Развитие детского творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и др. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, так как освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и основными операциями мышления и воображения.
В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений, навыков, а обучению техники рисования уделяется мало внимания, что отражается на развитии творческих способностей детей.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, что бы тот или иной образ получился выразительным. Работе с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора. Важно, чтобы всякий раз создавалась новая ситуация так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, возбуждать фантазию, расширяет кругозор, желание созидательно трудиться.
После анализа психолого-педагогической литературы пришли к выводу, что такие исследователи, как: Никитина А.В., Давыдова Г.Н., доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Приобщать детей к искусству, надо как можно раньше. Ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности. С самого раннего возраста дети готовы к совместному с взрослым творчеству.
Каждый ребенок-творец. Способности ребенка находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются в будущем, из-за ряда причин. Для реализации педагог должен создавать условия, побуждающие к занятиям искусства, чтобы развить творческие наклонности.
Исходя из этого необходимо не только формировать у детей навыки рисования, но и приобщать дошкольников к нетрадиционным техникам рисования.
На данный момент есть много техник нетрадиционного рисования. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего отведенного времени на выполнения задания.
Предлагаем начать знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования с самого простого и интересного способа получения изображения, а именно «рисования пальчиками». Для ребенка такая техника является очень необычной и вызывает бурю эмоций, где можно не только испачкаться в краске, но и получить свою картину.
Позднее можно использовать «рисование ладошкой», не только оставить отпечаток, но и дорисовать образ животного или растения.
В ходе работы может возникнуть трудность, что дети могут запачкаться, но этого можно избежать, приготовив фартуки, расстелив на столы клеенки, предложив большой лист.
Исходя из опыта работы в данной техники, мы убедились, что чаще всего дети любят выполнять коллективные работы. Темы используем разнообразные. Например: «Осенние деревья», «Ветки рябины».
Техника Пуантализм «писать точками»- рисование ватными палочками, либо несколькими палочками соединёнными резинкой
«Кляксография» обычная, с трубочкой, с ниткой — это разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы.
Техника «монотипия» доступна детям с 3-х лет. Такая техника способствует развитию фантазии, воображения, чувство формы и цвета. Лист бумаги складывается пополам, затем на одну половину наносятся яркие пятна краски, и пока краска не высохла, складываем лист, тщательно разгладим в разные стороны и развернем…. Угадай, что получилось?
«Плавающие краски» - это смешивание пены с красками для создания декоративных узоров. Сначала дети создают разноцветную пену, затем прикладывают к ней листы и уже из получившегося изображения дорисовываю детали.
«Тычком жесткой полусухой кистью» - для создания пушистого, либо что-нибудь колючего. Например: «Ежик», «Тучки».
Техника «набрызг» - является сложной техникой, так как нельзя переборщить с краской, используется несколько цветов.
«Рисование отпечатками листьев» - для этого берем лист дерева, той стороной где более выпуклая часть, покрываем ее краской, затем крашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток.
Техника «рисования восковыми мелками (свеча) + акварель» - на белом листе рисуем восковыми мелками или свечой, а затем закрашиваем лист акварелью. При этом рисунок остается не закрашенным.
Эти техники, а также их применение помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку.
Таким образом, нетрадиционные техники рисования способствуют разностороннему развитию ребенка, развеивает мелкую моторику рук, речь, расширяет представление об окружающем мире, развивается воображение, мышление, цветовосприятие. Повышаются эмоциональные впечатления. Побуждается творческие подходы. Формируется усидчивость. С помощью нетрадиционных техник рисования. Дети обретают уверенность в себе. Каждый рисунок считается маленьким произведением искусства.
Библиографический список
1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с.2. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» – Издательство: Карапуз – Дидактика, 2007. – 176с.
3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2007. – 96с.
4. Солдатова Е. Г. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста / Е. Г. Солдатова // Научный поиск. – 2012. – №21. – С. 44-46.