Актуальные вопросы начального общего образования

Ромашко-Байкан Я. В. Формирование познавательной активности младших школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf


Формирование познавательной активности школьников – одна из актуальных проблем в начальной школе, поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе. Необходимо подчеркнуть также, что активность связана с мотивами, целями, задачами, установками, способностями и притязаниями личности и формируется под воздействием внутренних и внешних факторов.
По моему мнению, понятие "познавательная активность" раскрывается через понятие "познавательная деятельность", а "деятельность" - через понятие "активность". Активная деятельность определяется как деятельность усиленная, энергичная, а понятие "познавательная активность" включает в себя и отношение человека к окружающему.
Очень важную роль в формировании познавательной активности младшего школьника играет учитель. Уровень развития познавательной активности у детей зависит от того, насколько правильно учитель сможет:
- создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
- использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
-концентрировать внимание на главном в учебном материале;
-направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
-осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
-избегать перегрузки учащихся;
-принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
-контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
-создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
С приходом в школу дети начинают осваивать новую сферу жизни; происходит перестройка всей системы взаимоотношений ребенка с другими взрослыми и сверстниками. Существенная особенность школьного обучения заключается в том, что при переходе к нему ребенку приходится радикально менять всю систему отношений с воспитывающими его взрослыми. Система отношений из непосредственной становится опосредствованной, т.е. для полноценного общения учителя с учениками и учеников с учителем необходимо овладеть особыми средствами. Это относится прежде всего к умениям правильно воспринимать образцы действий, показываемые учителем во время объяснения, и адекватно воспринимать оценки, которые дает учитель действиям, производимым учениками, и их результатам.
Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников. Примеры некоторых из них хотелось бы представить:

Педагогические приемы активизации познавательной деятельности младших школьников

Работа в группах
1. Каждой группе из 5 человек предлагается один познавательный текст. Капитан команды сначала читает текст другому участнику группы. Тот пересказывает текст следующему участнику. И в самом конце последний участник пересказывает всей группе то, что услышал. Получается, что часто текст не доходит до конца пересказа в начальном состоянии.
Вывод такой, что работа в команде требует слаженной и четкой работы, и от каждого напрямую зависит то, каким будем результат.
(1 текст)
Лекарственные растения.
Уже в глубокой древности люди научились распознавать среди множества трав целебные и использовать их для лечения. В наше время лекарственные растения хорошо изучены. Их очень много в лесах, в степях, на лугах.
Кто из вас не знает подорожника большого? Он растет возле дорог и тропинок, и розетки его листьев мы буквально топчем ногами. Листья подорожника – это средство от ушибов, нарывов, они останавливают кровь.
 (2 текст)
Карась – самая неприхотливая из всех наших рыб. Трудно найти такой пруд, где не водились бы караси. Они водятся там, где не может существовать никакая другая рыба. Водятся даже в канавах!
Больше всего любят караси такие места, где вода тиха и дно покрыто тиной. В тине караси добывают себе разные гниющие вещества, червей и личинок. У карася нет зубов на челюстях, только в горле у него есть несколько крупных зубов. Карась не ест никаких других рыбок, - он не хищная рыба, как щука, окунь. Зарывшись наполовину в тинистую грязь и выставив из неё только один хвост, он копается в ней целый день и набивает ею свой желудок; больше ему ничего не надо. Только по вечерам и ночам карась вылезает из грязи, поднимается на поверхность и подплывает к берегу. Тут он лакомится молодыми ростками камыша и листочками плавучей травы. Так проводят караси тёплое время года.
(3 текст)
Удивительным свойством обладает нефрит. Если по камню сильно ударить молотком, то он не разобьётся и не даст трещин. Это уникальное свойство было оценено первобытными людьми. Они изготавливали нефритовые ножи, молотки, наконечники для пик и стрел. Топоры, изготовленные из этого камня, не тупились десятилетиями и переходили по наследству.
Нефрит — камень непрозрачный. Лишь тонкие его пластинки полупрозрачны. Большинство нефритовых глыб имеет желтовато-зеленоватый цвет увядшей травы. Иногда встречаются камни и тёмно-зелёные, и серые, и молочно-белые, и даже чёрно-зелёные.
Лучшими мастерами по обработке и изготовлению статуэток, ваз и других художественных изделий из нефрита были китайские резчики. Их не могли превзойти никакие другие скульпторы и художники. Находки из древних захоронений служат бесспорным доказательством того, что за много веков до нашей эры люди пользовались нефритом в своём хозяйстве.
2. Задание « Ромашка».
На плакате нарисован цветок ромашки. Каждой группе дается задание. На каждой лепестке написано прилагательное. Группа за определенное количество времени должна написать синонимы к предложенным словам, другая группа – антонимы.
Затем «эксперт» проверяет, как группа справилась с заданием.
3. Задание « Собери как можно больше слов». Предлагается словарное слово. Записывается на доске. Из букв этого слова нужно собрать как можно больше других слов. Время для задания- 2 минуты. Затем все откладывают ручки в стороны. Выигрывает та команда, которая соберет больше слов.
Работа в парах.
4. Упражнение « Сумей повторить».
Учитель читает предложения. На каждое надо сделать только схему, рисунок или чертеж.
«Летит воробей. Автомобиль остановился. Солнце взошло. Машина мчится. Лошади купаются. Дети играют»
Потом, глядя на свои рисунки, надо повторить предложения соседу.
Фронтальная работа
Математическая разминка «Счет в уме».
 Предлагается попробовать и участникам семинара.
Ничего записывать нельзя. Считаем про себя.1000+40+1000+30+1000+20+1000+10. Сколько у вас получилось?
Таблица умножения « На пальцах».
Демонстрация. Объяснения.
«Фишки»
Как умножить двузначное число на 9 без калькулятора и не в столбик?
Показать на доске.
Как умножить двузначное число на 5 без калькулятора и не в столбик?
Продемонстрировать.
«Фишки»
В русском языке для запоминания словарных слов, которые «никак не запоминаются» некоторыми детьми, можно придумать ассоциации.
Например, картина – каркает, посуда – её моют после еды, квартира –квакает… Также определить Совершенный и несовершенный вид глагола можно по наличию приставки С.
Как запомнить последовательность планет Солнечной системы?
Прием «Лови ошибку» (приём какографии). Объясняя материал, намеренно допускать ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся. Главное научить не только мгновенно реагировать на ошибку (светофорчик, хлопок и т.д.), но и доказать почему ошибка и как её исправить.


2021