Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Шакирова Д.Г. Партерная гимнастика и ее влияние на физическое развитие ребенка

Библиографическое описание:

Шакирова Д.Г. Партерная гимнастика и ее влияние на физическое развитие ребенка // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.

В настоящее время, под влиянием многочисленных факторов, здоровье детей и молодёжи ухудшилось. Для решения этой проблемы необходимо более серьёзно отнестись к укреплению здоровья наших детей. Очень важной составной частью гармоничной личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства. Развитие детского организма чрезвычайно важно и требует определенных знаний, потому так важно понимать азы того, что может помочь малышу вырасти здоровым. Физическая активность является непременной составляющей нормальной жизнедеятельности ребенка с момента, когда он полностью осваивает навык самостоятельного хождения. С каждым годом норма активности ребенка возрастает и к 4-6 годам уже недостаточно просто игр на свежем воздухе и дома. Физические упражнения – реальный путь к сохранению активности и здоровья, продления жизни.

Рассмотрим один из элементов здоровьесберегающих технологий – партерную гимнастику.

В настоящее время партерная гимнастика набирает все большую популярность среди взрослых и детей. Что же такое партерная гимнастика? Это комплекс специально подобранных физических упражнений, основной особенностью которых является то, что они выполняются на полу. Партерная гимнастика включает в себя различные упражнения, в положении сидя, лёжа на спине, лёжа на животе, лёжа на боку. Такая особенность позволяет заниматься без осевого давления на позвоночник и дает возможность прорабатывать все крупные суставы. Гимнастика проводится в умеренном темпе, сопровождая движения правильным дыханием. Упражнения могут быть, как активные, так и пассивные, статические и динамические, комбинированные и т. п. Самое главное правильно подобранные упражнения. Для детей она проводится в игровой форме. Упражнения могут называться условными словами, которые при исполнении похожи на предмет или образ, например: «лягушка», «кошечка», «колечко» и т.д. В качестве музыкального сопровождения можно использовать детские песни и мелодии.

Для достижения наилучшего результата необходимо придерживаться определённых принципов.

Принципы организации партерной гимнастики.

Наглядность. Один из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении движениям и является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Очень важен показ упражнений преподавателем. Он должен быть чётким, грамотным, в зеркальном изображении.

Систематичность. Обуславливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности занятий. Только при систематических занятиях можно добиться положительного результата

Постепенность. Определяет необходимость построения занятий в соответствии с правилами: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному».

Доступность. Означает, что изучаемый материал должен быть лёгким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся

Так же необходимо чередование нагрузки. Для предупреждения утомления у детей предусматривается такое сочетание нагрузки, чтобы работа одних мышц сменялась работой других, оставляя возможность для восстановительных процессов, то есть обеспечивало бы чередование нагрузки и отдыха.

При проведении занятий:

− обязательно необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

− занятия проводятся в чистом проветренном помещении, на ковриках, в спортивной одежде (футболки, шорты, босиком, в носках или чешках);

− чередовать упражнения на напряжение и расслабление мышц;

− не следует выполнять несколько упражнений подряд на сходные группы мышц;

− позвоночник должен растягиваться в различных направлениях, чтобы не стать скованным;

− растягивание должно быть не резким, без лишнего усилия, не приносящим беспокойства и неприятных ощущений. Движения лёгкие и медленные, контролируемые телом.

Занятие должно начинаться с разминки, куда входят ходьба и её разновидности, бег, разновидности бега, который необходим для подготовки организма к основной части занятия (разогрева мышц и связок, суставов). Только после полноценной разминки можно переходить к комплексу упражнений.

В основной части занятия выполняется сам комплекс упражнений, который включает в себя упражнения на растяжку, силовые элементы и упражнения для развития конкретных групп мышц.

В заключительной части, эту часть принято называть заминкой, выполняются упражнения на расслабление.

В заключении можно сказать, развитие природных данных – это важный элемент в развитии ребёнка. При систематических занятиях происходит формирование осанки, укрепление мышц и связок, формирование опорно-двигательного аппарата, развитие сердечно-сосудистой – улучшается кровообращение, дыхательной системы – активно вентилируются легкие, для развитие отдельных двигательных качеств (силы, гибкости, координации, выносливости), на развитие музыкальных качеств. Так же партерная гимнастика оказывает положительное влияние на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени). Занимаясь партерной гимнастикой ребенок не только развивает свои физические данные, но и проявляет морально-волевые качества, учится идти к цели, преодолевая трудности.

Таким образом, использование партерной гимнастики оказывает положительное влияние на состояние здоровья и физическую подготовленность.

Список литературы:

1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». СПБ, Пик Мономаш, 1997.

2. Барышникова Т.К. «Азбука хореографии». Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов. «Люкси» СПБ, 1998.

3. Лях В.И. «Гибкость и методика её развития»/Физкультура в школе. № 1, 1998.

4. Лисицкая М.С. «Пластика» Ритм, М., 1990.

5. Кузнецов З.А. «Развитие двигательных качеств школьников», М., Просвещение, 1997.

6. Старковская В.Л. «Триста подвижных игр для оздоровления детей» М., Новая школа, 1994.
2023