НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Панарина Н. И., Елисеева Д. С. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «Как живут наши пернатые друзья зимой»



Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «Как живут наши пернатые друзья зимой».
Воспитатель: Панарина Нина Ивановна
(Первая квалифицированная категория).
Воспитатель: Елисеева Дарья Сергеевна

г. Рязань, 2021 г.

Цель: Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни птиц.
Задачи:
1. Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами.
2. Развивать логическое мышление.
3. Воспитывать бережное отношение к птицам.
Предварительная работа: Чтение художественных произведений: Г. Снегирёв «Про птиц»; Н. Сладков «Еловая каша»; В. Зотов «Клёст», «О Птицах», «Кедровка», «Глухарь»; В. Бианки «Кто к кормушке прилетел»?
Оборудование: Картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелётных птиц.
Ход деятельности
1. Организационно-мотивационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам прилетел попугай, его зовут Кеша. Он живёт в Африке, где нет зимы, снега. Кеша просит рассказать ему о нашей зиме и птицах, которые не улетают на юг. Кеша, ты сможешь отгадать загадку?
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз?
Кеша: Не знаю.
Дети: Это мороз.
Воспитатель: В какое время года бывает мороз? Кеша не знает. Помогают дети.
Дети: Зимой.
Воспитатель: Да. Зима – чудесное время года. Зимой чистый воздух, много развлечений. Весёлый праздник – Новый год. Людей радует, бодрит мороз. Но у людей есть тёплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу.
Воспитатель: А как зимуют наши младшие друзья – птицы? Чем мы им поможем помочь в это трудное время?
Дети: Подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться.
Воспитатель: (Вывешивает картину). Ребята, расскажите Кеше, как зовут этих птиц, которые остаются на зиму.
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Какие ещё бывают птицы?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: Перелётные: Ласточка, мухоловка, зарянка.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Да. В холодные дни птицы ищут корм в течении всего дня. Галки и вороны сидят на крышах домов и терпеливо ждут, когда люди выбросят вместе с мусором остатки пищи. Зимой они смелее, чем летом. Полевые воробьи объединяются в стаи вместе с городскими и больше летают около жилья. (Вывешивается картина леса с птицами, которые остаются на зиму в лесу).
Воспитатель: Но большинство птиц всё же живёт в лесу. Каких птиц вы знаете? Познакомьте с ними и Кешу. (На полянках между кустов видны следы тетеревов и рябчиков. Вместе с синицами по лесу кочуют поползни, пищухи, корольки, большой и малый пёстрые дятлы).
Воспитатель: В лесу на зиму остаются птицы, которые питаются ягодами, семенами деревьев. Как их зовут? Найдите их.
Дети: Клёст, свиристель, чиж.
Воспитатель: Такие птицы называются растительноядными, или зерноядными. У этих птиц клюв не очень длинный, широкий, тупой. (Выставляется модель). Но в лесу остаются и птицы, которые питаются насекомыми. Такие птицы называются насекомоядными. Кто может найти насекомоядных птиц?
Дети: Поползень, синица, дятел, пищуха.
Воспитатель: Посмотрите, какой клюв у этих птиц (острый, длинный, немного загнутый – модель). Как вы думаете, почему у птиц разные клювы?
2. Игра: «Узнай по клюву»
(У каждого ребёнка изображение птицы без клювика. Необходимо правильно найти клюв и объяснить, почему у этой птицы именно такой клюв.
3. (За столами).
Воспитатель: Ребята, перед вами конверты с заданиями. Вы должны открыть конверт, прочитать задание, выполнить его и рассказать Кеше, что вы сделали.
4. Задание: «Чьи следы»?
(Определить, какая птица оставила тот или иной след).
5. Задание: «Зимующие – перелётные».
(Отделить зимующих птиц от перелётных).
5. Задание: «Сложи птицу».
(Подобрать голову, хвост, ноги к птицам).
6. Задание «Кто на кормушку прилетел»?
(Найти зимующих птиц).
7. Задание «Узнай, какое время года»?
(По действию птиц узнать, когда это бывает. Птенцы, строительство гнёзд, птицы на кормушке, отлёт птиц).
8. Задание: «Дикие – домашние птицы».
(Отделить домашних птиц от диких).
9. Динамическая пауза: «Скачет шустрая синица».
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Воспитатель: Поведение птиц на протяжении зимы различно. В январе месяце день становится длиннее, солнце показывается чаще. И хотя морозы не слабеют, среди птиц наблюдается заметное оживление. Стайки воробьёв задорно чирикают, усевшись на пригреве. Слышится первая, неуверенная, односложная песнь большой синицы. У чёрных воронов начинаются «воздушные игры». До весны ещё далеко, а эти молчаливые птицы ведут себя необычно, они издают довольно музыкальные, красивые гортанные крики. Полёт у них совсем иной, чем в остальное время: то, сложив крылья, они парят в воздухе. Они в это время всегда парами. Семья у воронов очень дружная. Пара соединяется на всю жизнь.
Воспитатель: Каких кочующих птиц вы знаете?
Дети: Снегирь.
(Выставляется картинка).
Воспитатель: Кто сможет рассказать о снегире?
Дети: Снегири кормятся семенами берёзы, сирени, можжевельника, ягодами рябины, снегири – спутники зимы.
Воспитатель: Хохлатые свиристели тоже кочуют с севера на юг.
К нам с ветрами прилетели стаи ярких свиристелей.
Прилетели свиристели, песню севера запели.
(А. Барто)
Шумные стайки чечёток в серовато-буром оперении и малиново-красных шапочках прыгают с ветки на ветку. Выщипывают семена ольхи и берёзы. По просёлочным дорогам, на полях собираются стайки миловидных пуночек. Их называют подорожниками, или снегурочками. Прилетают они из далёких мест – тундры. Питаются они семенами сорняковых растений или подбирают зёрна, оставшиеся в поле.
А где же ночуют птицы? Синицы – гаички, хохлатые, поползни, пищухи, корольки ночуют в дуплах по нескольку птиц, и даже в сильные морозы не вылетают оттуда. Большинство птиц ночует под крышами домов. Но есть птицы, которые ночуют под снегом – это лесные куры ( глухари, тетерева, рябчики, белые куропатки).
Тетерева бросаются под острым углом с высокого дерева или прямо с полёта вниз и исчезают в рыхлом снегу. Там они и спят в тепле и прячутся от хищников – лисы и рыси. При выходе тетерева сильным ударом головы и крыльев пробивает снег и с шумом взлетают. Питаются они берёзовыми почками и серёжками.
Зима трудное время года. Но тем не менее есть любители-рыболовы и среди птиц. Кто расскажет о таких птицах?
Дети: Серая ворона. (Ставится картинка).
Воспитатель: Не успеет отойти рыбак от лунки, а серая ворона тут как тут. Она не только подбирает отбросы, но и сама ловит рыбу. Она неподвижно стоит у лунки, терпеливо ждёт, пока рыба неосторожно поднимется вверх, чтобы глотнуть свежего воздуха. Одно мгновение – и жертва в клюве.
Удивительный рыболов и оляпка – водяной воробей. Маленькая буровато-серая, с белым пятном на груди птичка. Она поднимается в воздух, делает круг и бросается в холодную воду. Проходит 15-20 секунд, и птичка показывается из воды, держа в клюве водяного жука. Усевшись на камень, она съедает его. Оляпка может плавать и бегать под водой даже против течения, цепляясь за неровности дна. Оляпка хорошо видит под водой. Мороз ей не страшен. Правда, когда он скуёт льдом речку, ей приходится искать прорубь. Зимой оляпка ночует на берегу, в углублении между корнями растений. Оперение у неё густое, плотное, смазывается жиром из копчиковой железы. Ушное отверстие закрывается под водой кожистой складкой.
Воспитатель: Кеша, ты со многими птицами познакомился, а вот ещё одна удивительная птица – клёст. (Вывешивается картинка).
Воспитатель: В самые трескучие морозы на высоких заснеженных елях эти птицы вьют тёплые гнёзда. Нарядный, словно румяное яблочко, самец весело распевает, развлекая подружку, сидящую в гнезде, и кормит её и птенцов отрыжкой еловых семян. Клесты торопятся вывести птенцов в феврале, потому что в марте раскроются шишки, семена выпадут и птенцам трудно будет добыть корм.
Сегодня вы узнали только небольшую часть о птицах. За ними наблюдают и изучают их учёные – орнитологи. А наша с вами задача – помочь птицам в это трудное время, чтоб без песен не пришлось нам встречать весну. Давайте, ребята, придумаем знаки – правила охраны птиц зимой. (Дети предлагают и объясняют свои знаки).
10. Итог.
Воспитатель: Ребята, что мы делали сейчас? Что вам особенно понравилось? С кем бы вы хотели поиграть в эти игры? (Ответы детей). А мне понравилось, как вы интересно отвечали на вопросы. Спасибо вам, вы молодцы!
Библиография
1.       О. А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 3-е изд., 2014, с. 501.
2.       С. Н. Николаева. «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников» Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010, с. 142.
2021