Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf
Для того чтобы грамотно, профессионально выстроить работу по реализации образовательного проекта «ТЕМП» необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомить воспитанников с историей развития профессий и ее ролью в современном обществе.
2. Формировать систему знаний детей о видах технических специальностей и разнообразии рабочих профессий.
3. Создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую освоению знаний и становлению устойчивого интереса к разным профессиям.
4. Формировать у детей элементарные представления об общественной значимости той или иной профессии.
5. Активизировать просветительскую деятельность среди родителей посредством включения в воспитательно-образовательный процесс.
6. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, творчества воспитанников, умение использовать разнообразные средства и материалы, а также умение применять свои знания в различных видах деятельности.
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитания, доброты, доброжелательности речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В рамках реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
При изучении разных профессий, встречающихся на Южном Урале, решаются задачи социально–коммуникативного развития детей дошкольного возраста на основе развивающей методики Н. Коротковой, Н. Михайленко.
Задачи социально–коммуникативного развития:
– Умение играть роль от начала до конца. Роль включает несколько действий, которые надо научиться ребенку выполнять последовательно (роль- агроном- выбирает семена, определяет место посадки, рыхлит землю, садит и поливает растения).
– Учить детей самостоятельно договариваться по сюжету игры выполнять разные роли.
– Учить детей выстраивать роевые диалоги от имени одной или другой роли (энтомолог-лаборант – директор лаборатории).
– Использовать в ролевой игре разные виды предметов-заместителей: насекомое (жук) – картинка, контур насекомого, пластмассовая игрушка.
– Учить играть любую другую роль от начала до конца.
Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.
Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даёт новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.
На любом этапе игры, не зависимо от возраста ребенка, взрослый может взять на себя снова главную роль, если у ребенка недостаточно, игровых компетенций. Либо, если игра приобретает лишь цепочку игровых действий, и нет ее развития. При выполнении всех этих условий дидактическая сюжетно-ролевая игра перейдет в полноценную сюжетно-ролевую игру, с дальнейшим развитием последовательных разнообразных событий. Даже в игру с расшатыванием сюжета и соединением нескольких игр по различной тематике.
Таким образом, данный подход к организации игры в детском саду, позволяет значительно повысить уровень, свободной самостоятельной игры дошкольников.
Актуальность проблем экологического воспитания определяется возросшим в последние годы вниманием к введению регионального компонента в этот процесс, что обусловлено повышением требований к педагогу, который должен быть носителем как общечеловеческих ценностей и культуры, так и традиций региона. Один из вариантов решения проблем – использование в профессиональной подготовке педагогов воспитательного потенциала традиций природопользования Южного Урала.
В рамках регионального проекта «ТЕМП» и задачами Основной образовательной программы нашего дошкольного учреждения – знакомим дошкольников с профессиями Южного Урала через сюжетно–ролевую игру по направлению «Человек – природа».
Ознакомление с растительным и животным миром Южного Урала, развитие социально–коммуникационных компетенций проходит в рамках проектной деятельности. Детям даются знания о растениях, животных, насекомых и др. Затем через ролевое поведение дошкольники проигрывают и закрепляют полученные знания. Дети отображают в игре профессиональные действия, ролевые диалоги, ролевое поведение.
Роли в структуре дидактической сюжетно-ролевой игры несут отражения знаний о живых обитателях, раскрывают особенности их жизни, поведения, а также их влияние на жизнь человека. Тем самым влияют на ролевое поведение. Тематика ролевых игр строится по системному подходу с усложнением от группы к группе.
Тематика сюжетно–ролевых игр по разделу «Животный мир Южного Урала»: «Агроном», «Эколог», «Дрессировщики», «Смотритель за животными» (цирковые профессии); «Груммер», «Ветеринарная клиника», «Заводчик» (профессии, связанные с домашними животными); «Фермерское хозяйство», «Егерь», «Фотоохотник», «Орнитолог» (дикие животные и птицы); «Весёлая пасека» (о пчеловодстве) и т. д.
Остановимся на игре «Молодые экологи».
Современные дети мало общаются с природой. В наше время очень важно, чтобы ребенок кроме телевизора, компьютера и игровых приставок научился замечать красоту окружающего мира.
В жизни, можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому задача взрослых – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям.
Насекомые – постоянные обитатели животного мира, с кем встречается ребенок в детском саду. Они привлекательны, малозаметны, разнообразны. Знания детей о них очень скудны, а их влияние на нашу жизнь огромно. И почему бы параллельно с изучением насекомых не познакомить детей с интересной и малознакомой профессией «энтомолога», ведь без них мы бы так и не узнали о таком разнообразии насекомых и их влиянием на жизнь.
Цель: создание условий, способствующих формированию у детей представления о профессиональной деятельности энтомолога.
Задачи:
– формировать умение реализовывать и развивать сюжет игры;
– познакомить детей с профессией энтомолога;
– пополнить словарь (энтомолог, поход, карта, маршрут, компас, красная книга, привал);
– закреплять умение обследовать объект, уметь его описать и выделять его признаки, фиксировать наблюдения в журнале, делать небольшие выводы
– устанавливать причинно-следственные связи и умозаключения о питании насекомых, способах их передвижения и защиты от врагов, опираясь на особенности строения их тела и окраски;
– поддерживать стремление детей по-своему обустраивать игру, самостоятельно подбирать оборудование;
– воспитывать бережное, гуманное отношение к природе, доброжелательные отношения между сверстниками, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.
Библиографический список
1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. 96 с.2. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики: учебное пособие для дошкольного образования / [сост. Е.С. Бабунова и др.]. – 2-е изд. – Челябинск: Взгляд, 2007 (Челябинск: ЧПО «Книга»). 239 с.
3. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством сюжетно-ролевых игр [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1642054410&tld=ru&lang=ru&name=97-orazova-ivakina.pdf&text (дата обращения: 12.01.2022)