Разумейко Д. А., Мендикова А. А. Прикладные аспекты ведения образовательного блога учителя для взаимодействия с учениками и родителями в начальной школе
Прикладные аспекты ведения образовательного блога учителя для взаимодействия с учениками и родителями в начальной школе Бесспорным становится тот факт, что процесс образования в школе должен основываться на организации взаимодействия с родителями, как основными посредниками, которые являются не только главным источником не только знаний и умений, но и норм поведения, основанных на нравственных ценностях. К сожалению, в наше время существует достаточно много проблем в организации эффективного взаимодействия семьи и школы. Наиболее распространенными проблемами являются: 1) занятость родителей, ведущая к сокращению времени на воспитание детей; 2) наличие своих собственных убеждений и взглядов на постановку образования и воспитания, отличающихся от принятых в обществе; 3) неудовлетворительная оценка школьного образования; 4) невысокий уровень образования и культуры родителей [4]. В силу обозначенных проблем работа педагога с родителями очень является необходимостью для современной школы. Согласно профессиональному стандарту учителя начальных классов к трудовой функции по осуществлению педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования относится проектирование и корректирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов во взаимодействии с родителями, другими педагогическими работниками и психологами, выходящими за рамки программы начального общего образования [5]. В помощь профессиональному стандарту учителя начальных классов Стандарт начального общего образования определяет важную роль в родителей в воспитании и обучении младших школьников. В Семейном кодексе РФ также описаны права и обязанности родителей, которые устанавливают преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью взаимодействия учителя начальных классов и родителей младших школьников и недостаточной разработанностью форм, направленных на работу с семьей учащихся. Данное противоречие актуализирует проблему исследования, направленную на организацию взаимодействия учителя начальных классов и родителей младших школьников в рамках образовательной среды. По мнению М.С. Вишнякова, взаимодействие раскрывается «как процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь, выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур». Из данного определения следует, что взаимодействие является основой построения образовательной среды. В соответствии со Стандартом начального общего образования «образовательная среда» определяется как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой [8]. Таким образом, образовательная среда представляет совокупности возможностей успешного присвоения социального опыта взаимодействия школьника с субъектами образовательной среды. Под субъектами образовательной среды мы понимаем представителей социальных групп, которые задают учащемуся ценности, нормы, идеалы, установки, критерии, с постоянно расширяющимся радиусом взаимодействия со значимыми другими, в которые он включается по мере своего развития. Одним из основных субъектов образовательной среды, с которым устанавливается взаимодействие учащегося, как субъекта образовательного процесса, является педагог. Педагог выступает как носитель новых способов действий, ориентаций в окружающем мире, социальных норм поведения. Вторым основным субъектом образовательной среды, обеспечивающим становление свойств личности ребенка как субъекта учебной и других видов деятельности является сверстник, включенный в коммуникативную среду взаимодействия с другими детьми: в процессе учебной деятельности и межличностном взаимодействии. Особенно важным субъектом является семья. Она создает условия для реализации социального компонента, благодаря которому образуется пространство межличностного взаимодействия в непосредственной форме, при которой родительское воздействие и родительско - детское взаимодействие имеют направленности на создание системы безопасности ребёнка и его благополучие. Именно данные субъекты определяют коммуникационно-организационный компонент образовательной среды. Этот компонент включает в себя особенности субъектов образовательной среды: коммуникационную сферу; организационные условия. Помимо коммуникационно-организационного компонента в образовательную среду включены пространственно-семантический и содержательно-методический компоненты, которые отображают способы взаимодействия и нормативно - правовые аспекты. Изучение проблемы взаимодействия семьи и школы на современном этапе развития позволяет отметить, что интерес к этому вопросу значительно возрос. Об этом свидетельствует материал ряда современных исследований (Х. Т. Загладина, А. В. Кандаурова, М. Н. Недвецкая и др.). Так, А. В. Кандаурова отмечает возрастание роли семьи и школы как субъектов жизнедеятельности общества, что приводит к интенсивному поиску новых технологий в развитии субъект-субъектных отношений на общесоциальном, на межгрупповом и на межличностном уровне [1]. Изучив нормативно-правовые документы, можно сказать, что взаимодействие семьи и ребенка с учителем является неотъемлемой частью образовательного процесса. Очевидным становится поиск нового способа сотрудничества семьи, школы, общественности в выявлении средств, механизмов, условий формирования ценностной базы растущего человека, его нравственных установок и ориентаций. На наш взгляд, таким эффективным способом организации взаимодействия является грамотно организованный образовательный блог. По мнению М. Ю. Сидорова «блог - это «веб-сайт (или раздел веб-сайта), содержащий датированные записи мультимедийного характера, расположенные в обратном хронологическом порядке, с возможностью оставления комментариев к записям и просмотра любой записи на отдельной веб-странице». Иногда блоги сравнивают с дневниками, но блоги в отличие от последних публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи). Совокупность всех блогов сети принято называть блогосферой, а людей, ведущих блог - блогерами. Общие задачи и цели существующих на сегодняшний день блогов можно сгруппировать в нескольких направлениях. Существует обширная классификация блогов: по авторству; по наличию мультимедиа; по особенностям контента; по тематической направленности [3]. Последняя из представленных классификаций показывает, что блоги активно применяются и в образовании. Официального и общепринятого определения образовательному блогу в официальной литературе и сети Интернет пока нет. Но под ним принято понимать разновидность блогов в области образования. Образовательные блоги выполняют все перечисленные ранее функции и цели блогов, но имеют специфические черты использования в деятельности педагога: - используются как общедоступный источник необходимой обучающемуся и родителям информации, как для пользования в образовательном учреждении, так и в домашних условиях; - способствуют более тесному контакту субъектов, провоцируют записями (постами) к беседе и дискуссии в виде комментирования публикуемых сообщений и дальнейшего дискутирования/беседы; - используются в качестве электронных версий школьных (студенческих) газет, расширяя возможности более качественного, разностороннего по форматам, содержанию и оформления какой-либо информации, так и активного участия в этой работе обучающихся, способствуя развитию их творческих способностей и уровня их информационной культуры, навыков владения современными информационными технологиями; - практически повсеместно содержат «доску объявлений» от педагога, передавая оперативную информацию касательно процесса и содержимого обучения; - дают возможность сделать процесс обучения более интересным, для чего используются средства мультимедиа; - используются для совместной работы над каким-либо общим проектом обучающихся разных классов, групп, и даже образовательных учреждений с возможность демонстрации лучших работ; их оценки, формируя коммуникабельность, способность работать в коллективе и самообучаться и т.д. Исходя, из функций образовательных блогов М.А. Смирнова в своей статье выделяет несколько основных видов блогов для учителей, организация и эффективность которых проверены на практике: −Блог в поддержку учебного проекта, организация проектно-исследовательской деятельности школьников в новой для них интернет-форме, которую можно создать, например, с помощью социальных сетей, одна из таких инстаграм, еще есть различные платформы Сanva, Google Blogger и многих других. −Блог-конспект — содержит информацию об одной конкретной теме сюда так же подойдет социальная сеть инстаграм, в ней очень удобно писать конспекты, организовывать онлайн – дискуссии (особо актуально в формате дистанционного обучения). −Классный блог — общий блог для всех учеников класса, этот блог будет очень удобно вести в ВКонтакте. −Блог-портфолио — создаются блоги для каждого учащегося класса, где отмечаются основные заслуги и успехи здесь можно воспользоваться такой площадкой как Сanva, на этой площадке есть различные, эффекты для обработки фотографий и многое другое [6]. Помимо всего этого, у блога существует структура, то есть, как должен выглядеть образовательный блог: главная страница, страница категории, статья, страница автора, об авторе и сайте, условия использования, контактная информация. В нашем исследовании мы рассмотрели отличительные особенности блога и сайта. 1. Главная страница блога напоминает ленту новостей и с обновлением содержимого блога, его новости сдвигаются в хронологическом порядке, отображая на «главной» только краткие описания (аннотации) и уменьшенные изображения к статьям. На обычном веб-сайте текст главной страницы статичен и неизменен. Новые материалы здесь прилагаются к уже существующим вкладкам. 2. Ведение блога осуществляется, как правило, одним человеком, а сайт может вести несколько человек. 3. Блог создан для живого общения, поэтому позволяет осуществлять общение с целевыми посетителями непосредственно под текстом статьи. На сайте общение представлено в виде комментарий к «продукту» сайта. 4. На веб-сайтах подписка осуществляется через специальную форму, а в блогах осуществляется посредством RSS-ленты новостей, что позволяет получать на E-mail автоматические сообщения о добавлении новых заметок и комментариев. 5. Блоги обновляются гораздо чаще, чем некоторые сайты. Отсюда следует, что блог и веб-сайт схожи, но ведение блогов явлется наиболее эффективной деятельностью во взаимодействии с родителями и обучающимися. В блоге можно делиться важной информацией для родителей, давать задания ученикам посредством ссылки на дополнительную литературу, в результате чего школьники будут иметь к ней доступ не только на уроке, но и вне школы и те ученики, которые отсутствуют по состоянию здоровья, могут не отставая от класса, выполнять задания, задавать вопросы учителю и точно так же разбираться в теме, которую изучают в школе. В интернет пространстве достаточно много блогов, но где их делают с помощью каких приложений и программ и чем наполнены эти блоги? Существует множество вариантов ведения образовательных блогов, например, есть специальные программы и платформы для создания блогов. Просмотрев разные источники, мы можем увидеть, что существует много различных программ и платформ для создания блогов вот некоторые из них: 1. WordPress.org. Причина, по которой рекомендую WordPress, заключается в том, что это отличный выбор для широкого круга для людей, которые хотят начать вести блог. WordPress предоставляет лучшие инструменты для создания блога. 2. Сanva отлично подойдет для создания графики для блога, это бесплатный графический редактор, который отлично подходит как новичкам в дизайне, так и опытным профессионалам. Сервис позволяет быстро и легко создавать посты для социальных сетей, креативные видео, презентации. 3. Wix. Является одной из самых популярных сайтов у него хорошая скорость сайта, огромная коллекция шаблонов, понятный интерфейс, так же много дополнительной информации и поддержки, это известная платформа для создания красивых и презентабельных сайтов, услугами которой пользуются более 96 миллионов пользователей по всему миру. Функционал Wix позволяет сделать свой сайт настолько уникальным, насколько это возможно, не будучи при этом профи. 4. Blogger. GoogleBlogger — известный сервис для ведения блога, который так же включает в себя множество различных опций. К примеру, в комплект Blogger входит пользовательский интерфейс графического дизайна, который дает пользователям возможность изменять внешний вид блога как им угодно. 5. Также, есть социальные сети, в которых мы можем создать блог, например, как ВКонтакте. В нем простой и удобный интерфейс, там просто выражать свои мысли и многое другое. 6. Инстаграм. Еще одна социальная сеть в которой мы можем создать блог. В инстаграме более живое общение, чем в ВКонтакте, там можно вести прямые эфиры, получать обратную связь от людей [2]. Наполняемость блога зависит от его тематики, например, там могут быть представлены задания для учеников, информация для родителей, различные вкладки с интересующими родителей/учеников разделами, информационная карточка непосредственно самого учителя. Кроме положительных эффективных возможностей ведения образовательного блога имеются и недостатки: ограниченный функционал сервиса; линейная структура записей в одной колонке, что затрудняет поиск нужной информации; для работы с блогами необходима определенная материально-техническая база; блоги по своей природе носят неформальный и личностный характер, поэтому трудно встроить блог в традиционную классно-урочную систему; учащиеся не всегда достаточно мотивированы, чтобы осваивать новый и непривычный для них вид работы; работу учащихся в блогах трудно оценивать по существующей бальной методике; блоги требуют от учителя значительных дополнительных затрат времени и усилий на этапе его проектирования и создания. Несмотря на перечисленные недостатки, образовательные блоги значительно повышают эффективность взаимодействия педагога с обучающимися и их родителя в открытом доступе, усиливая интерес к образовательному процессу и демонстрируя успехи детей.