Наумец Е.В. Неуспеваемость учащихся с задержкой психического развития на уроках русского языка: причины и пути ее преодоления
Библиографическое описание: Наумец Е.В. Неуспеваемость учащихся с задержкой психического развития на уроках русского языка: причины и пути ее преодоления // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
С чем связано то, что некоторые дети учатся плохо? С их нежеланием учиться или с их интеллектуальными способностями?
Давайте разберемся в этом вопросе.
Неуспеваемость – это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Она выражается в том, что обучающиеся имеют слабые навыки чтения, счета, слабо владеют интеллектуальными умениями анализа, обобщения. На практике установлено, что неуспешным школьник становится только тогда, когда вовремя не были преодолены пробелы в знаниях. При этом у него страдают не только интеллектуальные способности, но и психические процессы.
Слабоуспевающие ученики – это вечная проблема школы. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало обучающихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Современные учёные отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной.
Основные признаки неуспеваемости учащихся:
1. Одним из основных познаков неуспеваемости - наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, а также осуществить необходимые практические действия.
2. Еще одним признаком неуспеваемости становится наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков.
3. Также стоит обратить внимание на недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Неуспевающий ученик обладает следующими основными особенностями:
1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;
2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);
3) не подмечает своих неудач и трудностей;
4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;
6) индифферентно относится к результатам работы.
Все эти особенности присущи детям нашей школы
Основные причины неуспеваемости обучающихся:
У большинства учащихся отсутствует мотивация к учению, низкий контроль со стороны родителей в связи с занятостью на работе, неумение рассуждать, непонимание прочитанного, равнодушие родителей к успехам ребенка. Конечно же трудности обучения и неуспеваемости школьников чаще всего связаны с задержкой психического развития детей. Исследования, проведенные специалистами разного профиля, в разных регионах нашей страны, показали, что:
· в 50% случаев неуспеваемость была связана с задержкой психического развития,
· в 24% – с нарушением поведения (синдром двигательной расторможенности) и только
· в 4% – с умственной отсталостью и с общим недоразвитием речи.
В остальных случаях отмечались общая (соматическая) ослабленность, нарушение слуха, зрения.
Группа детей, объединенных характеристикой «задержка психического развития», чрезвычайно разнородна. Она занимает промежуточное положение между нормой и легкой степенью умственной отсталости (дебильностью). Сложность и в том, что каждый случай «задержки» может иметь свою причину и свои проявления, а значит, требует индивидуальной оценки.
По сравнению со сверстниками, поступающими в первый класс, у детей с задержкой в развитии отмечается крайне недостаточный запас знаний, сведений, умений. Узок их кругозор, бедна речь, слабо развиты моторные навыки. Эти дети никак не осознают себя учениками. В их поведении преобладают детскость, непосредственность, игровые интересы, стремление только к удовольствиям. Познавательные процессы абсолютно не интересуют таких учеников. На уроках они сразу становятся вялыми, скучными или наоборот, излишне беспокойными, совершенно не могут сосредоточиться на задании. Что я и наблюдаю на своих уроках в 5-7 классах, у некоторых учащихся. Все, о чем говорится на уроках, проходит мимо них. Для таких учеников характерно стойкое снижение работоспособности с расстройством внимания, памяти, способности переключаться с одного вида на другой. Особенно резко страдают концентрация внимания, целенаправленная деятельность.
На фоне стойкой неуспеваемости, которая характерна для таких детей, часто отмечаются трудности обучения, связанные с речевым, моторным недоразвитием.
Дети, имеющие задержку психического, речевого, или моторного развития, являются очень сложными для массовой школы, требуют от учителя много терпения и внимания.
Русский язык – это сложная дисциплина, поэтому проблема неуспеваемости по русскому языку у детей с ЗПР проявляется особенно остро. Чтобы работа с такими детьми приносила свои плоды, необходимо подбирать для них задания, повышающие активность в процессе восприятия и осмысления материала, способствующие систематизации и совершенствованию знаний.
С каждым годом количество детей с трудностями обучения русскому языку и на рушениями письма увеличивается. Часто практике я вижу, как ребенок может не дописывать буквы в слове или писать лишние. Лег ко может допустить ошибку даже в написании гласной под ударением, часто такой ученик заменяет буквы по кинетическому сходству, пишет: «хлебобобр» («хлебороб»). Нередко в слове оказываются переставлены слоги: вместо «медведь» написано «ведметь».
Данные ошибки чаще всего можно связать с недостатками фонетико -фонематического восприятия. Дети с такими нарушениями могут вполне грамот но выполнять упражнения на списывание, но в диктанте способны допустить 20 и более ошибок. При письме под диктовку действие развертывается от звука к букве, нет непосредственной опоры на зрительный образ буквы в тексте, с которого переписывают. Ребенок с фонема тическими нарушениями работает гораздо медленнее других, потому что на узнавание звука у него уходит больше времени и, соответственно, навык письма формируется медленно.
Надо сказать, что фонетико-фонематические недоформирования труднее всего поддаются корректированию, чаще всего необходимо привлекать дефектолога для корректировки данной проблемы. Что способен сделать учитель, не обладающий дефектологическим образованием.
В своей работе при проверке письменных работ, я никогда не привлекаю внимание ребенка к дисграфическим ошибкам, потому что, концентрируя на них внимание во время плановой работы по программе класса, можно утратить ориентиры в развитии его навыков. При проверке работ дисграфиков непременно необходимо снизить требования. Речь идет прежде всего о работах, требующих навыков грамотного беглого письма: о диктантах, изложениях и сочинениях. (Такие ошибки отмечаю, но не засчитываю). Представляется, что такой вид контроля, как словарные диктанты, следует исключить для ученика-дисграфика хотя бы до проведения коррекции. Но лучше просто заменить его текстом. Самый приемлемый вид работ при дисграфии - медленное и внимательное переписывание текста. Оно может оцениваться максимально строго. (Тем более что в ВПР даются тексты для контрольного списывания, а не диктанты). Работая с обучающимися, имеющими задержку в развитии, необходимо подбирать для них задания, повышающие активность в процессе восприятия и осмысления материала, способствующие систематизации и совершенствованию знаний. Свои уроки я строю с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, опираясь на системно-деятельностный подход,
Несмотря на то, что деть с ЗПР обучаются по общеобразовательным учебникам, я обратила внимание, что учебники по русскому языку, к сожалению, содержат мало разно уровневых заданий, упражнений творческого характера. А ведь он используется как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Для развития орфографической грамотности использую упражнения с заданием «исправить ошибки». Умение исправлять ошибки использую и при проведении некоторых проверочных диктантов. При проверке я выношу на поля ошибки, дети должны сами найти, исправить и объяснить правописание слов. Это имеет определённый результат. На уроках часто использую приём самопроверки и взаимопроверки упражнений.
Особое внимание в своей работе я уделяю работе над ошибками, допущенными учащимися на письме. Хорошая, добротная работа над ошибками предотвращает их повторение в последующих работах. После проведения контрольных диктантов всегда делаю анализ работ, выявляю наиболее типичные ошибки, допущенные учащимися, и на следующем уроке провожу словарную работу, в которую включаю слова, в которых дети допустили ошибки. Работа эта предусматривает морфемный анализ слова, повторение правил написания тех или иных видов орфограмм, а также самостоятельную работу по составлению словарного диктанта, словосочетаний или предложений на типичные ошибки.
В качестве главного метода работы выступает постепенное усложнение учебного материала, дозирование, при этом материал подается ребенку с ЗПР систематически. При этом задания на каждом уроке необходимо усложнять постепенно (первыми необходимо давать более простые задания). Учащимся с ЗПР важно предлагать достаточное число заданий, которые рекомендуется выполнять с помощью учебника.
Немаловажную роль в организации учебного процесса играет использование информационно-коммуникационных технологий. Их можно использовать на различных этапах урока и для актуализации знаний, и для объяснения нового материала, и для закрепления, и для оценки сформированности учебных действий. Учащиеся могут использовать интернет-ресурсы при подготовке дополнительной информации к уроку или для выполнения домашнего задания.
Для облегчения запоминания учебного материала необходимо использовать больше красочного наглядного материала, рациональные приемы запоминания (группировку слов и картинок, установление связей). Необходимым является усиление практической направленности учебного материала, опора на жизненный опыт ребенка. Например, отвечая на вопрос, какие бывают письма, (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету) учащиеся получают элементарные знания о том, как надо их писать.
Выполняя задание: «Объясни, одну или две н нужно писать в слове», учащиеся не только усваивают теоретические знания о написании одной или двух н в прилагательных и причастиях, но и практически учатся и х использовать.
С целью эффективного усвоения учебного материала учащимися с ЗПР необходимо многократное, поэтапное повторение, возвращение к пройденному материалу. Задания на повторение необходимы на каждом этапе урока. Так при изучении темы «Словосочетание как единица синтаксиса» на каждом уроке повторяется что такое словосочетание, виды словосочетаний, связи слов в словосочетаниях и только потом учащиеся учатся делать синтаксический разбор словосочетаний. В конце каждой темы организуется итоговое повторение с помощью различных методов и приёмов (кроссворды, мозаика, «дорожка знаний» и т. п.).
Для облегчения работы учащихся важно, использовать достаточное количество заданий с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, составление предложений по схемам. При этом, учебный материал вначале нужно разобрать с ребятами по учебнику, лишь затем предложить выполнить задания в тетради.
Ещё одним моментом является использование при письменной формулировке задания минимального числа буквенных символов и как можно большего числа знакомых условных обозначений. В этом случае, как показывает опыт, учащимся не приходится долго читать задания. В последующем они настолько привыкают к условным обозначениям, что не читают задания целиком, а начинают его выполнять, ориентируясь на символы.
Другим методом работы может выступать игровая ситуация. Подобные задания воспринимаются учащимися как игра, они всегда выполняют их с удовольствием. Наблюдение учебного процесса доказывает, что данные задания учащиеся продуктивно выполняют даже в конце урока, когда их учебные возможности уже на исходе.
На современном этапе активно стали внедрять в школьные уроки интерактивное обучение.
Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учителем и учеником или учеником и учеником. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех обучающихся без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Примерами интерактивного обучения на уроке русского языка является ролевая игра, в которой могут присутствовать персонажи, имитирующие языковедческие отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.
Таким образом, на уроках русского языка детям с ЗПР необходимо уделять особое внимание, ориентируясь на индивидуальный, дифференцированный подход с привлечением специальных методов работы с ними. Многообразие методов, рассмотренных нами, позволяет понять, что дети с задержанным типом развития могут справляться с учебной программой, но для этого учителю необходимо создать специальные психолого-педагогические условия образовательного процесса.