Библиографическое описание:
Коневская М.А. Из опыта работы с детьми с ОВЗ // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
Одной из причин нарушения речи детей, в том числе детей с ОВЗ является слабое развитие мелкой моторики рук. Во время работы по развитию и коррекции речи детей использую тренировку движений пальцев рук. В ряде речевых нарушений наблюдается выраженная (в разной степени) моторная недостаточность и соответственно отклонения в движениях пальцев рук. Развитие мелкой моторики рук ребёнка стимулирует развитие координации, развитие памяти, мышления, воображения; улучшает работу внутренних органов, развивает наблюдательность; развивает речь. З.А. Репина говорила о том, что «весь ход нормального речевого развития ребенка протекает» в «строго определенных закономерностях, в которых каждое сформировавшееся звено является, своего рода, базой для полноценного формирования последующего». Что «выпадение какого-то одного звена (отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию других, надстроенных над ним, звеньев. Учитель - логопед обязательно должен учитывать специфику дефекта ребенка, посещающего логопункт ДОУ, лекотеку или специальную группу для детей с различными патологиями (нарушениями). В нашем учреждении, МКДОУ БГО ЦРР д/с № 19, есть группа для детей, имеющих зрительную патологию, которую посещают дети с птозом, амблиопией и косоглазием. Эти дети не относятся к слабовидящим, так как у них в большинстве случаев страдает один глаз, а здоровый обладает относительно высокой остротой зрения, но имеют общие с ними особенности. Характерны дефекты произношения звуков, замены, пропуски, перестановки звуков и слогов, смешение звуков, близких акустически и артикуляторно, аграмматизмы. У этих ребят это связано с ограниченными визуальными возможностями контролировать языковые средства общения, то есть они вторичны. Специалист, работающий с детьми, имеющими нарушения зрения, должен учитывать рекомендации врача окулиста, заключением и ПМПК. Учитывать все моменты: проходит лечение глаз или послеоперационный период. Среди детей, посещающих лекотеку, 65 процентов имеют РАС. Под расстройствами аутистического спектра (РАС) или аутизмом подразумеваются расстройства в развитии центральной нервной системы. РАС можно заметить ещё в раннем возрасте, потому что его симптоматика довольно специфична. Дети не смотрят в глаза, играют определёнными игрушками, используют ритуалы, выполняет одни и те же движения, не играет со сверстниками. Дети имеют специфические нарушения речи: как эхолалия (ребенок повторяет или имитирует слова, сказанные другим человеком), мутизм (тяжелое заболевание, которое связано с нарушением психомоторики у человека, «добровольное» молчание), стереотипные фразы, шепотная или громкая речь, нарушение просодических компонентов речи (необычная интонация или вокализы). Цели логопедической коррекции: устранение речевого дефекта, формирование предпосылок к полноценному овладению грамматическим строем речи; повышение развития внимания, всех когнитивных функций ребёнка. Современные технологии логопедического воздействия: технология развития мелкой моторики - кинезиотерапия, биоэнергопластика; су-джок терапия, пескотерапия, сказкотерапия и куклотерапия, технология развития связной речи (мнемотехника), развития всех средств речи. Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть: традиционными и нетрадиционными. К традиционным я отношу: самомассаж ладоней, пальцев и кистей рук; самомассаж зубами языка и губ; массаж зондовый логопедический и ручной; пальчиковая гимнастика (игры с речевым сопровождением); конструирование (например: использование лего конструктора), мозаики; кукольные и пальчиковые театры; игры на развитие тактильного восприятия. А к нетрадиционным: самомассаж пальцев и ладошек с помощью карандашей, грецких орехов; игры с использованием различных природных материалов, круп. Использование Су - джок – терапии детям нравится. Су - джок - это массажный шарик с пружинками в виде колец, коврика - «травка», грецкие орехи, массажные мячи и так далее. Все действия сопровождаем речью (проговариваем четко, заучиваем наизусть). Пальчиковый театр и театр на фланелеграфе - знакомят ребёнка с понятиями о цвете, размере, форме предмета. Формирует творческие способности; знакомит с элементарными математическими представлениями; развивает воображение, память и мышление; помогает накоплению и активизации словарного запаса; развитию грамматических категорий…Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это: выкладывание по образцу, развитие пространственных представлений, воображения, зрительной памяти и внимания. Параллельно развиваем согласование частей речи, накапливаем словарь…Сказкотерапия - это самый древний психологический и педагогический метод. Используя элементы сказкотерапии, формируются и воспитываются морально-этические нормы поведения; закрепляются звуки в связной речи, расширяется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, развивается монологическая и диалогическая речь, развивается программирование высказывания. Для формирования связной речи и закрепления отрабатываемых звуков используются на занятиях различные игры – инсценировки. Лексический материал в ходе диалогов закрепляется, повторяется, а также активизируется в свободной речи, уточняются значения слов.
Игры с песком или пескотерапия: дети с малых лет знакомы с ними: они из песка пекли пирожки, строили дома и так далее. На ощупь песок может быть холодным и теплым, мокрым и сухим, тяжелым и легким, может принять любую форму. Эти свойства песка замечательны и помогают ребятам развивать творчество и фантазию; ребенок успокаивается, стремится зачастую выполнять задание самостоятельно; развиваются тактильные ощущения («ручной интеллект»). При работе с песком быстрее развиваются все психические функции, ну и, конечно же, моторика и речь. М.М. Кольцова говорила, что «ежедневная пальчиковая гимнастика способствует улучшению работы речевых центров». Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определенные двигательные упражнения. Она направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизацию работы двух полушарий коры головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, кисти, взглядом и т.п. Упражнения типа: «Кулак – ребро – ладонь»; «Зайчик – колечко – цепочка»; «Зайчик – коза – вилка» и другие. Использую биоэнергопластику, которая способствует активизация естественного распределения биоэнергии в организме. С её помощью формируется пластичность, активизируется естественное состояние организма, улучшается кровообращение. Развитие графических навыков и внимания. Использование элементов «Лего» технологии, конструирования, мозаики, кубиков, шнуровки развивает мышцы мелкой моторики рук, накапливается, активизируется словарь и развивается речь в целом. Развивают глазомер и, конечно же, пространственную ориентировку. Эти упражнения развивают усидчивость и творческие способности. Руки развиваются, движения становятся раскованнее. Самомассаж: ребенок делает сам себе как массаж лица пальчиками, ложками так и, например, массаж языка зубами. Казалось бы, что может быть проще использования традиционных методов и приемов, но прогресс образовательных технологий строится на оптимизации методов. Обязательно предполагается использование информационно – коммуникативных технологий. Внедрение инновационных технологий в образование ведет к улучшению качества образовательного процесса, повышает мотивацию детей к получению и соответственно усвоению новых знаний. Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. «Игры для Тигры», «Баба-Яга учится читать», «Учимся говорить правильно», «Загадки тигрёнка Усика», игры портала Мерсибо и др. Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка. В процессе коррекционно – логопедической работы используются элементы логоритмики, которая способствует нормализации двигательных функций и речи детей – логопатов. Дети становятся более уверенными, больше доверяют мне и своим товарищам.
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей - логопатов и особенно у детей с ОВЗ способствует не только развитию речи, позволяет овладеть навыками рисования, лепки. Это поможет лучше адаптироваться в практической жизни, понимать окружающий мир. Учёные говорят о том, что «наш ум находится на кончиках пальцев»! Давайте помогать развиваться нашим воспитанникам, развивая мелкую моторику.
Литература:
1. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб, Издательский Дом Литера, 2008.
2. Карпова Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО: метод. рекомендации / Ю. В. Карпова. – М.: ООО «Издательство «Варсон»; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.
3. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
4. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов на /Д: Феникс, 2009.
5. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно -педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - С. 36-38.
Коневская М.А. Из опыта работы с детьми с ОВЗ // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
Одной из причин нарушения речи детей, в том числе детей с ОВЗ является слабое развитие мелкой моторики рук. Во время работы по развитию и коррекции речи детей использую тренировку движений пальцев рук. В ряде речевых нарушений наблюдается выраженная (в разной степени) моторная недостаточность и соответственно отклонения в движениях пальцев рук. Развитие мелкой моторики рук ребёнка стимулирует развитие координации, развитие памяти, мышления, воображения; улучшает работу внутренних органов, развивает наблюдательность; развивает речь. З.А. Репина говорила о том, что «весь ход нормального речевого развития ребенка протекает» в «строго определенных закономерностях, в которых каждое сформировавшееся звено является, своего рода, базой для полноценного формирования последующего». Что «выпадение какого-то одного звена (отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию других, надстроенных над ним, звеньев. Учитель - логопед обязательно должен учитывать специфику дефекта ребенка, посещающего логопункт ДОУ, лекотеку или специальную группу для детей с различными патологиями (нарушениями). В нашем учреждении, МКДОУ БГО ЦРР д/с № 19, есть группа для детей, имеющих зрительную патологию, которую посещают дети с птозом, амблиопией и косоглазием. Эти дети не относятся к слабовидящим, так как у них в большинстве случаев страдает один глаз, а здоровый обладает относительно высокой остротой зрения, но имеют общие с ними особенности. Характерны дефекты произношения звуков, замены, пропуски, перестановки звуков и слогов, смешение звуков, близких акустически и артикуляторно, аграмматизмы. У этих ребят это связано с ограниченными визуальными возможностями контролировать языковые средства общения, то есть они вторичны. Специалист, работающий с детьми, имеющими нарушения зрения, должен учитывать рекомендации врача окулиста, заключением и ПМПК. Учитывать все моменты: проходит лечение глаз или послеоперационный период. Среди детей, посещающих лекотеку, 65 процентов имеют РАС. Под расстройствами аутистического спектра (РАС) или аутизмом подразумеваются расстройства в развитии центральной нервной системы. РАС можно заметить ещё в раннем возрасте, потому что его симптоматика довольно специфична. Дети не смотрят в глаза, играют определёнными игрушками, используют ритуалы, выполняет одни и те же движения, не играет со сверстниками. Дети имеют специфические нарушения речи: как эхолалия (ребенок повторяет или имитирует слова, сказанные другим человеком), мутизм (тяжелое заболевание, которое связано с нарушением психомоторики у человека, «добровольное» молчание), стереотипные фразы, шепотная или громкая речь, нарушение просодических компонентов речи (необычная интонация или вокализы). Цели логопедической коррекции: устранение речевого дефекта, формирование предпосылок к полноценному овладению грамматическим строем речи; повышение развития внимания, всех когнитивных функций ребёнка. Современные технологии логопедического воздействия: технология развития мелкой моторики - кинезиотерапия, биоэнергопластика; су-джок терапия, пескотерапия, сказкотерапия и куклотерапия, технология развития связной речи (мнемотехника), развития всех средств речи. Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть: традиционными и нетрадиционными. К традиционным я отношу: самомассаж ладоней, пальцев и кистей рук; самомассаж зубами языка и губ; массаж зондовый логопедический и ручной; пальчиковая гимнастика (игры с речевым сопровождением); конструирование (например: использование лего конструктора), мозаики; кукольные и пальчиковые театры; игры на развитие тактильного восприятия. А к нетрадиционным: самомассаж пальцев и ладошек с помощью карандашей, грецких орехов; игры с использованием различных природных материалов, круп. Использование Су - джок – терапии детям нравится. Су - джок - это массажный шарик с пружинками в виде колец, коврика - «травка», грецкие орехи, массажные мячи и так далее. Все действия сопровождаем речью (проговариваем четко, заучиваем наизусть). Пальчиковый театр и театр на фланелеграфе - знакомят ребёнка с понятиями о цвете, размере, форме предмета. Формирует творческие способности; знакомит с элементарными математическими представлениями; развивает воображение, память и мышление; помогает накоплению и активизации словарного запаса; развитию грамматических категорий…Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это: выкладывание по образцу, развитие пространственных представлений, воображения, зрительной памяти и внимания. Параллельно развиваем согласование частей речи, накапливаем словарь…Сказкотерапия - это самый древний психологический и педагогический метод. Используя элементы сказкотерапии, формируются и воспитываются морально-этические нормы поведения; закрепляются звуки в связной речи, расширяется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, развивается монологическая и диалогическая речь, развивается программирование высказывания. Для формирования связной речи и закрепления отрабатываемых звуков используются на занятиях различные игры – инсценировки. Лексический материал в ходе диалогов закрепляется, повторяется, а также активизируется в свободной речи, уточняются значения слов.
Игры с песком или пескотерапия: дети с малых лет знакомы с ними: они из песка пекли пирожки, строили дома и так далее. На ощупь песок может быть холодным и теплым, мокрым и сухим, тяжелым и легким, может принять любую форму. Эти свойства песка замечательны и помогают ребятам развивать творчество и фантазию; ребенок успокаивается, стремится зачастую выполнять задание самостоятельно; развиваются тактильные ощущения («ручной интеллект»). При работе с песком быстрее развиваются все психические функции, ну и, конечно же, моторика и речь. М.М. Кольцова говорила, что «ежедневная пальчиковая гимнастика способствует улучшению работы речевых центров». Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определенные двигательные упражнения. Она направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизацию работы двух полушарий коры головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, кисти, взглядом и т.п. Упражнения типа: «Кулак – ребро – ладонь»; «Зайчик – колечко – цепочка»; «Зайчик – коза – вилка» и другие. Использую биоэнергопластику, которая способствует активизация естественного распределения биоэнергии в организме. С её помощью формируется пластичность, активизируется естественное состояние организма, улучшается кровообращение. Развитие графических навыков и внимания. Использование элементов «Лего» технологии, конструирования, мозаики, кубиков, шнуровки развивает мышцы мелкой моторики рук, накапливается, активизируется словарь и развивается речь в целом. Развивают глазомер и, конечно же, пространственную ориентировку. Эти упражнения развивают усидчивость и творческие способности. Руки развиваются, движения становятся раскованнее. Самомассаж: ребенок делает сам себе как массаж лица пальчиками, ложками так и, например, массаж языка зубами. Казалось бы, что может быть проще использования традиционных методов и приемов, но прогресс образовательных технологий строится на оптимизации методов. Обязательно предполагается использование информационно – коммуникативных технологий. Внедрение инновационных технологий в образование ведет к улучшению качества образовательного процесса, повышает мотивацию детей к получению и соответственно усвоению новых знаний. Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. «Игры для Тигры», «Баба-Яга учится читать», «Учимся говорить правильно», «Загадки тигрёнка Усика», игры портала Мерсибо и др. Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка. В процессе коррекционно – логопедической работы используются элементы логоритмики, которая способствует нормализации двигательных функций и речи детей – логопатов. Дети становятся более уверенными, больше доверяют мне и своим товарищам.
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей - логопатов и особенно у детей с ОВЗ способствует не только развитию речи, позволяет овладеть навыками рисования, лепки. Это поможет лучше адаптироваться в практической жизни, понимать окружающий мир. Учёные говорят о том, что «наш ум находится на кончиках пальцев»! Давайте помогать развиваться нашим воспитанникам, развивая мелкую моторику.
Литература:
1. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб, Издательский Дом Литера, 2008.
2. Карпова Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО: метод. рекомендации / Ю. В. Карпова. – М.: ООО «Издательство «Варсон»; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.
3. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
4. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов на /Д: Феникс, 2009.
5. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно -педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - С. 36-38.