Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Ергина Л.А. Способы коррекции проблем поведения при работе с детьми с РАС в рамках поведенческого подхода

Библиографическое описание:

Ергина Л.А. Способы коррекции проблем поведения при работе с детьми с РАС в рамках поведенческого подхода // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf

Нарушения социально адекватного поведения являются одним из основных признаков аутизма. Особую группу нарушений составляют так называемые проблемы поведения. Наравне с данным термином встречаются также такие как: деструктивное поведение, девиантное поведение и другие.

Учитывая, что спектр нарушений поведения при аутизме широк, и степень их выраженности может быть различной, говоря о проблемах поведения, проблемном поведении будем упоминать такие нарушения, как:

• агрессия, аутоагрессия;

• неадекватные крик, плач, смех;

• негативизм;

• аффективные вспышки.

Трудности, связанные с недостаточной сформированностью навыков самообслуживания, с нарушениями речевого развития, с несформированностью коммуникативных и игровых навыков, с отсутствием навыков целенаправленного поведения в качестве проблем поведения не будут рассматриваться.

Феноменология проблем поведения

Агрессия проявляется в том, что ребенок бьет других людей; кусает других людей или предметы; бросает предметы в других; щипается; вцепляется в волосы, одежду, руки; царапает; плюется; ругается и т.д.

Аутоагрессия выражается в том, что ребенок бьет себя, ударяет себя другими предметами; бьется о предметы или о других людей; щипает, царапает, кусает себя и т.д.

К проблемам поведения относят неадекватные крик, плач и смех. Например, в ситуации, когда ребенок получает удовольствие от игры, смех не может считаться неадекватным. В рамках поведенческой терапии этот термин используется для поведения, которые:

· не соответствуют социальной ситуации;

· не соответствуют возрасту и социальному положению субъекта.

Негативизм и аффективные вспышки могут рассматриваться как сочетания различных видов поведения, возникающие в определенных ситуациях. Негативизм в широком смысле — это отказ от участия в какой-либо деятельности. Он может возникать в ответ на требование или просьбу со стороны взрослого, проявляться в форме отказа от выполнения задания или от участия в игре и т.п. Виды поведения, сопровождающие негативизм, могут быть различными: агрессия, крик, физическое сопротивление и т.д.

Под аффективными вспышками понимаются ярко выраженные короткие эпизоды крика, плача, иногда —агрессии и аутоагрессии. Иногда ребенок падает на пол или на землю с криком и плачем.

Рассмотрим, как проводится коррекция проблем поведения в рамках поведенческой терапии и ТЕАССН-подхода.

Первым шагом к коррекции проблемы поведения будет его определение в терминах внешне наблюдаемых реакций, при этом следует избегать оценочных формулировок. Определяя поведение, следует описать его максимально конкретно, т.к. в дальнейшем необходимо фиксировать появление данного поведения в различных ситуациях, следовательно, необходимо понять, что именно мы будем наблюдать.

Например, агрессия и аутоагрессия могут проявляться различным образом, и для того, чтобы их корректировать, надо четко представлять себе, как выглядит то поведение, которое мы хотели бы изменить. Важно описать те ситуации, в которых рассматриваемое поведение не является неадекватным, проблемным. Особенно это относится к таким видам поведения, как крик, плач и смех.

Следует напомнить, что такие определения должны быть строго индивидуальными и содержать описание поведения конкретного ребенка, с которым планируется проводить коррекционную работу. Также нобходимо отметить, что в каждом конкретном случае необходимо изменить. В зависимости от этого будет строиться определение поведения.

Таким образом, определение проблемного поведения должно:

• содержать точное описание поведения в терминах внешне наблюдаемых реакций;

• быть индивидуальным;

• включать в себя описание ситуаций, в которых данное поведение не рассматривается как подлежащее коррекции (если таковые есть);

• соотноситься с будущей коррекционной работой.

Следующим этапом подготовки к коррекции поведения является фиксация проблемного поведения. Наблюдение с фиксацией эпизодов проблемного поведения представляется необходимым, поскольку от того, насколько верно мы увидим и проследим связь поведения с внешними факторами или констатируем возможное отсутствие этой связи, зависит эффективность коррекции проблем поведения.

Во время наблюдения фиксируют следующие моменты:

• Что предшествовало появлению проблемного поведения?

• Эпизод проблемного поведения.

• Что последовало за проблемным поведением?

Для того, чтобы начать наблюдение, необходимо:

• Выбрать и описать то проблемное поведение, которое планируется корректировать.

• Подобрать материалы, которые могут понадобиться для наблюдения.

Следующим шагом будет обобщение этой информации. выявление функции данного поведения: необходимо выяснить, что проблемное поведение дает ребенку, для чего служит, как меняет ситуацию.

Основными функциями проблемного поведения являются:

• Избегание неприятного.

• Получение желаемого.

Рассмотрим подробно, в каких случаях проблемное поведение аутичных детей может быть направлено на реализации этих функций.

Избегание неприятного. например:

• нарушение привычного стереотипа;

• непонимание происходящего;

• общение в форме, некомфортной для ребенка;

• непривлекательные для него занятия;

• сверхсильные сенсорные стимулы;

• внутренний дискомфорт.

Получение желаемого, например:

• ребенок требует какой-либо конкретный, привлекательный для него предмет;

• ребенок стремится к выполнению какого-то действия;

• ребенок ищет внимания со стороны другого человека.

Следует отметить, что избегание неприятного и получение желаемого в некотором смысле являются двумя сторонами одной и той же модели. Разделение двух функций является достаточно условным, но оно важно для того, чтобы принять решение о коррекции поведения. Основной критерий разделения — на что явно и в большей степени направлено поведение.

После того, как сделано предположение о функции поведения, необходимо собрать количественные данные, которые будут отражать частоту проявления данного поведения. Это необходимо для того, чтобы после начала коррекционной работы анализировать, насколько наше вмешательство является эффективным.

Основные способы сбора количественных данных о поведении: фиксация эпизодов поведения (для тех видов поведения, эпизоды которого однородны по продолжительности) и фиксация количества временных интервалов, в течение которых поведение имело место (в течение каждого установленного интервала отмечается, имело ли место данное поведение, подсчитывается число интервалов, в течение которых оно было зафиксировано).

Коррекция проблем поведения

Выбор способа коррекции зависит, прежде всего, от функции поведения. Основная логика коррекционного процесса — научить ребенка адекватному способу поведения, который помогал бы ему реализовать ту же самую функцию поведения, что и данное проблемное поведение.

Избегание неприятного. Нарушение привычного стереотипа. Предотвратить появление проблем поведения, связанных с реакцией на нарушения стереотипов, помогает коррекционная работа, направленная на развитие гибкости поведения. Использование расписаний, многообразие жизненного опыта, который ребенок получает — все это способы избежать формирования жестких стереотипов; сделать их изменения более предсказуемыми и, соответственно, менее травмирующими. Если ребенок умеет говорить, его можно обучать фразам, выражающим протест и нежелание: «Я не хочу», «Нет» и т.д.

В то же время, следует помнить, что не всегда есть возможность пойти навстречу ребенку, иногда нарушение стереотипа неизбежно. В подобном случае, если проблемное поведение уже имеет место, наиболее часто используется подкрепление поведения, несовместимого с проблемным.

Примеры поведения, несовместимого с проблемным — когда ребенок кричит, его просят ответить на вопрос; когда он бьет другого человека — просят выполнить какие-либо действия руками и т.п. Проблемное поведение стараются прервать, сделать его невозможным, переключая внимание ребенка на другие действия.

Непонимание происходящего. Профилактика в этом случае — самый лучший способ коррекции. Желательно не создавать для ребенка с аутизмом непредсказуемых ситуаций, которые были бы ему не понятны. В то же время, необходимо, чтобы жизнь ребенка не ограничивалась рутиной: чтобы он бывал во многих местах, знакомился с новыми людьми, получал новый опыт. Если ситуация проблемного поведения, уже возникла, следует попытаться переключить внимание ребенка на что-то, что может его заинтересовать.

Общение в форме, некомфортной для ребенка; занятия, непривлекательные для него. Важно не завышать предъявляемые к ребенку требования, вводить его в трудные для него условия дозировано и постепенно. Если подобные ситуации возникают, необходимо подкреплять ребенка в те моменты, когда проблемное поведение отсутствует; подкрепляется и поведение, несовместимое с проблемным.

Сверхсильные сенсорные стимулы. Основной способ — десенсибилизация; формирование постепенного привыкания к тем или иным стимулам (чаще всего, звуковым). При этом активно используется подкрепление поведения, несовместимого с проблемным. Детей также можно учить выражать свое негативное отношение к ситуации словами и жестами.

Внутренний дискомфорт. В таких ситуациях предпринимают попытки при помощи внешних воздействий уменьшить влияние внутренних факторов. Например, вовлекая ребенка в интересную для него деятельность, можно прервать проблемное поведение.

Общим для всех ситуаций является следующий подход:

• Необходимо предотвращать ситуации, в которых может возникнуть проблемное поведение.

• Надо учить ребенка другим, адекватным способам выражения своего желания изменить ситуацию.

• Если по каким-то причинам данная ситуация неизбежна, не следует поощрять проявления данного поведения, позволяя ребенку избежать неприятной ситуации посредством, например, агрессии или крика.

В тех ситуациях, когда проблемы поведения уже возникли, чрезвычайно важно не выказывать негативных эмоциональных реакций. Проявления гнева, раздражения могут только усугубить ситуацию и закрепить проблемное поведение.

Получение желаемого. Ребенок требует какой-либо конкретный предмет, привлекательный для него. Оптимальный способ коррекции: обучение ребенка адекватным способам получения желаемого. Детей необходимо учить вербально или невербально выражать свои желания. Как только ребенок научается делать это самостоятельно, проблемное поведение в данных ситуациях должно игнорироваться (т.е. не поощряться).

Ребенок стремится к выполнению какого-то действия. Ребенка учат выражать свое желание. Если ребенок не говорит, можно обучать его использовать указательный жест, жесты отрицания и согласия; на занятиях учат выбирать виды деятельности, пользуясь картинками и фотографиями.

Ребенок ищет внимания со стороны другого человека. У детей с аутизмом проблемное поведение достаточно часто является средством получения внимания со стороны взрослого. В таких случаях помогает подкрепление адекватного поведения ребенка с одновременным игнорированием проявлений проблемного поведения.

Следует кратко остановиться на некоторых методах коррекции поведения, используемых в поведенческой терапии:

Подкрепление поведения: а) несовместимого с проблемным; б) подкрепление отсутствия проблемного поведения. Эти способы являются одними из наиболее часто применяемых.

Лишения подкрепления: в ответ на проблемное поведение ребенка лишают подкрепления.

Тайм-аут. Ребенок оказывается на определенный промежуток времени (до окончания эпизода проблемного поведения) вне ситуации, в которой это поведение имело место. Этот способ не может быть использован, если поведение имеет функцию избегания неприятной ситуации: в таких случаях тайм-аут подкрепляет проблемное поведение. В случаях, если поведение вызвано внутренними факторами или направлено на получение внимания, тайм-аут может быть полезен.

Наказания. После эпизода проблемного поведения в ситуацию привносится неприятный ребенку стимул. В качестве наказания наиболее часто используются: повторяющиеся инструкции; физические упражнения; повторение ситуации до тех пор, пока она пройдет без проблемного поведения.

Как правило, в поведенческой терапии, различные методы коррекции проблемного поведения сочетаются друг с другом. Эффективность методов воздействия должна быть продемонстрирована экспериментально, т.е. количественно подтверждена.

Библиографический список1. Воронков, Б. В. Аутизм. Диагностика у взрослых и детей / Б. В. Воронков, Л. П. Рубина. – СПб.: Наука и Техника, 2018. – 220 с.

2. Морозова, С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и ослодненных формах / С. С. Морозова. – М.: Владос, 2007. – 176 с.

3. Нейсон, Б. О ключевых проблемах аутизма, сенсорные аспекты аутизма / Б. Нейсон. – // Аутизм и нарушения развития. – 2016. – Т. 14, № 3 (52). – С. 42-48. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28433988 (дата обращения: 16.03.2023).

4. Пашковский, В. Э. 10 лекций об аутизме: учебное пособие / В. Э. Пашковский. – М.: МЕДпресс-информ, 2021. – 136 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44561495 (дата обращения: 10.03.2023).

5. Разживина, М. И. Особенности адаптивного поведения детей с аутизмом / М. И. Разживина, В. А. Заболотская. – // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2020. – Т. 8, № 2 (29). – С. 201-215. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43048282 (дата обращения: 15.03.2023).

6. Чуприков, А. П. Программы комплексной психолого-педагогической коррекции развития ребенка с расстройствами спектра аутизма / А. П. Чуприков, А. М. Хворова. – М.: [б. и.], 2015. – 48 с. помощь).
2023