Актуальные вопросы начального общего образования

Вебер Е.П. Эстетическое воспитание младшего школьника

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf

Что необходимо формировать и воспитывать в ребенке?
А чувства?
А как ребенок познает мир в первые годы своей жизни? Конечно, через чувственную сферу.
Психологи первые 3 года жизни ребенка называют «золотым возрастом», первые 7 лет – «формирующим личность» периодом, акцентируя внимание на том, что именно в этом возрасте закладывается фундамент личности человека. Период обучения в начальной школе – это первичная (или вторая - для детей, посещающих детский сад ступень ) ступень обучающей социализации.
Основа развития ребенка во всех этих перечисленных мною периодах детства – чувственное восприятия мира природы и людей.
Ошибка многих педагогов заключается в том, что детей –первоклассников они зачинают обучать, опираясь не на чувственное познание природы вещей ( и научных понятий), а на логическое восприятие.
Логическое мышление у 6-7 летних детей находиться на низкой первичной стадии формирования, поэтому, понятийный материал первого года обучения может быть усвоен в полном объеме лишь с опорой на эстетическое восприятие.
В сферу эстетики входит музыкальное, художественно – театрально (образное), историческое, словесно –поэтическое познание. Вот почему очень важен не разговор о театре, а посещение театра; не только прочитывание пьесы –сказки, а ее обыгрывание; не только прослушивание музыки, а пропевание, пританцовывание и т.д. То есть ученик должен быть погружен в эстетическую деятельность.
И домашнее задание тоже должно носить деятельностный подход с эстетическим уклоном:
- проиллюстрируй фрагмент произведения; ( ученик иллюстрирует понравившийся фрагмент прочитанного произведения. На уроке он объясняет, почему именно этот фрагмент выбран им. Чаще выбор падает на самые эмоциональные чувственные эпизоды художественного произведения. При этом художественный образ вызывает у ребенка эстетические чувства).
 Иллюстрирование фрагментов сказок.
- озвучь героев произведения; здесь используется прием ролевого чтения или чтение монолога. Ученик выбирает слова героя, произносит их с необходимой интонацией, передавая эмоциональное состояние, характер героя, отношения героя к окружающим людям и миру;
- сочини свою историю на заданную тему. Необходимо нацелить ученика на включение в свой рассказ описательных моментов: как выглядит природа, внешность и выражение лица героя истории; как меняется мимика и эмоции человека, состояние природы по ходу разворачивающихся событий;
 История « Сказка про каплю».
- расскажи о правилах безопасного обращения с бытовыми приборами и экономии электроэнергии. Нельзя задавать или ограничивать форму выполнения задания. Ученик может рассказать; показать работу бытового прибора ( например, фена, блендера), рассказывая о технике безопасного общения с этим прибором; снять видео хайпов; произвести расчеты потребляемой электроэнергии у себя в квартире, доме –предложить, как можно съэкономить потребляемую энергию;
- сфотографируй свой школьный или домашний сад, опиши эту картину словесно. Ученик выбирает красивый уголок природы школьного сады или аллеи около дома, фотографирует его, распечатывает снимок. На уроке сначала рассказывает о красивом уголке природы, описывая словесно, а затем показывает фотографию. Ученики комментируют соответствия услышенного ( рассказа) с увиденным (на фотографии).
На уроках русского языка эффективны задания, требующие активизацию чувственных переживаний, эмоционального общения с объектами природы, быта и т.д.
Например, запиши существительные – объекты природы, составь с данными словами словосочетания. И учащиеся составляют такие, как желтый одуванчик, душистая трава, высокое дерево…За каждым словосочетанием ученики вспоминаются личная история. Они рассказывают, как весной собирали цветы, заваривали душистый чай, поливали и сажали дерево. И чем насыщеннее эмоциональнее эстетический опыт ребенка любованием растением, наблюдения за ростом растение, тем ярче и богаче художественней письменная и устная речь учеников.

Иллюстрирование истории на тему « Первый снег»
На уроках предмета «Окружающий мир» учащиеся раскрывают законы природы, экологические закономерности, формулируют правила правильного поведения в природе, опираясь на эстетический опыт, опираясь на эстетическое восприятия окружающего мира. Любуются красотами природного пейзажа и осознанно делают выводы о необходимости экологического отношения к миру, о необходимости экологической сообразности жизни человека.


Иллюстрированное сочинение.
В третьем классе формирование эстетического мировосприятия должно происходить наравне с интеллектуальным. Так как личностная сфера человека формируется не только разумом, интеллектом, суждениями и рассуждениями, но и эмоциями, чувствами и переживаниями. Иначе говоря, в человеке уживается и рациональное, и иррациональное. Человек с выдающимся интеллектом, но с подавленными чувствами и эмоциями – неполноценен, также как и наоборот. Поэтому наравне с точными научными дисциплинами ( математика, ) дети изучают и литературное чтение, окружающий мир, и ИЗО, и музыку, технологию, которые содержат не только когнитивные познания, но и культуросооразный цикл общественных ценностей. Эти дисциплины, такие как ИЗО, музыка …приобщают учащихся к культуре страны, к мировой культуре.
Необходимо к урокам по данным дисциплинам относиться так же ответственно, как и к другим. Нужно, чтобы дети самостоятельно к ним готовились. Родитель может поделиться своими культурными переживаниями по изучаемым темам: рассказать, какую оперу слушал; а если не слушал, то вместе с ребенком послушать и поделиться своими впечатлениями.
От родителей зависит культурный и эстетический уровень ребенка, с которым он поступил в школу. Если дошколенок развивался в эстетической среде – с ним ходили в кукольный театр, на художественные выставки, цирк, филармонию, то он готов к эстетическому восприятию в дальнейшем. Он откликается на эстетические образы.
Эстетическая культура человека формируется на основе эстетических идеалов, эстетического вкуса, на основе многообразия эстетических переживаний и деятельности.
Что это значит?
Эстетические переживания: просмотр картины вызывает эмоциональный отклик, услышанная музыка – тоже…В самой природе заложена тяга к прекрасному, красивому, эстетичному. Чем многообразны эстетические переживания, тем полнее личностное формирование.
Эстетическая деятельность – это когда ребенок рисует, поет, сочиняет музыку, ставит спектакли… Чем ярче, многообразнее эстетическая деятельность, тем полнее личностное формирование.
Эстетические идеалы – это кумиры, образцы для подражания« Одеваюсь»как кумир, как модно; говорю, как любимый герой фильма..
В современных условиях поликультур, когда главным становиться – выделиться любым способом, герои становятся «крутыми» - выделяясь часто дерзким, нахальным поведением, или фрикостью…когда нет четких границ между «добрыми» и « злыми» героями ребенку трудно соотнести с правильной моделью поведения. Поэтому ценным остается приобщения его к культурным ценностям – это классическая музыка, произведения живописи, балета, театра…
Учителю и родителям необходимо формировать у детей привычку видеть красивое, а также быть доброжелательным с одноклассниками, близкими, родными… Здесь вопросы эстетики переплетаются с вопросами этики.
Поведение детей я всегда характеризую эстетическими нормами: красиво, некрасиво. Считаю такое оперирование понятия уместно, так как у многих детей хорошо развито образное мышление.
Очень эффективно проводить тематические классные часы на темы:
« Что есть красота?», «Какого человека можно назвать красивым?»
И когда детям предлагается фото – образ красивой девочки или мальчика, все характеризуют его положительно. Утверждают, что это красивый человек, что с ним хочется с ним дружить. И когда учитель добавляет дополнительное нелепое фото, на котором этот же образ, но изо рта извергается что-то черное, безобразное… « Что это?» - Так художник изобразил грубые, обидные слова, которыми ругается эта девочка (мальчик). – Теперь мнение детей об объекте меняются. Эта девочка некрасива
( мальчик некрасив). Почему некрасив? Из –за черной массы? А в действительности мы ее не видим, а плохие грубые слова можем услышать. И в ходе беседы дети делают выводы, что красота это не только и не столько внешняя категория. Человек должен быть доброжелательным, человечным. Нравственные черты человека – это тоже красота, истинная красота.
Памятка для родителей:
1. Необходимо: правильно, то есть культурно- сообразно организовать досуг детей;
2. воспитывать детей на личном примере, на художественных образах.
3. При подготовке домашнего задания по чтению проверьте, как ребенок понял замысел в автора, какие нравственные и эстетические ценности мотивируются в произведении.
В целом, если у третьеклассника сформирована привычка самостоятельного чтения, значит, у него развивается эстетическое восприятие. Если этой привычки нет в 9 лет, значит, чтение не приносит ему эстетического наслаждения. Это говорит о низком личностном развитии ( интеллекта и чувств).
4. Включайте ребенка в деятельность. Мотивируйте на самостоятельность и инициативность.
5. Если ребенок не проявляет самостоятельность при выполнении домашнего задания, взаимодействуйте вместе: предложите свои идеи, пусть ребенок подумает, может согласиться с вами, может у него появятся свои.
6. Позаботиться о включенности ребенка в творческий процесс, Он должен участвовать в конкурсах, мероприятиях..
7. Необходимо формировать доброжелательную установку на общение с одноклассниками. ( Ребенок должен здороваться с одноклассником и учителем, быть тактичным, вежливо спокойно разговаривать, не переходить на крик, при уходе из школы - вежливо попрощаться.)
т: 89278110905
klass2011goda@mail.ru
2018