НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Солоницына Т.В. Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебный камень магнит»

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


Цель: Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения;
Задачи:
1.       Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить с использованием магнита человеком;
2.       Формирование словаря (магнетизм, магнетит, магнетические предметы, немагнетические предметы).
3.       Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
4.       Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.
Предварительная работа:
Чтение легенды о магните. Проведение опытов «Всё ли притягивает магнит?», «Достанем магнит из воды не замочив рук», использование в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв». Рассматривание иллюстраций в альбоме «Использование магнита в быту».
Оборудование и материалы: Письмо, предметы из разных материалов: резина, дерево; магниты по кол-ву детей, стаканы с водой по кол-ву детей; железные мелкие предметы: скрепки, гайки, шурупы; тарелка с гречневой крупой), фотографии с изображением природного магнита и использованием магнита в быту.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон для нас принес посылку. Эта посылка от волшебника изумрудного города. Давайте посмотрим, что в ней (достаёт письмо и читает его). «Здравствуйте, ребята. Пишет вам волшебник изумрудного города. В своём городе я нашёл интересный камень, он лежит в посылке в маленькой коробочке. Я не знаю, как он называется, что он может принести: добро или зло, как и где его можно применить в жизни. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте этот камень и пришлите мне ответ: результаты исследований. Для вас, ребята, я создал с помощью своего волшебства лабораторию, в которой вы будете знакомиться с этим камнем, проводить с ним опыты. Желаю вам удачи!».
Воспитатель (вынимает камень из маленькой коробочки, дети его рассматривают и высказывают свои предположения).
Воспитатель: Ребята, нам предстоит сегодня стать на некоторое время учёными. Кто такие учёные?
Дети отвечают.
Воспитатель: Да, учёные – это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, создают новые лекарства, растения, приборы и т.д. Ученые работают в лабораториях. Сейчас наша команда учёных будет исследовать волшебный камень магнит.
Но сначала, нам нужно повторить правила поведения в лаборатории. (ответы детей)
Воспитатель: Вы сказали, что этот камень - магнит. Если это магнит, то, какое его самое главное свойство (действие)?
Дети: Он притягивает к себе металл.
Воспитатель подводит к своему демонстрационному столу детей и указывает на предметы, сделанные из разных материалов (пластмассы, дерева, резины, стекла, железа).
Воспитатель: Какие предметы притянулись к магниту?
Дети: К магниту притянулись железные предметы.
Воспитатель (проверяет версию ребят): Значит, волшебник изумрудного города действительно нашёл магнит.
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель: Читаем следующее письмо
Опыт № 1 «Помогите Золушке»
«Ребята, пишет вам Золушка…. Моя мачеха никак не хочет пускать меня на бал к принцу. Даёт мне трудные задания, которые я смогу разрешить только с вашей помощью. Сегодня она насыпала мне гречку в тарелочку и смешала со скрепками и гвоздями…. Помогите мне перебрать и очистить крупу» Ребята, поможем Золушке?
(на большой тарелке гречка…все предметы, которые находятся в ней, убираем с помощью магнита)
Воспитатель: Как быстро вы справились с заданием, будто по взмаху волшебной палочки. А ещё, ребята, все предметы, которые притягивает к себе магнит, называют – магнетические. А те, которые не прилипают к магниту – немагнетические.
Опыт №2 «Не замочи рук»
Чтение письма воспитателем дальше…
«Ребята, пишет вам падчерица, уронившая веретено с железным наконечником в стеклянный – ледяной колодец. Боюсь прыгать в этот колодец, очень уж не хочется бежать в гости к Госпоже Метелице…. Можно ли достать мое веретено с помощью магнита, не замочив рук и ног?»
Воспитатель: Сейчас мы попробуем разгадать еще один секрет магнита. Перед вами стакан с водой с металлической скрепкой. Вам нужно, не замочив рук, достать скрепку. Поможет вам конечно в этом магнит.
(У каждого ребенка стакан с водой. Каждый пробует вести магнит по внешней стороне стакана снизу – вверх. Скрепка «тянется» за магнитом)
Вывод: Еще один секрет: магнит взаимодействует с предметами через стекло.
Вот мы и справились с нашей задачей, помогли всем нашим сказочным героям, я думаю, они будут очень вам благодарны.
Опыт №3 «Фокус со скрепками»
Воспитатель: Магнитные свойства можно передавать обычному железу. Давайте попробуем к магниту подвесить скрепку – получилось, к ней поднесем еще одну, оказалось, что верхняя скрепка примагнитила нижнюю. У нас прикрепилось 3 штуки, но если убрать магнит, то все скрепки распадутся.
Вывод: Магнитное поле можно создать искусственно.
Игра-опыт «Летающая бабочка»
Воспитатель: Ребята, я хочу вам показать небольшой фокус (показ).
Воспитатель: Кто догадался, почему моя бабочка летает? (ответы детей)
К бабочке прикреплен магнитик.
Магнит притягивает бабочку, и она приходит в движение, летает. Теперь, я предлагаю вам самим проделать фокус со своими бабочками.
Вывод: Магнит оказывает влияние даже через картон.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Притягивает-не притягивает» (с мячом)
Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребенку со словами притягивает-не притягивает, называя любой предмет. Если предмет не притягивается, ребенок бросает мяч обратно. Если предмет притягивается, ребенок держит мяч в руках.
Воспитатель: Есть природные магниты, это природные камни магнетиты (показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое природные камни?
Дети: Эти камни создала природа.
Ребята, а где в нашей группе можно увидеть магниты?
(игра «Рыбалка», «Магнитная азбука», цифры на магнитах)
А еще ребята магнит используют:
на заводах и в строительстве, для поднятия больших металлических грузов,
в водопроводах устанавливают магнитные фильтры, для очистки воды,
в различных медицинских приборах есть магнит,
в школе есть магнитные доски…
в рюкзаках, игрушках, зажимах для волос, компасах и т. д.
Молодцы, ребята! Вы сегодня были очень любознательны. А любознательные дети всегда хотят узнать что-то новое и интересное. А что бы вы хотели узнать еще? Подскажите мне, где можно найти много интересной информации?
(в энциклопедиях, по ТВ, через интернет) Я обязательно воспользуюсь вашими советами, а вы поделитесь своими знаниями дома, с родственниками и друзьями.
Воспитатель: Спасибо волшебнику изумрудного города за его посылку, за его задание для нас. Как вы думаете, мои юные учёные, мы справились с заданием?
Дети: Да!!!
Воспитатель: Мы многое узнали про магнит, помогли волшебнику.
Что же мы сегодня узнали о магните? Какие выводы мы можем сделать? Давайте вместе вспомним, а помогут нам в этом рисунки-схемы.
Магнит притягивает металл
Магнит действует в воде.
Магнит действует сквозь стекло и воду.
Понравилось вам на занятии?
Какой из экспериментов вызвал большой интерес?
2019