Исследовательская и проектная деятельность

Туголукова А.Ю., Черенкова Р.М., Килина Л.С. Проект «Во саду ли в огороде»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf


«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать, и я пойму».

Китайская пословица


Тип проекта: Проектно - исследовательский;
Продолжительность проекта: 4 месяца (февраль, май)
Участники проекта: дети компенсирующей направленности подготовительной группы № 4, педагог – психолог, воспитатели, родители
Объект: мир природы.
Предмет исследования: семена овощей и фруктов
Актуальность: Работая с детьми в детском саду, воспитатели и специалисты ставит перед собой определенные задачи по достижению развития всесторонне – развитой личности, но достижение таких результатов занимает определенное время, а работая с детьми ОВЗ это время увеличивается практически в двое.
При работе в таких группах с такими детьми, коррекционная работа выходит на первое место, и каждый участник старается привить интерес  и повысить качество выдаваемого материала для особенных деток.  Что становиться проблематично, так как у них низко развита произвольность и низко развиты психические процессы
Проектная деятельность позволяет решать нам сразу несколько коррекционных задач и предоставляет детям возможность стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития их успешности. Ребята самостоятельно приобретают знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности в процессе выращивания культурных растений в комнатных условиях.
Задачи:
·        Расширить знания детей о культурных растениях
·        Развивать познавательную сферу и творческие способности.
·        Содействовать активному использованию в речи разных типов предложений; вступать в диалог со взрослыми; при желании поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями, развивать связную речь.
·        Развивать логическое мышление и наблюдательность путем отслеживания изменений в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
·        Воспитывать социально-активную, творческую личность;
·        Повышать уровень тактильного восприятия (чувственность руки и пальцев)
Проблемные вопросы:
- из чего состоит семечко?
- Как появляется растение?
- можно отличить семена на ощупь друг от друга?
- как влияет на организм человека употребление овощей и фруктов?
Предполагаемые результаты:
Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают саженцы, тем самым выявляют многообразие и разнообразие посевного материала;
2. С помощью исследовательской работы дети устанавливают причинно – следственные связи от семени до ростка
3. Создание в группе огорода на окне, и участие в общесадичном консурсе.
4. Создание дидактической игры.
5. Дети увлечены практической деятельностью по выращиванию растений на окне.
6. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от увиденных результатов.

Этапы реализации проекта:
- подготовительный
- основной
- заключительный
Содержание практической деятельности по реализации проекта:
1 этап – Организационный (февраль):
- подбор методической, познавательной и художественной литературы
- консультирование родителей, привлечение их к проекту;
- подбор атрибутов и материалов для экспериментальной деятельности
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме исследования;
- сбор коллекции семян для осуществления практической части проекта;
- Консультация родителей «трудовое воспитание – это важно»
- актуализация знаний детей;
2 этап – Основной (март - апрель):

·       беседы c детьми на тему: «Виды овощей и фруктов и их польза для человека», «откуда появляется росток».
  • организационная игра воспитателя с детьми «Съедобное, не съедобное»;
  • наблюдения за семенами;
  • проведение экспериментально - поисковой деятельности «Чудо - Юдо семечко» (описание экспериментов см. в приложении 1).
- создание дидактической игры «Крышка - малышка» (создание и правила игры см. приложение 2)
3 этап - Осуществление замыслов:
Создана дидактическая игра «крышка - малышка»
Подготовлена рассада для мини огорода на территории детского сада
Работа с родителями
- предложить родителям создать сказку про понравившийся овощ или фрукт и оформить в виде книжки малышки или театра


Приложение 1

Карта проекта «Чудо - Юдо семечко»
Необходимые материалы: Семена для просмотра под микроскопом и проращивания: мандарина, яблока, подсолнуха, тыквы, помидора, микроскоп, пробирки 3 шт, земля, йогуртовые стаканчики, календарь наблюдений, линейка
Этап выполнения
деятельность ребенка
деятельность взрослого

1 этап: подготовительный

Сбор материалов и оборудования
Сбор семян
Подготовка оборудования

2 этап: основной

НОД «3 проекции семени»
- рассматривание семян (визуально, под микроскопом (целиком, в разрезе))
-беседа «Что из чего появляется»
- закрепление на серии картинках
- исследование семян,
-установить причинно – следственные связи

- Задавать наводящие вопросы для усвоения материала детей
-Помощь, следить за техникой безопасности
НОД «Почему растут семена»
Посадка семян в разные условия
- колба
- земля
Садят понравившиеся семя
Осуществляют помощь при необходимости
Ведение календаря наблюдений при развитии семени
- осуществление ухода за растением
- появление и развитие корневой системы (наблюдение за пробиркой)
- появление и развитие побега
Заполнение календаря наблюдений при помощи зарисовки наблюдений от корневой до развития растения
Помощь в заполнении календаря и уходе за растением

3 этап: заключительный

Передача готовой рассады для огорода расположенного на территории детского сада
Активные участники
Помощь в передаче растений



Приложение 2

Дидактическая игра «крышка - малышка»
Необходимые материалы: Семена для создания игры: мандарина, яблока, арбуза, киви, подсолнуха, кабачок, редис, тыквы, помидора, огурец; крышки из под детского питания 20 штук, клей (плиточный),  заламинированные карточки с сюжетными картинками данных семян (семечко, росток, взрослое растение)
Цель игры: Цель: Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка.
Задачи:
- Закрепить умение узнавать на ощупь различные семена, распределять их в нужный отсек;
- Развивать мелкую моторику рук; - Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.
Возраст: 3-7 лет
До начала игры ребенок переворачивает крышки семенами вниз. Все семена ему знакомы из проведенной заранее работы. Поочередно то правой, то левой рукой поднимает крышку не переворачивая ее, свободной рукой на ощупь определяет признаки семени (форма, степень жесткости-мягкости, степень гладкости-шершавости) предполагает какие семена спрятались под крышкой, переворачивает ее и таким же способом ищет ей пару. Если ребенок не угадал пару обе крышки переворачиваются, и он начинает все сначала. Если угадал, то обе крышки отправляются на лото где ему необходимо семена на крышке соотнести с картинкой этого семени
Этап выполнения
деятельность ребенка
деятельность взрослого

1 этап: подготовительный

Сбор материалов и оборудования
Сбор семян, крышек
Подготовка оборудования для создания игры

2 этап: основной

-Беседа «по технике безопасности на занятии »
-Создание игры «крышка - малышка»
-Соблюдение техники безопасности
- Создание практического материала для игры

-Проведение техники безопасности
-Создание ламинированных карточек , помощь в создании «крышки - малышки»,

3 этап: заключительный

Комплектация основного этапа
Апробирование игры на группе
Объяснение правил игры




2022