Актуальные вопросы дошкольного образования

Иванова И.М., Рудакова А.В. Формирование предпосылок к развитию инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием LEGO-конструктора

Библиографическое описание:

Иванова И.М., Рудакова А.В. Формирование предпосылок к развитию инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием LEGO-конструктора // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала».

Ж. Пиаже

С каждым годом человечество совершает все новые и новые открытия, а новые технологии, как известно, быстро распространяются во все сферы человеческой деятельности. Современные дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить.

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Воспитание всесторонне развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию. Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования на этапе завершения уровня дошкольного образования одним из целевых ориентиров является овладение ребенком основными культурными средствами, способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. В формулировке данной возрастной характеристики содержатся признаки прединженерного мышления, которое является основой формирования инженерного мышления. В этой связи актуальными становятся формирование у детей раннего возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, A – art – искусство, творчество, M – mathematics (математика). Технические достижения влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, поэтому все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как ЛЕГО-конструирование и робототехника.

Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать, а значит, может способствовать формированию и развитию прединженерного мышления детей. Опыт, получаемый ребенком в ходе наглядного моделирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской деятельности.

Лего-конструирование и робототехника позволяет организовать интеграцию образовательных областей:

- познавательное развитие: техническое конструирование - воплощение замысла из деталей конструктора;

- речевое развитие: создание игровых ситуаций с использованием построек из конструктора способствует развитию связной речи;

- художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование – создание замысла из деталей конструктора;

- физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Лего-конструирование на основе наглядного моделирования в образовательном процессе позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребенка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профессионально-ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности.

Из этого можно сделать вывод, что формирование современного инженера необходимо начинать уже в дошкольном детстве. И одной из самых эффективных технологий в формировании предпосылок инженерного мышления является – STEАM- образование. Именно такие STEАM– технологии как ЛЕГО-конструирование и робототехника в образовательном процессе детского сада позволяет создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.

ФГОС ДО определяет конструирование как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Что свидетельствует о развитии инженерного мышления.

На сегодняшний день современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает конструктивная деятельность, посредством которой развивается интеллектуальность, память, внимание, логическое мышление, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний. Внедрение LEGO-технологий в работу с детьми дошкольного возраста является одним из современных методов развития инженерного мышления.

Наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного образования. Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

Занятия по LEGO конструированию мы начали со второй младшей группы. На этапе вовлечение детей в системную конструкторскую деятельность можно посчитать одним из основных условий для формирования способностей осознавать и изучать свойства предметов (размер, форму, цвет). В нашей группе мы с детьми учились навыкам работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые знания. Дети учились работать по схемам, так и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учились ее анализировать.

В первом полугодии дети учились называть детали конструктора, выделять и называть форму, величину, цвет деталей, выполнять простейшие конструкции с заданными условиями, сравнивать предметы по длине и ширине, соединять детали конструктора.

Во втором полугодии дети познакомились с новыми деталями конструктора, научились придумывать новый способ соединения, использовать полученные знания и умения для самостоятельной постройки, по собственному замыслу.

Для качественной работы по обучению конструкторской деятельности мы выявили индивидуальные особенности каждого ребенка и наметили индивидуальный маршрут по формированию у детей познавательной и исследовательской активности, стремление к умственной деятельности, развитие мелкой моторики рук, конструктивных навыков и умений. Сбор информации использовался на основе следующих методик: включенное наблюдение, свободные беседы с детьми, получение ответа через педагогические ситуации, анализ продуктов детской деятельности. Разработали перспективный план работы с детьми на год.

Играя в конструктор LEGO, дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу строительства. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе: умение брать на себя роли, распределять обязанности и четко выполнять правила поведения. Каждый ребенок может поучаствовать в разных ролях - сегодня собачка, а завтра дрессировщик. С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.

Игры – исследования с образовательными конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать решение и реализовывать их, расширять технические и математические словари ребенка. Лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей. Поэтому мы включаем его как элемент в структуру НОД по «Речевому развитию», «Чтению художественной литературы», «Развитию элементарных математических представлений», и др. Например занятиях по ФЭМП, с целью закрепления навыков прямого и обратного счета, сравнение чисел, знания состава числа, геометрических фигур, умения ориентироваться на плоскости, классифицировать по признакам, также при сравнении предметов по ширине, длине. («Где больше», «Башенки», «Продолжи числовой ряд» и др.). Кроме этого, при создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить: «право», «лево», «сзади», «спереди», «на», «под». Различать понятия «между», «там-то». Тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами. Также мы используем конструктор в формировании графических образов букв. А по собранным самостоятельно конструкциям или движущимся роботам дети с большим интересом сочиняют описательные рассказы. Созданные Лего - постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх - театрализациях. Они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Также Лего -элементы мы используем в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие. Например: «Чудесный мешочек», «Запомни и повтори» и др. Благодаря STEАM-подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.

Библиографический список1 Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Парамонова - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.

2 Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов./ М.С. Ишмакова - ИПЦ «Маска», - 2013. - 100 с.

3 Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. / Л.В. Куцакова – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, -2010. - 90 с.

4 Перворобот LegoWeDo [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – LegoGroup, 2009 – 1 эл. опт.диск (CD-ROM).

5 Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина. -М.: Сфера, 2011. - 128 с.

6. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. / Е.В. Фешина – М.: ТЦ Сфера, 2012. - 450с.

7. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для воспитателя. / А.Н. Давидчук – М.: Просвещение, 1973. – 80 с.

8. Ташкинова Л. В. Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 230-232.

9. Золотарёва А. Конспекты занятий по техническому творчеству (на основе образовательного конструктора «Lego Edukatlon We Do 2.0»
2023-04-06 16:34 2023