НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Волокитина Т.В. Психокоррекция развития детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального воспитания (психотехнические упражнения и игры с музыкой для дошкольников)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 7 (57) https://f.almanah.su/57.pdf


Предлагаемые психотехнические упражнения и игры коррекционной программы Н.В. Самоукиной, кандидата психологических наук, основаны на научных данных о психических закономерностях развития детей, и адаптированы и апробированы мной на практике в МДОУ.
Главная задача – развить у детей «комплекс произвольности» – умение контролировать себя, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия. Принимая во внимание, что данные умения надо развивать как можно раньше, то эта задача реализуется в игровой форме, поскольку игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Используемые коррекционные игры, психотехнические упражнения и релаксации развивают коммуникативные, интеллектуальные способности и корректируют эмоционально-волевую сферу дошкольника, а также предназначены для снятия утомления, страхов, невротических реакций, укрепляют ребенка и улучшают психологическую адаптацию детей к школе.
Все психотехнические игры и упражнения, соответственно их содержанию, обогащены музыкальным сопровождением, что усиливает восприятие и благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка, а также делает общение с детьми более интересным. Музыка, сопровождающая игру, влияет на качество исполнения и создания игрового образа – улучшает пластичность движений, придает им выразительность, развивает слуховое внимание и творческую фантазию ребенка.
Игры могут проводиться с подгруппой детей, по одному, в паре. В начале игры дается установка: точно выполнять задания и понять свое чувство. После игры проводится обратная связь – обсуждение. Взрослый вместе с ребенком или детьми анализируют свои собственные действия, оценивают успешность, вспоминают наиболее интересные игровые моменты и собственное чувство.
Запрещается высказывание обидных замечаний в адрес детей, фиксирующих какие-либо их физические недостатки. Если дети устали от игры, стали равнодушными, то возможно перейти к следующей игре. Можно повторить те игры, которые дети уже выполняли и которые вызывали у них оживленный интерес. В роле водящего должны побывать все желающие дети. Если ребенок отказывается, лучше не заставлять, а игру продолжать дальше. Постепенно дети станут свободнее и увереннее в себе и будут отказываться все реже. Рекомендуется повторять игры, которые вызывают затруднения у детей.
Стоит отметить, что данные игры рекомендуется проводить не только на занятиях, но и в режимных моментах: обыграть конфликтную ситуацию, снять напряжение, усталость, переключить внимание, настроить детей на положительное и комфортное эмоциональное состояние и т.п.
Считаю, что создание оптимальных психологических условий, поддерживающих положительно-психологический фон детей, успешно способствует развитию личности ребенка, делает его уверенным, здоровым и успешным.

Психокоррекционные игры для детей старшего дошкольного возраста

1.«Будь внимателен»

 Цель: стимулировать внимание; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.




   Описание игры: Дети стоят группой, свободно. Звучит маршевая музыка, дети свободно маршируют под музыку. В ходе марширования ведущий произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.




 Команда «Зайчики» - дети прыгают; «Лошадки» - ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом. «Раки» - пятятся назад (спиной). «Птицы» - дети бегают раскинув руки. «Аист» - стоять на одной ноге. другую поджав. «Лягушка»  - присесть и скакать вприсядку.



 Музыка: «Марш» С. Прокофьева.
2.«Доктор Айболит»
    Цель: снять напряжение; развитие эмоциональной сферы, эмпатии, сплоченности.



 Описание игры: воспитатель или ребенок выполняет роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезъян. Доктор подходит к каждой обезъянке, лечит и жалеет ее.  После того, как доктор Айболит обойдет всех, обезъянки выздоравливают и радуются, что у них больше ничего не болит. Музыка: Г. Гладкова (сказочная музыка)









 3.«Четыре стихии»

     Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.




 Описание игры: дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего дети выполняют определенное движение руками. Команды: «Земля» - дети опускают руки вниз. «Вода» - вытягивают руки вперед. «Воздух» - дети поднимают руки вверх – в стороны. «Огонь» - дети вращают руками в локтевых и  лучезапястных суставах.





 До начала игры «выучить» движения и прорепетировать команда – движение.





 Музыка: Поль Мориа «Воздушная кукуруза», «Полет кондора»; Джеймс Ласт «Одинокий пастух»
 4.«Имена»



Цель: развитие внимания, связанного со слуховым анализатором, с темповыми изменениями; развитие коммуникативных способностей.



 Описание игры: (1) в игре принимают участие несколько играющих. Участники садятся по кругу. Все закрывают глаза и произносят по очереди свои имена шепотом, следят за тем, чтобы не было остановок.
(2) Участники игры произносят имена чередуя тихое и громкое произнесение слов. Один тихо – другой громко и т. д.
(3) Играющие сидят по кругу с закрытыми глазами. Свое имя должен назвать лишь тот, возле которого ведущий хлопну или топнул или др.
5.«Раздумье»


   Цель:развитие коммуникативных способностей, сосредоточенности и способности к концентрации, успокоению.



    Описание игры: Звучит музыка. Один из детей «грибник» пошел в лес «по грибы», а другие дети – лесные деревья. Грибник ходит по лесу между деревьями «плутает», он заблудился. Затем, когда музыка кончается, он останавливается и задумывается: «Куда идти?». Ребенок должен выполнить соответствуюшие настроению образа движения и мимику.



  Музыка: спокойного лирического характера.
6.«Хоровод зверей»

 Цель:развитие коммуникативных способностей, воображения; снятие напряжения.

 Описание игры: Дети, двигаясь по кругу, подражают ребенку, который находится в центре и изображает какого – либо животного , выбранного им по – собственному желанию или по подсказке воспитателя , (медведя, жирафа, зайца, лисичку, лошадку, слона, волка, рыбку, лягушку, птичку…) По сигналу воспитателя (удар в бубен), ребенок- водящий выбирает другого водящего, т.е. меняются местами. Игра продолжается с новым водящим.
Музыка: «Полька»
7 «Дракон кусает свой хвост»   Цель: снижение напряженности, страхов, невротических состояний. Описание игры: Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост». Звучит веселая музыка. «Голова дракона» пытается поймать « хвост», а тот уворачивается от нее. Следить, чтобы дети не отпускали друг друга.




  Музыка: веселая
8.«Березки»


     Цель: развитие воображения, выразительности движений, наблюдательности.

   Описание игры: Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам воспитателя: «Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками»; «Осень. Облетают листья на березах. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону»; «Зима. Веточки на березках дрожат от холода, снег прогибает их к земле»; «Весна. Снег тает, ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются и из них появляются нежные листочки». Можно детей разделить на подгруппы: одни играют, другие смотрят, а потом меняются.     Музыка: умиротворенная, лирическая
9.«Профессии»


 Цель: развитие эмпатии, воображения, выразительности пантомимических движений.     Описание игры: Дети, разбившись на пары, показывают выразительными движениями друг другу, по заданию воспитателя, веселого и грустного художника, музыканта, танцора, дирижера, воспитателя, дворника, строителя, имитируя движения, характерные для людей данной профессии. Один ребенок в паре показывает грустного человека, другой – веселого. И каждый раз при смене ролей дети меняются по эмоциональному предъявлению.
Музыка: веселая, грустная
10.«Колобок»


  Цель:развитие коммуникативных навыков, воображения и выразительности речи.





    Описание игры:(1) Звучит музыка. Дети стоят по кругу и передают друг другу мяч-«колобок Во время музыкальной паузы ребенок. у которого оказался мяч –«колобок», должен задать ему вопрос или сказать несколько слов.




  Например: «Как тебя зовут?»,   « Колобок, я знаю, из какой ты сказки?», «Колобок, давай с тобой дружить», «Колобок, приходи ко мне в гости» и др. После окончания фразы ребенок передает мяч следующему, игра продолжается. (2) На роль «Колобка» назначается ребенок. Под музыку он двигается внутри круга. Во время паузы останавливается, у кого захочет. Ребенок задает Колобку вопросы или говорит несколько слов. Затем меняются местами.
Музыка: русская народная мелодия












11.«Слушай хлопки»

  Цель: развитие активного внимания.












 Описание игры: Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу (10-20 сек.)





   Например: 1 хлопок:  поза « аиста» - ребенок стоит на одной ноге, поджав другую



     2 хлопка: поза « лягушки» - присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки – между ногами на полу.



    3 хлопка: дети возобновляют движение (ходьбу или бег)  Музыка: «Марш», «Полька».
 До начала игры рекомендуется «выучить» каждую позу и прорепетировать: хлопки – поза.
12. «Мыльные пузыри»
Цель: снятие напряжения, развитие воображения и выразительных движений.
    Описание игры: Воспитатель или ребенок имитирует выдувание пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.





Музыка: музыка вальс или космическая музыка. Поль Мориа «Воздушная кукуруза», « Полет кондора»; Джеймс Ласт «Одинокий пастух».







13.«Слушай звуки»

 Цель: развитие активного внимания.




Описание игры: Ведущий договаривается с детьми о том, что когда он нажмет определенную клавишу, они примут соответствующую позу. Когда будет звучать музыка дети должны свободно двигаться в пространстве комнаты или двигаться по кругу (марш, бег, поскоки).




 Звук: нажимается клавиша верхнего регистра – поза «плакучей ивы». Ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу.





  Звук: нажимается клавиша нижнего регистра – поза «тополя». Пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, рук подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев руководителя


    Музыка: разнохарактерная, разножанровая; звуки верхнего и нижнего регистров.
14.«Я не знаю»


    Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности движений, коммуникативных способностей.



 Описание игры: Игроки выбирают мальчика – незнайку. О чем его не спросят, он ничего не знает. Дети задают незнайке разные вопросы, а он молчит, разводит руками: « Не знаю, ничего не видел».  Выразительные движения: поднятие бровей, опускание уголков губ, поднятие плеч, разведение рук в стороны.




  Музыка: веселая. Звучит во время пауз, при смене игроков и т п.



15.«Сова»




  Цель: развитие произвольности.  Описание игры: Дети сами выбирают водящего – «сову», которая садится в «гнездо» и «спит». В течении дня дети двигаются. По команде ведущего: «Ночь!», дети замирают, а «сова» открывает глаза и начинает ловить детей. Кто из играющих пошевелится или рассмеется, становится совой.
Музыка: «Баллар» - О. Гейльфуса
16.«Канон»


     Цель: развитие волевого (произвольного) внимания, ритмического слуха.





  Описание игры: (1) играющие становятся по кругу. Под музыку дети поочередно делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает, третий приседает и встает, четвертый хлопает … (2) усложнить музыкальными инструментами, выполняя ритмический рисунок: 1-й ребенок играет на бубне 1-2; 2-ой ребенок играет на ложках 1-2-3-4; и далее повторять, как 1-ый ребенок и 2-ой ребенок….  (3) На первый такт поднимает правую руку первый ребенок; на второй такт поднимает правую руку – второй ребенок и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, они также по порядку начинают поднимать левую руку.




  Музыка: русская народная мелодия «Из-под дуба»
17.«Буквы алфавита»


     Цель: развитие внимания, памяти.



 Описание игры: (1) играющим детям присваивается определенная буква. Под музыку дети двигаются по залу. С остановкой музыки ведущий называет букву. Ребенок, которому присвоена эта буква, делает хлопок. (2) Можно раздать «буквы», и поднять ее высоко над головой, когда ведущий назовет  очередную букву.
Музыка: «Марш», «Полька»
18. «Запомни свою позу»
Цель: развитие моторно – слуховой и пространственной памяти.


     Описание игры: дети делятся на играющих и зрителей. Играющие занимают « свое место». Например, у одного это место – угол, у другого – стул, у третьего – дверь и т.д. Под музыку дети начинают двигаться по залу. По команде ведущего: «Место!», дети разбегаются по своим местам. Зрители проверят, правильно ли играющие нашли свои места. После этого игроки становятся «зрителями», а  «зрители» - игроками.
Музыка веселая или ритмичная.
19. «Поссорились два петушка»
Цель: развитие раскованности, самоконтроля.



 Описание игры: Дети встают в пару. Под музыку начинают двигаться по типу «броуновского движения» и слегка толкаются плечами. Можно игру провести в обруче – «Кто кого вытолкнет». Не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть « по правде» и одновременно держать символизм игры «понарошку».

Музыка: веселая, например А. Райчева «Поссорились два петушка».
20. «Кто за кем?»

   Цель: снижение возбужденности детей.

 Описание игры: В игровой комнате расставлены стулья. Дети стоят в стороне слушают и смотря, что происходит. Звучит музыка. Ведущий называет первого ребенка, он начинает двигаться между стульями и, когда в музыке возникает пауза, садится на стул. Затем ведущий вызывает другого ребенка, под музыку он тоже двигается между стульями и садится на стул во время паузы. Игра продолжается до тех пор, пока на стул не сядут все играющие.

   Музыка: спокойного, лирического характера. «Гавот» - А. Ферро, «Инвенция» - И. С. Баха

Библиографический список

1. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая школа, 1993. 144 с.
2. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999. 64 с.
2022