Актуальные вопросы начального общего образования

Алибекова Л.И. Успешное применение элементов технологии развития критического мышления на уроках обучения грамоте младших школьников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf


Работая с детьми в начальной школе, мы учителя, всегда находимся в поиске, таких методов и приёмов работы на уроках, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся. В процессе работы ученик не принимает на веру всё, что ему предлагается, а учится проверять, высказывать и обосновывать свой выбор, признавать ошибки, исправлять их.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Данная технология направлена на развитие учащихся, основными показателями которых являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
На уроках обучения грамоте проходит знакомство детей с такими понятиями как «речь», «предложение», «слово», «буква», «звук». Использование элементов технологии развития критического мышления даёт возможность развивать универсальные учебные действия. Первоклассники извлекают необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывают; объясняют свой выбор при выполнении различных заданий; сталкиваясь с затруднениями, ребята высказывают свою точку зрения, производя простые логические действия: анализ, синтез, обобщение, классификацию. Эти задания даются в разнообразной игровой форме, поэтому первоклассники выполняют их с удовольствием.
В своей практике я использую элементы технологии развития критического мышления, начиная с 1 класса. Опытом работы я хочу поделиться на примере урока обучения грамоте в 1 классе. Представляю вашему вниманию фрагменты урока.
УМК «Школа России»
Тема: «Согласные звуки [к], [к'],буквы К, к»
1.Мотивация (самоопределение деятельности)
-Добрый день, ребята! Садитесь на свои места. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.
-Сегодня на урок я пригласила интересное животное, которое поможет вам узнать много нового. Хотите узнать, кто это? Отгадайте загадку-описание:

Кто с хвостиком и ушками.

У кого лапки с подушками?

2.Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии.
-Котенок предлагает вам игру “Дополни предложение”:
а) Звуки бывают…
б) Звуки… буквы…
в) В слове столько слогов, сколько…
г) Гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного…
д) Гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного…
3. Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения.
-Кто сможет сформулировать тему урока? Котёнок предлагает вам заполнить «Корзину идей».
-Попробуйте предположить какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
(При необходимости – учитель помогает детям сформулировать задачи урока)
4. Открытие нового знания.
-Подумайте, почему я выбрала помощником именно это животное?
-Как вы думаете, какая кличка может быть у нашего котенка: Кузя или Тоша? Почему?
-Охарактеризуйте первый звук.
-Наш дружок котенок Кузя хочет увидеть букву, с которой начинается его кличка, но не знает, где эта буква живет.
-Работа с лентой букв
-Найдите место буквы К в ленте букв.
-Чтение слогов с буквой К.
КА КО КУ КИ
-На какие 2 группы можно разделить эти слоги? Почему? В каких слогах вы услышали [ к]? [к’]?
-Чтение слов с новой буквой (стр.54 в «Азбуке»)
СОК СОК ОКУНИ
СОКИ СУК ОКНО
Прочитайте слова 1 столбика: что общего? В чем различие? Слова 2 столбика? Чем похожи слова? В чем различие? Слова 3 столбика?
-Чтение предложений:
-На, сынок, сок. У Сани сок, и у Нины сок.
-А вы, ребята, любите пить сок?
-Как вы думаете – в чём польза сока? Что содержится в соках?
-Приём «АРХИВАРИУС»
-Что обозначает слово – сок? Подумай, где ты можешь найти эти сведения?
На этапе «Самостоятельное применение знаний» провожу закрепление:
·          Задание «Ловушки»
Учитель спрашивает и сам предлагает неверный ответ:
-Я думаю, что в слове
НОСОК все звуки мягкие, а вы как думаете? Почему?
·          «Задания, не имеющие решения»
Найди «звуковой домик» для слова


СЫНОК



Работа в парах - составление схемы к слову-сынок.
·          «Задание с недостающими данными»
-Составь слова из букв - к, н, с, н
-У тебя получилось? Почему? А теперь составь слова из букв у, к, н, о, и.
-Какой вывод ты сделаешь?
На следующем этапе «Включение нового знания в систему знаний» применяю
·          Приём: «Верите ли вы»
-что в слове окуни-2 слога? Верите ли вы, что в слове окно 3 слога? Сколько слогов в других словах? Докажите. Верите ли вы, что в слове Кузя 2 слог ударный?
Рефлексия деятельности на уроке
-Наш урок к концу подходит,
Котик Кузя итог подводит
и просит вернуться к «Корзинке идей».
-Какие задачи мы поставили сегодня на урок? Как выдумаете, мы справились с поставленными задачами?
-С чем любит играть наш шаловливый котенок? У вас в конвертах 3 «клубочка» разного цвета. Выберите нужный клубочек: урок понравился, настроение хорошее, у меня всё получилось - зелёный клубочек ниток. Мне было трудно, но я справился - желтый клубочек. Красный клубочек - задания на уроке оказались слишком трудными. Оцените свою работу на уроке. Покажите выбранный клубочек. Давайте заполним «Корзину идей» разноцветными «клубочками».
В заключении хочется отметить, что использование элементов технологии развития критического мышления дают возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга. Дети учатся слушать и слышать друг друга, развивается речь, активизируется мыслительная деятельность, познавательный интерес, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

Библиографический список

1.        Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
2.        Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
3.        Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
4.        Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

Lidi1965@mail.ru

+7(918)4641354

2018