мышц.
В заключительной части, эту часть принято называть заминкой, выполняются упражнения на расслабление.
В заключении можно сказать, развитие природных данных – это важный элемент в развитии ребёнка. При систематических занятиях происходит формирование осанки, укрепление мышц и связок, формирование опорно-двигательного аппарата, развитие сердечно-сосудистой – улучшается кровообращение, дыхательной системы – активно вентилируются легкие, для развитие отдельных двигательных качеств (силы, гибкости, координации, выносливости), на развитие музыкальных качеств. Так же партерная гимнастика оказывает положительное влияние на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени). Занимаясь партерной гимнастикой ребенок не только развивает свои физические данные, но и проявляет морально-волевые качества, учится идти к цели, преодолевая трудности.
Таким образом, использование партерной гимнастики оказывает положительное влияние на состояние здоровья и физическую подготовленность.
Список литературы:
1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». СПБ, Пик Мономаш, 1997.
2. Барышникова Т.К. «Азбука хореографии». Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов. «Люкси» СПБ, 1998.
3. Лях В.И. «Гибкость и методика её развития»/Физкультура в школе. № 1, 1998.
4. Лисицкая М.С. «Пластика» Ритм, М., 1990.
5. Кузнецов З.А. «Развитие двигательных качеств школьников», М., Просвещение, 1997.
6. Старковская В.Л. «Триста подвижных игр для оздоровления детей» М., Новая школа, 1994.
Шакирова Д.Г. Партерная гимнастика и ее влияние на физическое развитие ребенка // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.
В настоящее время, под влиянием многочисленных факторов, здоровье детей и молодёжи ухудшилось. Для решения этой проблемы необходимо более серьёзно отнестись к укреплению здоровья наших детей. Очень важной составной частью гармоничной личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства. Развитие детского организма чрезвычайно важно и требует определенных знаний, потому так важно понимать азы того, что может помочь малышу вырасти здоровым. Физическая активность является непременной составляющей нормальной жизнедеятельности ребенка с момента, когда он полностью осваивает навык самостоятельного хождения. С каждым годом норма активности ребенка возрастает и к 4-6 годам уже недостаточно просто игр на свежем воздухе и дома. Физические упражнения – реальный путь к сохранению активности и здоровья, продления жизни.
Рассмотрим один из элементов здоровьесберегающих технологий – партерную гимнастику.
В настоящее время партерная гимнастика набирает все большую популярность среди взрослых и детей. Что же такое партерная гимнастика? Это комплекс специально подобранных физических упражнений, основной особенностью которых является то, что они выполняются на полу. Партерная гимнастика включает в себя различные упражнения, в положении сидя, лёжа на спине, лёжа на животе, лёжа на боку. Такая особенность позволяет заниматься без осевого давления на позвоночник и дает возможность прорабатывать все крупные суставы. Гимнастика проводится в умеренном темпе, сопровождая движения правильным дыханием. Упражнения могут быть, как активные, так и пассивные, статические и динамические, комбинированные и т. п. Самое главное правильно подобранные упражнения. Для детей она проводится в игровой форме. Упражнения могут называться условными словами, которые при исполнении похожи на предмет или образ, например: «лягушка», «кошечка», «колечко» и т.д. В качестве музыкального сопровождения можно использовать детские песни и мелодии.
Для достижения наилучшего результата необходимо придерживаться определённых принципов.
Принципы организации партерной гимнастики.
Наглядность. Один из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении движениям и является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Очень важен показ упражнений преподавателем. Он должен быть чётким, грамотным, в зеркальном изображении.
Систематичность. Обуславливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности занятий. Только при систематических занятиях можно добиться положительного результата
Постепенность. Определяет необходимость построения занятий в соответствии с правилами: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному».
Доступность. Означает, что изучаемый материал должен быть лёгким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся
Так же необходимо чередование нагрузки. Для предупреждения утомления у детей предусматривается такое сочетание нагрузки, чтобы работа одних мышц сменялась работой других, оставляя возможность для восстановительных процессов, то есть обеспечивало бы чередование нагрузки и отдыха.
При проведении занятий:
− обязательно необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
− занятия проводятся в чистом проветренном помещении, на ковриках, в спортивной одежде (футболки, шорты, босиком, в носках или чешках);
− чередовать упражнения на напряжение и расслабление мышц;
− не следует выполнять несколько упражнений подряд на сходные группы мышц;
− позвоночник должен растягиваться в различных направлениях, чтобы не стать скованным;
− растягивание должно быть не резким, без лишнего усилия, не приносящим беспокойства и неприятных ощущений. Движения лёгкие и медленные, контролируемые телом.
Занятие должно начинаться с разминки, куда входят ходьба и её разновидности, бег, разновидности бега, который необходим для подготовки организма к основной части занятия (разогрева мышц и связок, суставов). Только после полноценной разминки можно переходить к комплексу упражнений.
В основной части занятия выполняется сам комплекс упражнений, который включает в себя упражнения на растяжку, силовые элементы и упражнения для развития конкретных групп мышц.
В заключительной части, эту часть принято называть заминкой, выполняются упражнения на расслабление.
В заключении можно сказать, развитие природных данных – это важный элемент в развитии ребёнка. При систематических занятиях происходит формирование осанки, укрепление мышц и связок, формирование опорно-двигательного аппарата, развитие сердечно-сосудистой – улучшается кровообращение, дыхательной системы – активно вентилируются легкие, для развитие отдельных двигательных качеств (силы, гибкости, координации, выносливости), на развитие музыкальных качеств. Так же партерная гимнастика оказывает положительное влияние на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени). Занимаясь партерной гимнастикой ребенок не только развивает свои физические данные, но и проявляет морально-волевые качества, учится идти к цели, преодолевая трудности.
Таким образом, использование партерной гимнастики оказывает положительное влияние на состояние здоровья и физическую подготовленность.
Список литературы:
1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». СПБ, Пик Мономаш, 1997.
2. Барышникова Т.К. «Азбука хореографии». Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов. «Люкси» СПБ, 1998.
3. Лях В.И. «Гибкость и методика её развития»/Физкультура в школе. № 1, 1998.
4. Лисицкая М.С. «Пластика» Ритм, М., 1990.
5. Кузнецов З.А. «Развитие двигательных качеств школьников», М., Просвещение, 1997.
6. Старковская В.Л. «Триста подвижных игр для оздоровления детей» М., Новая школа, 1994.