Информационные технологии в современном образовательном процессе

Балатанова Л.В. Использование приложения PLICKERS на различных этапах урока математики

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf


Одно из условий эффективной работы учителя математики - это использование цифровых образовательных ресурсов. Их применение на уроках математики, в сочетании с традиционными методы обучения, способствует повышению качества усвоения учащимися  материала.
В сети Интернет имеется огромное количество различных цифровых образовательных ресурсов. Но мне бы хотелось поделиться опытом работы в части использования новых технических методов и средств ведения урока математики с помощью приложения Plickers.
Актуальность их использования следует из особенностей мышления современных школьников. Сейчас много говорится о клиповом мышлении детей и специалисты считают, что здесь есть и плюсы и минусы. Если говорить о плюсах, то это способность мозга быстро переключаться с одного источника на другой, легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Но вместе с тем у школьников с клиповым мышлением отсутствует способность к длительной концентрации. Так как школьник акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, поскольку информация воспринимается частями и отрывками. Поэтому для эффективной передачи педагогом информации и улучшения восприятия ее учащимися просто необходимо искать новые пути работы с ней. И такой возможностью обладает приложение Plickers.


Рисунок 1. Пример карточки с  QR-кодом.



Приложение Plickers основано на считывании QR-кодов с карточек (рисунок 1) и оперативном получении аналитической информации учителем о проценте усвоения учащимися того или иного материала. В данной статье не будем говорить о техническом аспекте работы с приложением, а подробно рассмотрим способы его использование на уроках математики.

Рисунок 2. Как выглядит опрос на экране.

Итак, если говорить о «плюсах» данного приложения, то сюда можно отнести:
1.       Возможность использования на различных этапах урока;
2.       Минимальные затраты времени на подготовку материала;
3.       Возможность увидеть результаты ответов каждого ребенка;
4.       Минимальное количество времени на уроке, которое учитель тратит на опрос;
5.       Для работы с приложением телефон необходим только учителю (для считывания QR-кодов);
6.       Работа с данным ресурсом активизирует деятельность учащихся на уроках;
7.       Возможность получать мгновенный результат опроса, а также демонстрировать его учащимся;
8.       Возможность более подробного анализа после проведенного урока, т.к. все результаты сохраняются;
«Минус» данного приложения в том, что она англоязычное. Хотя разобраться с основными разделами можно очень быстро.
Но самое главное, что данный ресурс можно использовать на различных этапах урока.
1) На этапе объяснения нового материала. Весь материал можно разбивать на блоки, учитель в конце изложения каждого блока задает вопрос аудитории «Всё понятно?», ученики в ответ поднимают карточки с ответами «да» или «нет», а на компьютере учителя выходит информация о том, как справился каждый из них. В отличие от устного вопроса эта форма позволяет охватить каждого ученика, а не определенную группу.
Например, при объяснении темы: «Сложение и вычитание смешанных чисел» (5 класс, учебник под редакцией Н.Я.Виленкина) можно рассмотреть 5 примеров, решение каждого из которых имеет особенности.
Пример 1:
Пример 2:
Пример 3:
Пример 4:
Пример 5:
При этом после каждого примера устраивать Plickers – опрос (таблица 1).

Таблица 1. Содержание Plickers – опроса.

№ п/п

Содержание опроса

Варианты ответов

A

B

1.       
Все ли понятно при объяснении ПРИМЕРА №1

да

нет

2.       
Все ли понятно при объяснении ПРИМЕРА №2

да

нет

 и т.д.

2) На этапе проверки. В начале урока можно провести опрос по усвоению учащимися понятий и основных определений, изученных на предыдущих занятиях.
Например, при работе над темой «Умножение натуральных чисел и его свойства» (5 класс, учебник под редакцией Н.Я.Виленкина) в опрос можно включить следующие вопросы (таблица 2):

Таблица 2. Содержание Plickers – опроса.

№ п/п

Содержание опроса

Варианты ответов

A

B

C

D

1.       
Что значит умножить число m на число n?

значит найти сумму m слагаемых, каждое из которых равно n

значит найти произведение n чисел, каждое из которых равно m

значит найти разность n чисел, каждое из которых равно m

значит найти сумму n слагаемых, каждое из которых равно m

2.       
Как называют числа, которые перемножают?

делители

слагаемые

множители

делимые

3.       
Как называют результат умножения?

частное

произведение

разность

сумма

4.       
Выберите переместительное свойства умножения

a+b=b+a

(a∙b) ∙c=a∙ (b∙c)

(a+b) ∙c=a∙c+b∙c

a∙b=b∙c

5.       
Выберите сочетательное свойство умножения

a∙b=b∙a

a∙ (b∙c)=(a∙b) ∙c

a∙0=0

a∙1=a

3) На этапе устного счета, либо актуализации знаний.
Например, при изучении темы «Деление натуральных чисел» (5 класс, учебник под редакцией Н.Я.Виленкина) можно составить опрос следующего содержания (таблица 3):

Таблица 3. Содержание Plickers – опроса.

№ п/п

Содержание опроса

Варианты ответов

A

B

C

D

1.       
Автобус проехал 420 км за 6 часов. С какой скоростью двигался автобус?

60 км/ч

70 км/ч

80 км/ч

затрудняюсь ответить

2.       
Количество цифр в частном чисел 20904 и 13 равно:

2

3

4

5

3.       
Найдите частное наименьшего четырехзначного числа и десяти.

90

100

1000

990

4.       
Сколько различных четырехзначных чисел можно составить из цифр 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 при условии, что цифры в записи числа не могут повторяться.

96

840

720

90

 4) На этапе закрепления изученного.
Например, на заключительном уроке по теме «Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда» можно составить опрос следующего содержания (таблица 4):

Таблица 4. Содержание Plickers – опроса.

№ п/п

Содержание опроса

Варианты ответов

A

B

C

D

1.       
Объем куба с ребром 4 см. равен:

16 см. куб.

64 см. куб.

8 см. куб.

12 см. куб.

2.       
Площадь всей поверхности куба с ребром 4 см равна

64 см. кв.

16 см. кв.

96 см. кв.

108 см. кв.

3.       
Сколько кубических метров воздуха находится в комнате, если высота комнаты 3 м, ширина 5 м, длина 6 м?

126 м. куб.

120 м. куб.

64 м. куб.

90 м. куб.

4.       
Площадь боковой поверхности куба с ребром 4 см равна:

64 см. кв.

96 см. кв.

16 см. кв.

128 см. кв.

5.       
Сколько литров воды входит в бак, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, если измерения равны 3дм, 4дм, 5 дм?

60 дм. куб

120 л.

60 л.

600 л.


 5) Plickers будет хорошим помощником на этапе рефлексии, которая является обязательной на уроке по ФГОС. Учащиеся самостоятельно оценивают свое эмоциональное состояние, свои достижения, результаты деятельности, при этом всю информацию увидит только учитель.
 Подробный анализ всех полученных результатов можно провести после урока (рисунки 3), если на самом уроке это сделать нет времени. Анализировать можно как по конкретной теме, так и по отдельным вопросам темы.

Рисунок 3. Пример результата опроса по целой теме.

Итак, проведение опросов с помощью приложения Plickers — это быстрый и удобный способ общения с классом. С его помощью можно «включить» в работу каждого ученика, при этом, не боясь вывести его из зоны комфорта. У учащихся приложение вызывает огромный интерес, дети воспринимают Plickers как игру и учебный процесс для них становится привлекательным.
Таким образом, Plickers - инструмент, который позволяет учителю собирать данные формирующего оценивания в режиме реального времени.


2020