Информационные технологии в современном образовательном процессе

Тертычная О.Н. Использование платформ российских разработчиков на уроках «Технология» при организации дистанционного обучения

Библиографическое описание:
Тертычная О.Н. Использование платформ российских разработчиков на уроках «Технология» при организации дистанционного обучения // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/77-2.pdf.

Дистанционные технологии и электронное обучение являются инструментом для реализации основных принципов личностно-ориентированного подхода к обучению. Система обеспечивает постоянное общение учащихся как между собой, так и с преподавателем. Обучение проходит с использованием проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над задачами. Это могут быть групповые проекты, презентации готовых продуктов, обмен мнениями и информацией через Интернет.

При проведении занятий используется целостная система технологий дистанционного обучения и e-learning: компьютерные тесты и тренажеры; электронная форма документации; задания образовательных платформ "Учи.ру", "Якласс", "Школьная цифровая платформа".

"Яндекс.Учебник" - это простая и удобная платформа. Он максимально лаконичен в дизайне и использовании. Вы можете создавать карточки с заданиями из любого множества готовых заданий (и даже повышенной сложности), раздавайте их классу, отслеживайте их выполнение. Вы также можете выбрать готовый урок по определенной теме. Невозможно не упомянуть функцию, которая значительно облегчает обучение: возможность провести онлайн-урок и даже назначить дату и время или просмотреть готовый видеоурок по интересующей теме. Этим сервисом очень удобно пользоваться, чтобы давать детям домашнее задание. Задания более разнообразны и интересны, чем в обычных учебниках, но они четко соответствуют учебным программам. Удобно взять готовый урок и адаптировать его к индивидуальному уровню самых разных учеников. Но есть определенные нюансы: задания представлены исключительно по трем предметам: русскому языку, математике и окружающему миру, только с 1 по 5 класс. Конечно, сервис заявляет, что существует более 50 000 уникальных заданий, но, к сожалению, среднее звено "выпадает" из этой образовательной платформы. Но есть неоспоримый плюс: использование абсолютно бесплатное.

Учи.ру. На этом портале все задания полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Портал предоставляет учителям уникальную возможность организовывать запланированные мероприятия в соответствии с расписанием занятий, предоставляя учащимся доступ к заданиям на платформе в определенное время. Этот функционал позволяет преподавателям следить за выполнением санитарных норм и правил за время непрерывного пребывания учащихся на портале и в более позднее время. Разработчики образовательной платформы предусмотрели различные варианты заданий по принципу "от простого к сложному", с обязательной рефлексивной частью после каждого блока заданий. Портал также имеет встроенную электронную почту, что значительно облегчает отправку домашнего задания учащимся и облегчает общение между учителем, учащимися и родителями. Несомненным преимуществом платформы перед конкурентами является функция "виртуального класса" с возможностью проведения уроков онлайн. Во время онлайн-урока учащиеся и преподаватель могут использовать внутренний чат для вопросов, обсуждения, получения реакции на ответ и т.д.

"Российская электронная школа" ("РЭШ"). Эта образовательная платформа содержит полный курс уроков по всем предметам школьного курса. Он разработан таким образом, что учащиеся начальных классов и учителя могут использовать интерактивные уроки для изучения и повторения учебного материала, проверки знаний, подготовки к контрольным работам в формате VPR. Существенным недостатком платформы является ее коммерческий характер по отношению к профилям преподавателей.

"Я-Класс". Этот онлайн-проект позиционируется создателями Инновационного центра "Сколково" как "цифровой образовательный ресурс, предназначенный для школ". Образовательная платформа содержит проверочные работы с автоматической верификацией, 100% гарантией защиты от обмана, возможностью просмотра шагов решения и самостоятельной работы над ошибками. На платформе есть встроенные онлайн-симуляторы для подготовки студентов к VPR.

ВКонтакте. Эта социальная сеть очень популярна среди студентов. В последнее время широкий функционал этой социальной сети сделал ее привлекательной для учителей с целью решения образовательных задач. Социальная сеть предоставляет возможность организовывать прямые трансляции и конференции с аудиторией до 128 человек. В ближайшее время создатели социальной сети объявят о возможности посещения онлайн-трансляции аудиторией до 2048 участников, заработает инструмент "подними руку" и демонстрация экрана, что позволит учителям использовать эту сеть в качестве полноценного виртуального класса. Особое внимание следует уделить инструментам для загрузки видео- и аудиоматериалов, фотографий, документов и электронных презентаций.

Платформа Сферум является одним из сервисов цифровой образовательной среды – информационно-коммуникационной образовательной среды. На платформе Сферум учителя смогут создавать закрытые сообщества и чаты, приглашать в них родителей и учеников. Кроме того, сервис будет интегрирован с платформой "Моя школа" Министерства образования России. Моя школа - это электронные проверенные учебные материалы в помощь учителю, проверенные экспертами, соответствующие школьным стандартам. Учитель может использовать их, чтобы сделать очный урок более интересным.

Положительные аспекты использования удаленных платформ и сервисов:

- индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения (каждый студент получает возможность проработать именно ту тему, которая вызывает у него трудности);

- снимаются временные и пространственные ограничения обучения; студент работает в индивидуальном комфортном темпе, сам выбирает время занятий;

- непрямое общение позволяет избежать стрессообразующего фактора, страха перед опросом;

- расширяется коммуникативная сфера студентов и преподавателей.

Преподаватель также получает возможность работать с курсом в комфортном режиме, нет необходимости проверять стопки тетрадей. Формирование и закрепление знаний и умений осуществляется в индивидуальном темпе для каждого студента, реализуется индивидуальный подход (есть возможность обмениваться сообщениями, комментировать выполненное студентом задание).

Конечно, у дистанционного обучения есть свои трудности:

- для преподавателя работа на порталах требует дополнительного времени (разработка, проверка заданий) и усилий (это новый вид работы, который имеет свои специфические особенности);

- не все учащиеся могут бегло набирать текст с помощью клавиатуры, четко следовать инструкциям при выполнении заданий.

В ходе тренинга используются следующие типы уроков: урок введения нового материала (с использованием презентаций, видео, аудиофайлов и т.д.); практический урок (онлайн-тесты, оффлайн-тесты, электронные учебники и тренажеры); комбинированный урок (презентации, электронные энциклопедии и т.д.); урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков учащихся (онлайн-тесты).

Системы дистанционного обучения, используемые учителем на занятиях, предлагают различные учебные задачи: выполнение заданий по предложенной ссылке; составление технологических карт по шаблону, использование информации с сайтов кулинарии и рукоделия; поиск информации для подготовки сообщений и выполнение заданий в интернет-викторинах по технологии.

К преимуществам такого обучения относятся: обучение в индивидуальном темпе, свобода и гибкость, доступность, независимость от географического и временного положения студента и учебного заведения, технологическое использование новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе, социальное равенство, равные возможности для получения образования независимо от места жительства, состояния здоровья, комфортных условий для творческого самовыражения студента, объективности - в результате использования интерактивных мастер-классов.

Эффективность использования дистанционных технологий на занятиях и при выполнении домашних заданий повышается: активизация познавательной деятельности учащихся; интерес к предметной технологии; организация самостоятельной работы и индивидуализация процесса обучения; информационная компетентность учащихся; совершенствование практических навыков и умений; успешное усвоение учебного материала; эффективность в классная комната - студент работает активно и независимо; меняется форма контроля знаний - студентом управляет компьютер, тщательно проверяющий и сразу оценивающий работу; применяется индивидуализация и дифференциация обучения - парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными; формируется культура поведения преподавателя - он следит за ходом работы, оказывая помощь только при необходимости поощряя самообразование и саморазвитие детей.

Вывод: в условиях изменения содержания образования, когда происходит переход от подхода, ориентированного на знания, к компетентностному, дистанционные и информационно-коммуникационные технологии играют приоритетную роль в образовательном процессе. Технологии дистанционного обучения могут использоваться при всех формах обучения, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Уставом школы (очная, заочная) или при их сочетании с формами образовательной деятельности, во время различных видов обучения, практических занятий, текущих контрольных практик, промежуточной аттестации учащихся. Использование технологий дистанционного обучения не исключает возможности проведения учебных, практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной аттестации посредством непосредственного взаимодействия учителей-предметников с учащимися.

Библиографический список

1. Абрамов, О Н. Возможности образовательной платформы Zoom для организации дистанционного обучения / О.Н. Абрамов, О.И. Ваганова, М.Н. Булаева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10. - № 3 (36). С. 13-15.

2. Алексеева, С.В. Использование технологий дистанционного образования в обучении младших школьников. Виды дистанционного обучения / С.В. Алексеева, Н.В. Алексеева // Педагогические науки: вопросы теории и практики. - 2021. С. 47-49.

3. Гордеева, А.В. Применение дистанционных образовательных технологий при обучении учащихся начальной школы / А.В. Гордеева // Школа - вуз: проблемы и перспективы развития. - 2019. С. 91-94.

4. Муратова, А.С. Использование образовательных платформ при дистанционном обучении как фактор освоения киберпространства младшими школьниками / А.С. Муратова, Ю.А. Лившиц // Вопросы педагогики. - 2021. - № 2-2. С. 139-142.

5. Разливинских И.Н. Характеристика дистанционных образовательных технологий, используемых в процессе обучения младших школьников / И.Н. Разливинских, С.П. Новоселова // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2022. - № 2. С. 36-40.
2024-03-06 09:17 2024