Цель: Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения; Задачи: 1. Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить с использованием магнита человеком; 2. Формирование словаря (магнетизм, магнетит, магнетические предметы, немагнетические предметы). 3. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. 4. Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. Предварительная работа: Чтение легенды о магните. Проведение опытов «Всё ли притягивает магнит?», «Достанем магнит из воды не замочив рук», использование в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв». Рассматривание иллюстраций в альбоме «Использование магнита в быту». Оборудование и материалы: Письмо, предметы из разных материалов: резина, дерево; магниты по кол-ву детей, стаканы с водой по кол-ву детей; железные мелкие предметы: скрепки, гайки, шурупы; тарелка с гречневой крупой), фотографии с изображением природного магнита и использованием магнита в быту. Ход занятия Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон для нас принес посылку. Эта посылка от волшебника изумрудного города. Давайте посмотрим, что в ней (достаёт письмо и читает его). «Здравствуйте, ребята. Пишет вам волшебник изумрудного города. В своём городе я нашёл интересный камень, он лежит в посылке в маленькой коробочке. Я не знаю, как он называется, что он может принести: добро или зло, как и где его можно применить в жизни. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте этот камень и пришлите мне ответ: результаты исследований. Для вас, ребята, я создал с помощью своего волшебства лабораторию, в которой вы будете знакомиться с этим камнем, проводить с ним опыты. Желаю вам удачи!». Воспитатель (вынимает камень из маленькой коробочки, детиего рассматривают и высказывают свои предположения). Воспитатель: Ребята, нам предстоит сегодня стать на некоторое время учёными. Кто такие учёные? Дети отвечают. Воспитатель: Да, учёные – это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, создают новые лекарства, растения, приборы и т.д. Ученые работают в лабораториях. Сейчас наша команда учёных будет исследовать волшебный камень магнит. Но сначала, нам нужно повторить правила поведения в лаборатории. (ответы детей) Воспитатель: Вы сказали, что этот камень - магнит. Если это магнит, то, какое его самое главное свойство (действие)? Дети: Он притягивает к себе металл. Воспитатель подводит к своему демонстрационному столу детей и указывает на предметы, сделанные из разных материалов (пластмассы, дерева, резины, стекла, железа). Воспитатель: Какие предметы притянулись к магниту? Дети: К магниту притянулись железные предметы. Воспитатель (проверяет версию ребят): Значит, волшебник изумрудного города действительно нашёл магнит. Дети присаживаются на стульчики. Воспитатель: Читаем следующее письмо Опыт № 1 «Помогите Золушке» «Ребята, пишет вам Золушка…. Моя мачеха никак не хочет пускать меня на бал к принцу. Даёт мне трудные задания, которые я смогу разрешить только с вашей помощью. Сегодня она насыпала мне гречку в тарелочку и смешала со скрепками и гвоздями…. Помогите мне перебрать и очистить крупу» Ребята, поможем Золушке? (на большой тарелке гречка…все предметы, которые находятся в ней, убираем с помощью магнита) Воспитатель: Как быстро вы справились с заданием, будто по взмаху волшебной палочки. А ещё, ребята, все предметы, которые притягивает к себе магнит, называют – магнетические. А те, которые не прилипают к магниту – немагнетические. Опыт №2 «Не замочи рук» Чтение письма воспитателем дальше… «Ребята, пишет вам падчерица, уронившая веретено с железным наконечником в стеклянный – ледяной колодец. Боюсь прыгать в этот колодец, очень уж не хочется бежать в гости к Госпоже Метелице…. Можно ли достать мое веретено с помощью магнита, не замочив рук и ног?» Воспитатель: Сейчас мы попробуем разгадать еще один секрет магнита. Перед вами стакан с водой с металлической скрепкой. Вам нужно, не замочив рук, достать скрепку. Поможет вам конечно в этом магнит. (У каждого ребенка стакан с водой. Каждый пробует вести магнит по внешней стороне стакана снизу – вверх. Скрепка «тянется» за магнитом) Вывод: Еще один секрет: магнит взаимодействует с предметами через стекло. Вот мы и справились с нашей задачей, помогли всем нашим сказочным героям, я думаю, они будут очень вам благодарны. Опыт №3 «Фокус со скрепками» Воспитатель: Магнитные свойства можно передавать обычному железу. Давайте попробуем к магниту подвесить скрепку – получилось, к ней поднесем еще одну, оказалось, что верхняя скрепка примагнитила нижнюю. У нас прикрепилось 3 штуки, но если убрать магнит, то все скрепки распадутся. Вывод: Магнитное поле можно создать искусственно. Игра-опыт «Летающая бабочка» Воспитатель: Ребята, я хочу вам показать небольшой фокус (показ). Воспитатель: Кто догадался, почему моя бабочка летает? (ответы детей) К бабочке прикреплен магнитик. Магнит притягивает бабочку, и она приходит в движение, летает. Теперь, я предлагаю вам самим проделать фокус со своими бабочками. Вывод: Магнит оказывает влияние даже через картон. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Притягивает-не притягивает» (с мячом) Воспитательбросает мяч по очереди каждому ребенку со словами притягивает-не притягивает, называя любой предмет. Если предмет не притягивается, ребенок бросает мяч обратно. Если предмет притягивается, ребенок держит мяч в руках. Воспитатель: Есть природные магниты, это природные камни магнетиты (показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое природные камни? Дети: Эти камни создала природа. Ребята, а где в нашей группе можно увидеть магниты? (игра «Рыбалка», «Магнитная азбука», цифры на магнитах) А еще ребята магнит используют: на заводах и в строительстве, для поднятия больших металлических грузов, в водопроводах устанавливают магнитные фильтры, для очистки воды, в различных медицинских приборах есть магнит, в школе есть магнитные доски… в рюкзаках, игрушках, зажимах для волос, компасах и т. д. Молодцы, ребята! Вы сегодня были очень любознательны. А любознательные дети всегда хотят узнать что-то новое и интересное. А что бы вы хотели узнать еще? Подскажите мне, где можно найти много интересной информации? (в энциклопедиях, по ТВ, через интернет) Я обязательно воспользуюсь вашими советами, а вы поделитесь своими знаниями дома, с родственниками и друзьями. Воспитатель: Спасибо волшебнику изумрудного города за его посылку, за его задание для нас. Как вы думаете, мои юные учёные, мы справились с заданием? Дети: Да!!! Воспитатель: Мы многое узнали про магнит, помогли волшебнику. Что же мы сегодня узнали о магните? Какие выводы мы можем сделать? Давайте вместе вспомним, а помогут нам в этом рисунки-схемы. Магнит притягивает металл Магнит действует в воде. Магнит действует сквозь стекло и воду. Понравилось вам на занятии? Какой из экспериментов вызвал большой интерес?